Организационные структуры корпоративного управления

Под организационной структурой управления корпорации понимается устойчивая к кризисным ситуациям и прочим негативным проявлениям целостная совокупность внутренних и обособленных структурных подразделений, расположенных в иерархической последовательности, обусловленная миссией и стратегическими целями корпорации, с наличием вертикальных и горизонтальных взаимосвязей, установленных в соответствии с законодательными и внутренними корпоративными нормами, отличающаяся высоким уровнем динамизма и адаптированности к возможным изменениям внутренней и внешней среды функционирования корпорации.

В целях обеспечения стабильного положения корпорации, ее организационная структура управления должна максимально отвечать поставленным целям и быть в наибольшей степени приспособлена к условиям внешней среды. В этой связи мероприятия по оптимизации организационной структуры управления помимо таких этапов, как установка критериев оценки организационной структуры управления согласно выработанной антикризисной стратегии и анализ действующей организационной структуры управления должны включать в себя также анализ факторов внешней среды: анализ макроокружения, анализ непосредственного окружения.

См. вопрос 109.

Основная задача корпоративной структуры управления — создавать организационные возможности для разработки и реализации стратегии. Таким образом, корпоративная структура должна:

1. поддерживать «родительские способности» корпорации в области извлечения стоимости и в области добавления стоимости входящим бизнесам;

2. по возможности не мешать развитию корневых компетенций на уровне бизнесов и подразделений;

3. создавать возможности централизации финансовых, кадровых и иных ресурсов для реализации общекорпоративных программ и проектов, в том числе проектов диверсификации и вертикальной интеграции;

4. сохранять устойчивость управления при изменении состава бизнесов (присоединение либо отделение отдельных бизнесов и подразделений).

Кроме данных необходимых условий, корпоративная структура должна, в идеале:

  • учитывать различия в положении отдельных бизнесов корпорации и, соответственно, осуществлять с различной интенсивностью управленческий контроль со стороны корпорации;
  • позволять реализовывать желаемые общекорпоративные синергии;
  • быть комфортной для использования высшим менеджментом корпорации.

Сложность реализации всех данных принципов состоит в том, что вообще инструментарий организационного проектирования достаточно ограничен, если не сказать примитивен. Он включает, в общем виде, определение оптимального сочетания шести параметров:

1. тип организационной структуры корпорации (функциональная, дивизиональная, смешанная);

2. уровень формализации управленческих работ;

3. уровень специализации работ и управленческих должностей;

4. способы координации управленческих работ («стыковка результатов», совместное выполнение работ, ротация исполнителей между различными видами работ);

5. способы информационного обмена внутри корпорации (деперсонифицированный или основанный на личных контактах работников);

6. варианты ориентации системы вознаграждения управленческих работников (ориентация на процесс или ориентация на результат).

Предлагаемый ниже алгоритм проектирования организационной структуры корпорации учитывает определенные закономерности взаимосвязей вышеуказанных параметров, с учетом «внешних» переменных — состава и состояния бизнесов компании.

Алгоритм проектирования организационной структуры корпорации

Алгоритм проектирования организационной структуры корпорации состоит из следующих этапов:

  • Этап 1. Определение общего типа организационной структуры.
  • Этап 2. Определение типов управленческого воздействия для диверсифицированных бизнесов.
  • Этап 3. Установление видов желаемой синергии и способов ее реализации.
  • Этап 4. «Привязка» организационной структуры корпорации к стилю руководства высшего менеджмента.
  • Этап 5. Определение систем вознаграждения в аппарате корпорации.

Наши рекомендации