Пути оптимизации налога на имущество в ГБУ РК «Автохозяйство»
Налоговая оптимизация - это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.
Законодательство предоставляет налогоплательщикам ряд возможностей для оптимизации данного налога, воспользовавшись которыми, каждая компания сможет существенно сократить налоговое бремя.
1. Способ начисления амортизации. В бухгалтерском учете амортизацию основных средств можно начислять одним из четырех способов:
1) линейным;
2) уменьшаемого остатка;
3) списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
4) списания стоимости пропорционально объему продукции.
ВГБУ РК “Автохозяйство” используют линейный способ, который значительно проще остальных и позволяет избежать появления разниц в бухгалтерском и налоговом учете. Но с точки зрения налоговой оптимизации он проигрывает всем остальным. При коэффициенте 2 в большинстве случаев наиболее выгодным является метод уменьшаемого остатка. Следовательно, чтобы сократить налог на имущество организаций, нужно просчитать амортизацию каждым из четырех имеющихся способов и остановиться на более подходящем. Безусловно, от линейного метода стоит отказываться лишь в том случае, когда имеется значительная разница в расчетах.
2. Переоценка. Каждое предприятие владеет большим количеством движимых объектов, стоимость которых постоянно снижается. Устаревшие или существенно упавшие в цене активы можно переоценить при помощи экспертизы и сократить размер имущественного налога. Необходимо отметить, что налоговый учет при этом будет вестись без изменений, уменьшится только стоимость основных средств, отражаемая в балансе. Данная процедура проводится один раз в год в отношении групп однородных основных средств. Это значит, что в ней должны участвовать все объекты, относящиеся к определенной категории, например, легковые автомобили. Нельзя переоценить один из них, а стоимость других оставить прежней. Выбор групп осуществляется предприятием самостоятельно в зависимости от экономической целесообразности. Так, если цена значительно упала на транспорт, а на недвижимость, наоборот, возросла, то переоценивать нужно только автомобили, а здания учитывать в прежнем порядке.
Для оформление переоценки вГБУ РК “Автохозяйство” издается приказ о проведении переоценки. После переоценки составляется специальная ведомость.
В ней указывается:
- наименование основного средства, которое было переоценено.
- его стоимость до и после переоценки.
- сумму уценки.
К ведомости прикладываются документы, которые подтверждают новую стоимость основных средств (например, заключение независимого оценщика). Также отражаются результаты переоценки в инвентарных карточках по учету основных средств.
Существует два метода переоценки:
- метод индексации;
- метод прямого пересчета по рыночным ценам.
ВГБУ РК “Автохозяйство” переоценка основных средствпроходила очень давно, и приказа о том что будет переоценка боьше не поступало.
При использовании второго метода следует определить рыночную цену основных средств. Для этого можно использовать:
- данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные от ее изготовителей;
- сведения об уровне цен, полученные из открытых источников (газет, журналов, прайс-листов торговых фирм, интернета и др.);
- заключения независимых оценщиков о стоимости основных средств.
На основании полученных данных рассчитывается специальный коэффициент, на который могут быть уценены объекты основных средств.
3. Использование льгот по налогу на имущество представляется одним из наиболее сложных и редко применяемых способов оптимизации данного налога. Связано это с тем, что абсолютное большинство льгот обусловлено либо наличием у организации определенных (достаточно специфических) видов имущества, либо осуществлением определенных видов деятельности (принадлежностью организации к определенной отрасли) и использованием имущества для ведения этих видов деятельности. Поэтому такая оптимизация, как правило, носит предварительный (в момент создания организации и выбора сферы ее деятельности) и долгосрочный характер (переориентироваться впоследствии достаточно сложно, долго и дорого). Кроме того, при выборе сферы деятельности на первый план выступают все же производственные и общеэкономические вопросы, а возможность налоговой оптимизации рассматривается только как некое приложение к ним. Однако разумное "подстраивание" своего бизнеса под применение существующих льгот может принести немалую пользу.
Поскольку налог на имущество является региональным налогом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право вводить дополнительные льготы помимо установленных федеральным законом. Их положения также следует учитывать при налоговой оптимизации.
На основании закона “О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах” № 113-РЗ принятого Государственным Советом Республики Коми 27 октября 2005 года от уплаты налога на имущество организаций освобождаются государственные учреждения, финансируемые из республиканского бюджета Республики Коми, и учреждения, финансируемые из местных бюджетов. Поэтому Государственному бюджетному учреждению Республики Коми “Автохозяйство” предоставлялась льгота по налогу на имущество.
Однако в связи с Законом Республики Коми от 25 ноября 2015 года N 106-РЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Коми по вопросу о налоговых льготах” государственному бюджетному учреждению с 01.01.2016 года не предоставляется льгота по налогу на имущество.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены особенности налогообложения имущества компаний согласно нормам действующего законодательства.
Налог на имущество организаций введен в целях стимулирования не используемых в производстве материальных ценностей. Хотя он не причислен к основным видам налогов, однако для региональных бюджетов он является константным доходом, так как его поступления в меньшей мере зависят от хозяйственной деятельности юридических лиц.
В качестве объекта налогообложения для отечественных компаний законодатель определил только имущество, которое учитывается на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Также был изменен порядок расчета налоговой базы. Налоговая база на сегодняшний день определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, а в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
Цель нововведения изменения налогового законодательства преследуют только одну– наполнить государственный бюджет, который изрядно пострадал от мирового и внутригосударственного финансово-экономического кризиса. Более того, в новом законе предусмотрен ряд правил и ограничений, касающихся каждой отдельной категории налогоплательщиков, а сама система продумана таким образом, чтобы уйти от уплаты налогового сбора было практически невозможно.
Признаваемое для целей налогообложения имущество учитывается при расчете налоговой базы по остаточной стоимости, то есть в оценке, принятой правилами ведения бухгалтерского учета.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода
Умелое управление налоговой политикой предприятия стало одной из основных функций общего менеджмента. В этой связи знание высшим уровнем управления предприятия налоговой системы страны может дать существенное преимущество для любой компании.
Среди основных налогов Российской Федерации налог на имущество предприятий занимает далеко не последнее место, так как практически всем юридическим лицам приходится иметь с ним дело. Согласно нормативным документам плательщиками налога на имущество являются предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству РФ, филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет. Максимальная ставка налога 2,2% (конкретная ставка устанавливается на региональном уровне).
Исчисленная сумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет в первоочередном порядке и относится на финансовые результаты деятельности предприятия, а по банкам и другим кредитным организациям - на операционные и разные расходы.
Сумма налога исчисляется плательщиками самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года исходя из определяемой за отчетный период фактической среднегодовой стоимости имущества, рассчитанной с учетом уменьшения стоимости имущества и ставки налога.
Изменения в налоговой системе начались с физических лиц, потому что оценить новую цену всевозможных объектов имущества, владельцами которых они являются, будет гораздо легче.
С 2016 года налог на недвижимость для физических лиц, в собственности которых будет находиться торговый или административно-деловой центр, взимается в размере ставки налоговых выплат для организаций. Так что обмануть теперь кого-то будет достаточно непросто. Самые главные преимущества налога на имущество для государства - это регулярное поступления в бюджет, простота в исчислении и контроле.
Следует отметить, что на этом не заканчивается реформирование налоговой системы в области налогообложения имущества.