Коммуникативный портрет специалиста
Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту важно в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении.
Для этого необходимы следующие качества, способности, умения:
• знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;
• умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;
• владение профессиональной терминологией, знание соответствий между терминами и понятиями;
• владение стилем профессиональной речи;
• умение определять цель и понимать ситуацию общения;
• умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;
• навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника;
• умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;
• высокая степень контроля эмоционального состояния и выражения эмоций;
• умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности;
• знание этикета и четкость выполнения его правил.
Рекомендуемая литература:
• Романова Н.Н., Филиппов А.В. Русский язык в профессиональном общении. – М.: РГУТиС, 2008.
• Берков В.Ф., Яскевич Я.С. Культура диалога. – М.: Новое знание, 2002.
• Вузовский формат речевых умений. Учебно-методическое пособие //Составитель В.Н.Мещеряков. – Тольятти, 2007.
• Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.
• Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: URSS, 2006.
• Зарецкая Е.Н. Деловое общение. Том I, II. – М.: Дело, 2004.
Тема № 2
Профессиональная деятельность. Сферы профессиональной деятельности
Цель: дать определение понятий «профессиональная деятельность», выделение сфер профессиональной деятельности, «профессиональная компетентность», «профессиональная этика», дать представление о будущей профессиональной деятельности.
План:
• Понятие «профессия»
• Понятие «специальность»
• Сущность профессиональной деятельности
• Профессиональная компетентность
• Профессиональная этика
Профессия – определенный, выделившийся в результате общественного разделения труда устойчивый род деятельности, требующий специальной подготовки (квалификации), выполняемый человеком постоянно или относительно постоянно и дающий ему средства к существованию.
Квалификация по специальности профессионального образования – это уровень подготовленности к компетентному выполнению определенного вида деятельности по полученной специальности.
Специальность – постоянно выполняемая трудовая деятельность, выделенная вследствие внутреннего разделения труда в рамках профессии; совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач; направление подготовки в среднем специальном учебном заведении.
Специализация как локальная область профессиональной подготовки, когда специалист получает конкретизированную совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на применение в конкретной области профессиональной деятельности человека в рамках данной специальности.
Профессиональная деятельность - это, прежде всего, трудовая деятельность.
Е. А. Климов выделяет следующие значения понятия «профессия».
1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия накладывает свой «отпечаток» на всю жизнь человека).
2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности. Здесь также решается вопрос о том, в каких сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как профессионал.
3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет «производить» какие-то товары или услуги, но, главным образом, она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для его развития.
4. Профессия как исторически развивающаяся система. Интересно, что само слово «профессия» восходит к латинскому profiteri - «говорить публично». Естественно, сама профессия меняется в зависимости от изменения культурно-исторического контекста, и, к сожалению, возможны ситуации, когда изначальный смысл профессии может существенно извращаться.
5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов. Именно они должны сами определять место своей профессии (и свою личную «миссию») в общественной системе, а не просто выполнять работу «по инструкции».
Профессиональная деятельность человека представляет собой исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний, навыков и умений, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества. Профессиональная деятельность имеет общественный характер. В ней различают как минимум две стороны: общество (как работодатель) и человек (как работник). Общество в этих отношениях выступает как:
• заказчик выполнения общественно значимых видов деятельности;
• организатор условий такой деятельности;
• источник ее материального финансирования;
• регулятор правовых отношений между участниками трудовой деятельности;
• эксперт качества профессиональной деятельности, осуществляемой работником;
• источник формирования социального отношения к профессии (ее значимость, престиж и т. п.).
Профессиональная компетентность - это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень ЗУН, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности. Профессиональная компетентность специалиста любого профиля включает такие разновидности, как:
специальная компетентность – высокий уровень знаний, используемых в профессиональном труде и обеспечивающих возможность профессионального роста специалиста, смену профиля работы, результативность творческой деятельности;
социальная компетентность – способность брать на себя ответственность, принимать решения (в том числе совместные), регулировать конфликты ненасильственным путем и т.д.;
психологическая компетентность – обусловлена пониманием того, что без культуры эмоциональной восприимчивости, без умений и навыков рефлексии, без опыта межличностного взаимодействия профессионализм остается неполным;
информационная компетентность – включает владение новыми информационными технологиями;
коммуникационная компетентность – предполагает знания иностранных языков, высокий уровень культуры речи и общения;
экологическая компетентность – основывается на знании общих законов развития природы и общества, на экологической ответственности за профессиональную деятельность;
валеологическая компетентность – означает наличие знаний и умений в области сохранения здоровья и в вопросах здорового образа жизни.
Профессиональная этика — термин, используемый для обозначения:
• системы профессиональных моральных норм (например «профессиональная этика юриста»)
• направления этических исследований относительно оснований профессиональной деятельности
Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.
Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:
а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность);
б) особое понимание долга и чести;
в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.
Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах — требованиях по отношению к специалистам. Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, то есть последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика).
Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности. Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Есть такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении. Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями, некоторых профессий из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания и так далее. Здесь речь идет не о фактическом уровне моральности, а о долженствовании, которое, оставшись нереализованным, может каким-либо образом воспрепятствовать исполнению профессиональных функций.
Профессиональные виды этики — это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.
Профессиональные моральные нормы — это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.
Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.
Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т. д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.
Рекомендуемая литература:
• Романова Н.Н., Филиппов А.В. Русский язык в профессиональном общении. – М.: РГУТиС, 2008.
• Берков В.Ф., Яскевич Я.С. Культура диалога. – М.: Новое знание, 2002.
• Вузовский формат речевых умений. Учебно-методическое пособие //Составитель В.Н.Мещеряков. – Тольятти, 2007.
• Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.
• Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: URSS, 2006.
• Зарецкая Е.Н. Деловое общение. Том I, II. – М.: Дело, 2004.
Тема № 3