Роль государства в поддержки малого и среднего бизнеса: отечественный опыт и мировая практика. Правовой режим предпринимательства в России.
Стабильные субсидии малому бизнесу являются необходимым фактором для его успешного развития. Стабильная финансовая поддержка малого бизнеса всегда является показателем грамотного формирования экономики в стране. Никто не станет спорить с утверждением о том, что любая вновь созданная компания нуждается в укреплении своих позиций на рынке, для чего ей требуется прочная материальная база.
На сегодняшний день поддержка малого и среднего предпринимательства является одной из наиболее важных задач государства. Реализация ее может осуществляться посредством единоразового пособия для открытия собственного бизнеса, путем целевых субсидий малому бизнесу или же через систему гарантийных фондов в каждом отдельно взятом регионе.
Согласно мнению специалистов, создание многочисленных программ поддержки малого бизнеса способно объединить не только усилия властей на ведомственном уровне, но и охватить региональные структуры. Следовательно, данная тактика может и должна привести к оформлению устойчивого делового климата в стране. Грамотная финансовая поддержка малого бизнеса является необходимым фактором для его развития и процветания.
Программы поддержки малого и среднего бизнеса
Основным стимулом развития любой компании выступает комплекс мер, направленный на поддержание среднего и малого бизнеса в устойчивом состоянии, и организованный местными властями в каждом отдельно взятом регионе.На сегодняшний день субсидии малому бизнесу могут быть самыми разными. В первую очередь, осуществляется финансовая поддержка компаний и выделение бюджетных средств на их развитие. Кроме того, стимулирующими действиями также является упрощенная система сертификации и лицензирования продукции, участие в выставках и рекламные акции. Выдача целевых субсидий на развитие бизнеса также практикуется государственными органами. Такие субсидии обычно выдаются для возмещение затрат по договору лизинга, на частичную компенсацию ставки по кредиту.
В большинстве случаев государственная финансовая поддержка малого бизнеса направлены на новичков, переживающих период старт-апа. В данном случае новоявленным компаниям доступен ряд бесплатных консультаций в сфере юридических и финансовых областей, координируемых центрами занятости, Министерством здравоохранения, а также Министерством экономического развития страны. Существующие государственные программы для малого и среднего бизнеса уже позволили многим их участникам получить гарантированный доступ к субсидиям, льготные кредиты, а также иметь возможность использования прочих механизмов.
Исследование организационных структур и механизмов поддержки малого и среднего бизнеса в других странах позволяет выявить общие черты, которые имеются в каждой из них, несмотря на те или иные национальные особенности. К их числу относятся:
1) наличие специальных правовых актов, определяющих цели государственной политики и регулирующих весь комплекс вопросов поддержки предпринимательской деятельности, включая установление задач и функций органов управления и механизмов их реализации;
2) разработка и реализация системы государственных программ финансового, технологического, информационного, кадрового содействия
3) сочетание прямых и косвенных мер поддержки малого и среднего бизнеса;
4) создание специализированных финансовых, кредитных, страховых и инвестиционных институтов; применение разнообразных форм и методов финансирования;
5) наличие развитой системы специализированных правительственных учреждений и организаций с государственным или смешанным капиталом, обеспечивающих скоординированное выполнение всего комплекса задач в области поддержки предпринимательства
6) взаимодействие органов государственной власти различных уровней с союзами и объединениями, выражающими интересы предпринимателей, с целью обеспечения учета их позиций при принятии решений.
Основную массу кредитования и инвестирования малого бизнеса осуществляют банки, лизинговые и страховые компании, они также несут основные риски и оказывают основные сопровождающие финансовые и информационные услуги. Для разработки и координации политики в области содействия малому и среднему бизнесу были созданы (как на федеральном уровне, так и более чем в 70 регионах РФ) специальные органы государственного управления. При ряде региональных структур исполнительной власти существуют общественные советы по малому предпринимательству, выполняющие экспертные функции, такой же Общественный совет предпринимателей сформирован (но практически не приступил к работе) и при Правительстве РФ. На федеральном и региональном уровнях принимаются федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства. По мнению властей, малый и средний бизнес наряду с развитием других секторов рыночной экономики может значительно способствовать социальной защищенности населения и созданию, нормальному функционированию стабильного экономически развитого государства.
Принципы правового регулирования предпринимательства:
1) принцип свободной экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ);
2) принцип поддержки добросовестной конкуренции и недопустимости предпринимательской деятельности, направленной на монополизацию рынка;
3) принцип многообразия форм собственности, их юридического равенства и равенства их защиты (8 ст. Конституции РФ).
Административно-правовой режим в сфере предпринимательской деятельности – комплекс административно-правовых норм и средств, определяющих меру возможного и должного поведения субъектов предпринимательской деятельности и субъектов, осуществляющих административно-правовое регулирование общественных отношений в сфере предпринимательской деятельности.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым (директивным) и косвенным (экономическим).
Направления прямого государственного регулирования:
1) установление требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности;
2) установление запретов на те или иные проявления при ее осуществлении;
3) применение государством санкций и мер ответственности;
4) создание хозяйствующих субъектов, их реорганизация и ликвидация (например, унитарных предприятий);
5) заключение договоров в целях обеспечения целевых программ и иных государственных нужд.