Анализ современныхзакупочных концепций применяемых в ГУП «Петербургский метрополитен»
Закупки материальных ресурсов и обеспечение ими производственных подразделений предприятия являются одной из благоприятных сфер деятельности, где применение концепции логистики дает наиболее ощутимый положительный результат. Для закупочной деятельности характерна многовариантность возможных решений. Перед предприятием всегда стоит задача выбора рынка закупок, конкретного поставщика, выбора взаимозаменяемых материальных ресурсов, выбора формы закупки, вида транспорта, размера партии и сроков закупки, места хранения материальных ресурсов и др.
Принятию наиболее обоснованного и даже оптимального решения способствует инструментарий логистики. Здесь могут решаться одно и многокритериальные задачи оптимизации объема закупки по номенклатуре закупаемых материальных ресурсов, их качественным характеристикам, по поставщикам, по формам товародвижения. Применение соответствующих моделей позволяет оптимизировать размеры партий и сроков закупки материальных ресурсов, а также величину производственных запасов.[13]
Понятие «логистическая концепция» для организации бизнеса на предприятии можно рассматривать как основную идею, как платформу поддержки и механизм оптимизации ресурсов фирмы при управлении основными и сопутствующими потоками.
Основными концепциями в логистике являются:
- информационная (главная идея данной концепции заключается в том, чтобы сформулировать общую проблему управления материальнымресурсами предприятия (фирмы в целом или отдельной функциональной области: снабжения, производства, продаж) и одновременнопроизводить информационно-компьютерное обеспечение решения проблемы);
- маркетинговая (уделяет внимание менеджмента компании наорганизацию логистического процесса в области распределения для усиления позиций фирмы в конкурентной борьбе.Такая система должна поддерживает стратегию конкуренции фирмы на рынке за счет принятия оптимальных решений в распределении, прогнозировании спроса на продукцию, интеграцию логистических операций и функций распределения, управления логистикой в компании);
- интегральная (даннаяконцепция по сути развивает маркетинговую, учитывая новые условия бизнеса на современном этапе:
· Новое осознание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях предприятия;
· Перспективы объединения между логистическими партнерами, новые организационные (структурные) отношения;
· Новые технологические возможности, например, в области гибких производств и информационно-компьютерных технологий, контроля и управления во всех сферах производства и распределения продукции).
В процессе развития логистики в бизнесе возникли и получили интенсивное развитие такие логистические концепции/технологии, как:
1. RP (Requirements/Resоurseplаnning) - планированиепотребностей/ресурсов;
2. JIT (Just-in-time) - точновсрок;
3. LP (LeаnPrоductiоn) - «стройное» (плоское) производство.
Среди прочих логистических концепций, большинство которых появилось в последние 5-7 лет, можно указать следующие:
4.Supplychаinmаnаgement (SCM) - «управление цепью (цепями) поставок»;
5. Time-bаsedlоgistics - «логистика в реальном масштабе времени»;
6. Vаlueаddedlоgistics - «логистика добавленной стоимости»;
7. E-lоgistics - «Электронная логистика»;
8. Virtuаllоgistics - «Виртуальная логистика».
ГУП «Петербургский метрополитен» использует концепцию SCM, то есть «управление цепью / цепями поставок».
Управление цепями поставок (SupplyChаinMаnаgement)– этоорганизация, планирование, контроль и выполнение товарного потока, от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требования рынка и эффективности по затратам.[14]
Здесь внимание уделяется минимизации затрат и скорости прохождения продукции через цепь поставок с учетом интересов конечного пользователя в цепи. Идея заключается в том, что конкуренция поднимается с уровня отдельных компаний до уровня цепей поставок, что отражает суть следующего этапа эволюции конкуренции.
Закупочная функция может обеспечивать взаимодействие с разными участниками цепи поставок: заказчиками-организациями, заказчиками их заказчиков (заказчики второго уровня) и поставщиками, обслуживающими их поставщиков (поставщиками второго уровня).[15]
TheInstituteforSupplyManagement, ISM(Институт управления поставками), в своем глоссарии дает следующее определение управления цепью поставок: «Проектирование однородных, добавляющих ценность процессов, выходящих границы организации для удовлетворения реальных потребностей конечного потребителя и управления этими процессами. Важнейший фактор, необходимый для успешной интеграции цепи поставок, - развитие и интеграция человеческих и технологических ресурсов».
Конечно, накопление исторических данных способствует повышению точности прогнозов и планов, что в свое времяскаждыммесяцемигодомповышаетоптимальностьиспользованияресурсовкомпании.
Для передачи данных многочисленными приложениями были разработаны интерфейсы, однако использование разрозненных систем в метрополитене приводило к дублированию ввода данных, повышению затрат на их сбор, обобщение и анализ. Так, в 2003 году руководство Петербургского метрополитена приняло решение о необходимости создания единой системы управления предприятием наоснове типового промышленного решения, которое должно учитывать как современные достижения в сфере информационных технологи, так и существующие потребности и особенности метрополитена. В связи с этим было принято решение о введение системы SАPERP, которая охватывала все основное бизнес – процессы метрополитена:
- закупка материалов и оборудования;
- управление складскими запасами;
- бухгалтерский и налоговый учет;
- управление взаимоотношениями с поставщиками и подрядчиками;
- учет основных средств;
- техническое обслуживание и управление производством;
- планирование и управление производством;
- управление инвестициями;
- учет затрат;
- работа с договорами;
- финансовое планирование.
Алгоритм решения материально-технического снабжения ГУП «Петербургский метрополитен» с помощью SАP включает в себя три ключевых бизнес-процесса:
1. Обработка заказа на поставку
2. Поступление материала на склад
3. Контроль счетов и оплата
Сотрудники службы материально-технического снабжения используют в процессе закупочной деятельности программное обеспечение SАPERP 2005.
Ключевым документом в решении SАPявляется заказ на поставку. Создание заказа на поставку выполняется при возникновении потребности в материале и при наличии фактического договора с поставщиком. Обработка заказана поставку включаетвсебявсеэтапыработысзаказом,начинаяотегосозданиянаосноведанных планирования и до поступления товараот поставщика.
Для Петербургского метрополитена создана инструкция поSАPERP 2005, которая предназначена для сотрудников метрополитена, выполняющих операции по ведению заказов на закупку материалов. Заказа формируются в системе со ссылкой на контракт. Процесс создания заказа состоит из следующих этапов:
1. Вводится ссылка на контракт;
2. Определяется номенклатура материалов, количество, стоимость, дата поставки, дополнительные условия, склад (при поставке для склада поставщиком)
Документ «Заказ на поставку» состоит из трех частей:
- Заголовок. Информация представленная в заголовке – общая, имеет отношение ко всему заказу на поставку. Например, здесь указываются условия оплаты и доставка.
- Обзор позиций. Он представляет собой таблицу, в которую заносятся позиции заказа.
- Позиция подробно. В данной позиции представлена информация, относящаяся конкретно к позиции заказа, например, количество/вес.
РешениеSАP для ГУП «Петербургский метрополитен» позволяетсократитьобъемыручныхоперацийпривыполнениизаказазасчетприменения автоматическихсредствдлявыборапоставщика(поопределеннойзаранеепроцедуре),калькуляции ценызаказа,передачидокументовнаутверждениеит.д.Все этоспособствуетисключению непроизводительноготруда, переключению усилий персоналаот регистрации данных к их анализу.
ПоступлениематериалавпрограммеSАP–этопроцесс,который обновляетзначительноеколичестводанных в различныхобластях,такихкакисториявзаимоотношенийспоставщиком,статусзаказанапоставку, стоимостьскладскихзапасовматериала, ивконечномитоге –объемскладскихзапасов.Приемкаматериаламожетбытьорганизованасприменениемпроцедурконтролякачества,когдачасть поставкипередаетсявзапаснапроверкекачестваиостанавливаетсядляперемещениядоокончанияэтой проверки.
ПрограммаSАPавтоматизируетобработкупоступающихсчетов-фактуротпоставщиков,проверяя их напредметкорректностиданныхматериала,цен,количеств,соответствиязаказамнапоставку.
Преимущества использования SАP:
1. Управление сложными цепочками поставок, сокращение затрат и обеспечение соблюдения нормативных требований;
2. Использование технологий RFID, SMS и GPS для обеспечения готовности к важнейшим событиям в реальном времени;
3. Повышение обзорности производственных объектов, партнеров и предприятия
4. Максимальноэффективное управления запасами, гибко реагируя на изменения спроса, предложения и функционирования сети поставок.
5. Определение точных и достаточных объемов запасов, регулярное обновление этих данных и управление ими
6. Снижение затрат клиентов благодаря уменьшению объема хранимых запасов и сокращению оборотного капитала
7. Повышение эффективности работы склада, оптимизация операций и наращивание конкурентных преимуществ обеспечивается за счет использования комплексных средств управления складом с расширенными функциональными возможностями.
Такимобразом,системаподдерживаетпроцессзакупки в ГУП «Петербургский метрополитен»,обеспечиваяегонадежноеисполнениекакважногоэтапаввыполнениилогистическойсетипредприятия.Впроцессевыполнениязакупокформируетсястатистикапопоставщикамизатратам,котораяиспользуетсявпроцедуреоптимизации логистической сети.