Зарождение и основные этапы развития экономической науки.
Классическая политэкономия и ключевые позиции её представителей. Особенность теоретических подходов школ этого периода.
Важнейшие черты классической школы:
§ Первая научная школа, предложившая для изучения экономики систему взаимосвязанных законов и категорий.
§ Источник богатства — не внешняя торговля (меркантилизм), не природа как таковая (физиократия), а сфера производства, трудовая деятельность в ее многообразных формах.
§ Выдвинута трудовая теория ценности (стоимости): в основе цен — затраты живого и овеществленного труда.
§ Обоснован принцип экономической свободы.
§ Показана связь факторов производства (земли, капитала, труда).
§ От поиска внешних сил и обращений к власти А. Смит и Д. Рикардо направили экономистов к анализу внутренних причин функционирования экономики.
А. Смитосновным признаком человеческой природы считал склонность к обмену, торговле. Основная идея в его учении «Исследование о природе и причинах богатства народов» - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он назвал «невидимой рукой». А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, возвысил роль производительного труда как создателя стоимости, показал значение общественного разделения труда как условия повышения его производительности, создал учение о доходах.
Д. Рикардовсе экономические категории стремился объяснить на базе основной, по его мнению, категории стоимости. Главный его труд- «Начала политической экономии и налогового обложения». Он показал: единственным источником стоимости является труд рабочего, прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Заслуга Рикардо заключается в том, что он попытался построить систему категорий политической экономии на основе теории трудовой стоимости.
Основные категории экономической теории: экономический закон, понятие, категория. Функции экономической теории. Значение экономической теории в современном мире.
Собственность: экономическая и юридическая сущность. Элементы отношений собственности: субъект и объект. Виды и формы собственности.
Собственность-принадлежность вещей определенным лицам и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности.
Юридическое содержание собственности реализуется через совокупность правомочий её субъектов: владение, пользование, распоряжение.
Экономическое содержание раскрывается:
o через её функциональные характеристики: владение, управление и контроль.
o через отношение человека к природе, к себе и к обществу
Субъекты собственности:
- индивид
- семья
- трудовой коллектив предприятия
- социальная группа
- население территории
- органы управления всех органов
- народ страны
Объекты собственности:
- земля, земельные участки
- природные богатства
- здания социально-культурного назначения
- деньги, валюты, ценные бумаги
- драгоценности
- основные производственные фонды
- духовные, интеллектуальные, информационные ресурсы и продукты
Виды собственности:
· Общая (характеризуется совместным присвоением средств и результатов производства):
- первобытно -общинная
- семейная
- государственная
- коллективная
· Частная (право владения, пользования и распоряжения обладает один индивид):
- трудовая: семейная, фермерское хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность
- нетрудовая: рабовладельческая, феодальная, буржуазно-индивидуальная
· Смешанная (сочетает черты общей и частной собственности):
- акционерная
- кооперативная
- совместная
Формы собственности: частная, государственная, коллективная
Потребности и ресурсы как материальная основа экономических интересов. Классификация и иерархия потребностей. Пирамида потребностей А. Маслоу. А. Маршалл о системе потребностей. Экономический закон возвышения потребностей.
Потребности–это осознанные запросы или нужды в чём- либо; объективно необходимые условия жизни; отношение человека к миру вещей; состояние неудовлетворённости, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти. Потребность относится к числу первичных экономических категорий, играющих ключевую роль в понимании движущих сил, стимулирующих производственно-экономическую деятельность. Природа потребность разнообразна и сложна. С одной стороны, это потребности, заложенные в организме человека самой природой. К ним относятся биологические потребности, без удовлетворения которых не может протекать жизненный процесс. С развитием цивилизации расширяется круг таких потребностей, также изменяется их характер. С другой стороны человек –существо не только биологическое, но и общественное и социальное. Следовательно, многие его потребности возникают от того, что он живёт среди других людей, контактирует с ними. Экономический интерес –это внешнее проявление производственных отношений поведение людей в целях собственной выгоды. Как экономическая категория интерес представляет собой побудительный мотив действий экономических субъектов. В основе интереса лежит потребность. Любая экономическая активность людей осуществляется, в конечном счете, с целью реализацииих потребностей. При возникновении экономического интереса индивид просчитывает возможные последствия предполагаемого действия, оценивая два фактора: относительную полезность получаемого блага, насколько он нуждается в том или ином благе; Масштаб издержек (затраты времени, сил, материальных ценностей), необходимых для получения блага.
В экономике существуют две аксиомы, которые прямо или косвенно связаны со всеми проблемами, изучаемыми экономической теорией:
· потребности общества безграничны. Они эластичны, постоянно меняются. Если у нас достаточно одежды, еды, мы стремимся удовлетворить другие потребности. И даже когда основные (первичные) потребности будут насыщены, люди перейдут к тому, чтобы изменять способы удовлетворения первичных потребностей. Они будут чаще обновлять свой гардероб, ходить в дорогие рестораны и т. д. Требования растут, планка уровня жизни повышается;
· экономические ресурсы ограничены, или редки. Экономические ресурсы – запасы, источники, возможности, ещё не вовлечённые в процесс производства. Факторы производства – это ресурсы, участвующие в процессе производства. Как вы поняли понятия «экономические ресурсы» и «факторы производства» - понятия близкие, но не тождественные.
Экономические ресурсы подразделяются на материальные и людские. Материальные, в свою очередь, - на естественные – «земля» и инвестиционные – «капитал». Людские ресурсы делятся на труд наёмных работников – «труд» и предпринимателей – «предпринимательская способность».
Указанные четыре фактора производства – труд, земля, капитал и предпринимательская способность – необходимы для любого производства.
Что бы произвести какой – либо продукт нужно основываться на потребительских предпочтениях.
Плюсы
1) гибкость и высокая приспособленность к изменяющемся условиям
2) оперативные использования новых технологий с целью снижения издержек
3) Способность рынка удовлетворять потребности в необходимом количестве и с различным качеством
4) Независимость производителей и потребителей в принятии решении
Минусы
1) Рынок не обеспечивает гарантии на труд
2) Рынок ориентирован на производство оплачиваемых товаров и услуг, а не на общественные блага
3) Рыночные отношения порождают неравенство в обществе
4) Производство товаров и услуг нередко ведет к загрязнению окр. среды
К провалам рынка относятся:
§ естественные монополии — одна фирма удовлетворяет весь спрос на продукцию, так как, чем больше она производит, тем ниже ее средние издержки. К естественным монополиям относят железные дороги, энергетическую систему страны, метрополитен и т.д.
§ информационная асимметрия проявляется в том, что один экономический агент обладает большей информацией о каком-либо предмете или явлении, чем его партнер. В этом случае он оказывается в более выигрышном положении и может извлечь из него сверхприбыль. Информационная асимметрия особенно сильно проявляется в таких отраслях, как образование и здравоохранение, так как человек не в состоянии оценить заранее квалификацию учителя или врача.
§ внешние эффекты — ситуация, когда действия какого-либо экономического агента сказываются на третьих лицах, не имеющих отношения к данному экономическому агенту. Примером негативного внешнего эффекта может послужить загрязнение окружающей среды производственным предприятием, громкая музыка у соседей и т.п.
§ общественные блага — блага, которыми пользуются все члены общества без исключения, а их объем и качество не зависят от количества потребителей. К таким благам относятся национальная оборона, свод законов, правопорядок, система здравоохранения и т.д. Рынок не в состоянии производить такие блага, поскольку он не может обеспечить оплату этих благ.
Плюсы
1) Крупные фирмы обеспечивают дополнительные рабочие места
2) У крупных фирм больше материальных возможностей для научных исследований и применений их
3) Крупные фирмы могут отвечать разнообразным потребностям как покупателям, так и продавцам с различным качеством
4) Производство определенного объема
Минусы
1) Усиление неравенства в обществе
2) Загрязнение окружающей среды
3) Не рациональное использование ресурсов
4) Отсутствие стимула производства общественных благ
Зарождение и основные этапы развития экономической науки.
На основе анализа многочисленных отечественных и зарубежных работ по вопросам экономической теории можно выделить 3 этапа ее развития: экономия, политическая экономия, экономикс.
Первый этап - экономия. Экономическая наука сначала возникла как наука про экономию, умелое ведение домашнего хозяйства. Ее целью было воспитание у граждан рационально вести свое хозяйство (этот термин встречается еще в трудах Аристотеля в эпоху рабовладельческого строя). В эпоху феодализма экономическая наука трактовалась с позиций Священного писания. В библейских текстах справедливая цена на товар рассматривалась, например, с точки зрения христианских норм морали, а ростовщичество осуждалось как противоестественное обогащение и как явление, которое губит человеческую душу¦.
Экономическая теория как наука (т.е. систематизированное знание о сущности экономики) возникла в 17-18 вв. в период становления капитализма.
Меркантилизм. Сторонники этой школы основным источником богатства считали сферу обращения, торговлю, а богатство отождествляли с накоплением металлических денег (золотых и серебряных). Взгляды представителей этой школы выражали интересы торговой буржуазии в период первоначального накопления капитала и развития внешней торговли. Представители: А. Монкретьен, Т. Манн, Д. Юм, В. Стаффорд.
Физиократы. В отличие от меркантилистов, физиократы впервые перенесли исследование из сферы обращения непосредственно в сферу производства. Но источником богатства считали только первичный сектор — труд в сельскохозяйственном производстве. По их мнению, промышленность, транспорт и торговля — бесплодные сферы, а работа людей в них лишь покрывает расходы на их существование и неприбыльна для общества. Представители: Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо и др.
Классическая политическая экономия. Возникла с развитием капитализма. Ее основатели У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо впервые дали системное изложение экономической науки как единой целостной научной дисциплины. Они концентрируют внимание на анализе экономических явлений и закономерностей развития всех сфер капиталистического производства, стремятся раскрыть экономическую природу богатства, капитала, доходов, кредита, обращения, механизма конкуренции. Именно они положили начало теории трудовой стоимости, а рынок рассматривали как саморегулирующуюся систему.
Марксизм, или политическая экономия труда. Основатели этого направления К. Маркс и Ф. Энгельс исследуют систему законов капиталистического общества с позиций интересов рабочего класса. Продолжая исследование теории трудовой стоимости, они провели анализ развития форм стоимости, предложили свою концепцию прибавочной стоимости, денег, производительности труда, воспроизводства, экономических кризисов, земельной ренты. Однако некоторые положения марксизма — об отрицании частной собственности и рынка, усилении эксплуатации и роста обнищания трудящихся при капитализме, о единственном факторе формирования прибавочной стоимости, преимуществах общественной собственности, неизбежности краха капитализма не имели надлежащей научной обоснованности и не нашли практического подтверждения. Поэтому ныне они пересматриваются и подвергаются справедливой научной критике.
Маржинализм (от англ. marginal — предельный) — теория, которая объясняет экономические процессы и явления на основе универсальной концепции использования предельных, крайних ("max" или "min") величин, характеризующих не внутреннюю сущность самих явлений, а их изменение в связи с модификацией других явлений. Исследование маржиналистов основываются на таких категориях, как "предельная полезность", "предельная производительность", "предельные затраты" и др. Маржинализм использует количественный анализ, экономико-математические методы и модели, в основе которых лежат субъективно-психологические оценки экономических процессов и явлений. Представители маржинализма — К. Менгер, Ф. Визер, У. Джевонс, Л. Вальрас.
Австрийская школа: основатель Карл Менгер. Австрийская школа ориентировалась на экономический либерализм, отвергая социализм. Логические рассуждения об экономических явлениях и процессах предпочитались математическим вычислениям. Основные положения Австрийской школы Маржинализма следующие:
1)в трудовой теории стоимости внимание школы сосредоточено на потребительской стоимости и полезности.
2) были введены в науку понятия субъективной полезности. (ценности, которые стали основой ценообразования.
3) замена термина стоимости и товара на ценность и экономическое благо
4) был применен принцип монизма, то есть единым образованием цены признавалась полезность. Негативная сторона этой школы заключалась в отсутствии связи теории с практикой.
Английская школа: Уильям Джевонс и Фрэнсис Эджуорт. Английская школа сосредоточила свое внимание на проблемах измерения полезности и математического определения равновесия.
Равновесие рассматривалось на основе сопоставления полезности благ и тягости труда.
Эджуорт установил закон роста производства фирмы, а также ввел понятие кривые безразличия.
Лозаннская школа: Леон Вальрас и Вильфредо Парето. Маржиналисты лозаннской школы исследовали «чистую экономику», т.е. экономику вне социальных форм. Основные положения лозаннской школы:
- отсутствие контроля над ценами
- свободный вход и выход из отрасли
- информация, как главный фактор для максимального извлечения прибыли.
Монетаризм — теория, которая предлагает отказ от активного вмешательства государства в экономику и приписывает денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в формировании экономического равновесия, развития производства и изменения объемов валового внутреннего продукта (ВВП).