Основные трактовки к формулировке и исследованию рыночной конкуренции
Понятие «конкуренция» несколько столетий использовалось в экономической науке, но только со второй половины XIX века (по Дж. Стиглеру, с 1871 г.) оно стало привлекать внимание ученых-экономистов как самостоятельное явление. Согласно Ю.В.Тарануха сформировалось 5 основных трактовок к формулировке и исследованию рыночной конкуренции:
· поведенческая; борьбазаденьгипокупателяпутемудовлетворенияегопотребностеи
· структурная;анализструктурырынкадляопределениястепенисвободыпродавца и покупателянарынке (формырынка) и способавыходаизнего
· предпринимательская;Борьбамеждуновым и старым, Процесссозидательногоразрушения
Содержаниеконкуренции-Соизмерениеальтернатив-Выявлениеправильностипринятогорешения
Объектконкуренции-Предпринимательскиеидеи-Новаятехнология, продукт, организация
· функциональная; соперничествостарого с новым, с инновациями, когдаскрытоестановитсяявным
эволюционная;Динамическиипроцесс, в которомгенерируетсяпоискэффективныхформповедения и одновременноосуществляетсяихотбор
Содержаниеконкуренции-Процессотбора-Проверкапотенциалафирмы
Объектконкуренции-Организационныерутины-Поведенческиеправила и накопленный опыт
марксистская (воспроизводственная)...Конкуренция – естьнечтоиное, каквнутренняяприродакапитала, егосущественноеопределение, проявляющееся и реализующеесявовзаимномвоздействиимногихкапиталовдругнадруга, нечтоиноекаквнутренняятенденция, выступающая в формевнешней необходимости»
Содержаниеконкуренции-Борьбазаприбыльноеприменениекапитала
Объектконкуренции-Сфераобращения
7. Характеристика поведенческой трактовки;
Поведенческая трактовка конкуренции
Поведенческая трактовка свойственна классическому рассмотрению конкуренции. Данная трактовка берет свое начало с работ Адама Смитта, рассматривающего конкуренцию как соперничество, ведущееся между субъектами рынка за выгодные условия продаж.
Подобным же образом, но негативно, конкуренция определяется в господствующей в советской науке марксистской политической экономии: «свойственная товарному производству, основанному на частной собственности на средства производства, антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров; <…> борьба между капиталистами за получение наивысшей прибыли»
Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.
Более современный вариант поведенческой трактовки нашел свое развитие в трудах М. Портера, П. Хайне и ряда других авторов. Исходя из предпосылок, что потребность в ресурсах, нужных субъектам рынка, больше чем их предложение представители данного направления сосредотачивают свое внимание не только на изучении структуры рынка, а, в первую очередь, на методах ведения борьбы, стратегиях, которых целесообразно придерживаться различным типам компаний, т.е. на поведении.
Рис 2.2 Силы, определяющие отраслевую конкуренцию
Так например Майкл Портер в качестве основы для рассмотрения предлагает «отрасль, как совокупность компаний», которые производят продукты, близкие по своим свойствам и функциональному назначению. Границы отрасли нечетки и зависят больше от конкретных задач исследования. При этом состояние конкуренции в любой из отраслей экономики зависит от 5-ти конкурентных сил (рис. 2.2)
Таким образом, М. Портер расширяет понятие конкуренции далеко за область действия действующих игроков-конкурентов: «Потребители, поставщики, субституты, потенциальные участники – все это «конкуренты» для компаний отрасли, которые могут быть более или менее влиятельными в зависимости от конкретных обстоятельств. Конкуренция в таком широком смысле может быть определена как расширенное соперничество».
Конкуренция между компаниями отрасли усиливается в том случае, если один или несколько участников испытывают давление или видят возможности улучшения своих позиций. В целом интенсивность соперничества в отрасли зависит от ряда взаимодействующих структурных факторов, таких как:
· наличие большого числа конкурентов или равенство по силам;
· низкие темпы роста в отрасли;
· высокий уровень постоянных издержек или затрат на хранение (например, при использовании и производстве скоропортящейся продукции);
· отсутствие дифференциации или издержек переключения;
· скачкообразный рост производственных мощностей;
· многообразие конкурентов;
· высокие барьеры для выхода.
8. Характеристика структурной трактовки;
Наряду с поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в экономической теории формируется структурная концепция конкуренции (рис. 2.3) и связано со становлением математической школы экономики. Наибольший вклад в развитие теории типов конкуренции внесли следующие представители: Ф. Эджуорт (автор учения об олигополии и монополии), А. Курно (теория совершенной конкуренции), Дж. Робинсон, Э. Чемберлин (создатели концепции монополистической конкуренции) и ряд других
Последователями данной концепции рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.
Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой межфирменной борьбы фирм на анализ структуры рынка и условий, которые господствуют в нем.
9. Характеристика функциональной трактовки;
Рис. 2.5 Функциональная трактовка конкуренции
В рамках данной трактовки основное внимание уделяется роли конкуренции в экономике в целом. Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию как “процедуру открытия”. По его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным.
Только “процедура” конкуренции “открывает”, какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать.