Сущность, цель и значение управленческого анализа.

Для максимизации прибыли менеджмент компаний нуждается в наличии эффективного механизма диагностики финансового положения и финансовой устойчивости, необходимого при оценке деятельности на текущий момент времени в исторической ретроспективе, а также в ее прогнозировании на будущее, такую информацию получают на основании финансового и управленческого анализа.

Управленческий анализ – это промежуточное звено управления организацией, объектом которого является перспективная и ретроспективная оценка финансово-хозяйственной деятельности предпринимательской структуры с целью аналитического обеспечения принятия управленческих решений, направленных на укрепление ее финансового состояния.

Управленческий анализ нацелен на изучение причин отклонений, установление виновных в них и разработку мероприятий по устранению выявленных отклонений по контрольным показателям.

Отличие экономического анализа от управленческого проявляется в информационных потоках, которые они обрабатывают, однако при исследовании деятельности конкретного хозяйствующего субъекта оба вида анализа дополняют друг друга и ни один из них не является видом другого. Однако деление бухгалтерского учета на финансовый и управленческий предполагает аналогичное разделение на финансовый (внешний) анализа и управленческий (внутренний).

Основной целью управленческого анализа является ориентация управленческого процесса на достижение тактических и стратегических целей организации.

Являясь связующим звеном между учетом и менеджментом, управленческий анализ частично включает и их функции:

1. Предоставление необходимой информации (сервисная). Информация должна быть аналитичной, содержащей плановые, нормативные и фактические показатели, в динамике за несколько периодов, включая отклонения от них;

2. Обеспечение внутреннего оперативного контроля. Данная функция сводится к контролю экономической работы как организации в целом, так и ее структурных подразделений;

3. Принятие эффективных планово-экономических решений (управляющая функция). Реализуется с использованием данных анализа отклонений, с целью принятия эффективных управленческих решений.

В целом управленческий анализ следует рассматривать как связующее звено между учетом и менеджментом организации, объектом которого является прошлая и будущая деятельность сегментов бизнеса, информационной базой – данные собранные в системе бухгалтерского управленческого учета. Обладая необходимой информационной базой, можно оценивать степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, строить краткосрочные прогнозы поведения затрат при различной деловой активности организации.

Принятие управленческих решений осуществляется на базе проведенного внутреннего управленческого контроля бюджетных форм и форм внутренней отчетности посредством проведения управленческого анализа по отдельным контрольным показателям.

Значит каждое слагаемое управленческого учета (бюджетирование, учет, контроль, анализ, принятие управленческих решений) осуществляет работу с некой системой контрольных показателей и управленческий учет, выполняет свои функции только на базе системы контрольных показателей.

Анализ затрат. Их виды.

С целью анализа затрат по месту их возникновения и для определения затрат в расчете на единицу изделия определенного вида продукции применяется группировка затрат (классификация) по калькуляционным статьям.Перечень статей калькуляции, их состав, методы распределения по видам продукции определяется отраслевой принадлежностью. Каждая отрасль разрабатывает свои методические рекомендации с учетом характера производства, промышленной структуры. Самая сложная методика калькуляции в машиностроении.1. Материалы (за вычетом возвратных отходов).2. Покупные полуфабрикаты3. Зарплата основных производственных рабочих по нормам и расценкам4. Отчисления на социальное страхование5. Расходы, связанные с эксплуатацией и содержанием оборудования6. Цеховые расходы.Цеховая себестоимость.7. Общезаводские расходы8. Расходы на освоение новой продукции9. Потери от бракаПроизводственная себестоимость.

Все затраты подразделяются по определенным признакам:

1) по экономической роли в процессе производства (на основные и накладные).

Основные статьи - это те затраты, которые связаны с изготовлением продукции. Остальные - накладные (связаны с обслуживанием процесса производства и реализации продукции).

2) по степени зависимости от изменения объемов производства (переменные - изменяющиеся пропорционально изменению объема выпуска продукции; условно- постоянные - не изменяющиеся или изменяющиеся не пропорционально).

3) по методу отношения затрат на себестоимость (прямые и косвенные).

Прямые затраты: затраты на сырье и материалы (основные материалы, которые идут непосредственно на продукцию, покупные полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо, энергия).

Сумму расходов по материалам определяют путем умножения нормы расхода на цену приобретения вида материала с учетом транспортно-заготовительных расходов. Т.е. эти затраты включаются в себестоимость того отчетного периода, к

которому они относятся. Если затраты производятся в инвалюте, то эти затраты определяются путем пересчета в сумму, которая определяется по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции.

Зарплата производственных рабочих производится следующим образом: по основной сдельной зарплате на основе норм выработок и расценок. При повременной оплате исходят из числа часов работы в установленное время и установленных тарифов.

Отчисления рассчитываются по установленной законодательством норме по основной зарплате.

Все прямые затраты анализируются путем сравнения достигнутого уровня с фактической величиной; с прошлым периодом; в динамике. Анализируется либо на единицу, либо на весь товарный выпуск, т.е. оценка использования затрат по месту их возникновения. Появляющиеся отклонения рассматриваются по факторам à формирование организационных выводов.

Косвенные расходы:

стоимость товарно-материальных ценностей на содержание оборудования, машин в производственных цехах; расходы на оплату труда рабочих по обслуживанию

рабочих в цехах; по погашению стоимости услуг со стороны; износ инструмента; амортизация оборудования и внутри цехового транспорта; стоимость услуг вспомогательного производства.

Косвенные расходы распределяются на единицу изделия по сметно-нормативному методу. Т.е. определяется величина расходов по смете, а далее эта сумма определяется в процентах к сумме основной зарплаты производственных работников. Полученным процентом распределяются на единицу продукции.

Цеховые расходы - это затраты на содержание аппарата управления цехом, на прочий персонал цеха; износ МБП; амортизация (за вычетом др.); ТМЦ; затраты на технику и безопасность, охрану труда.

Определяется сумма этих расходов, распределение их на стоимость единицы изделия осуществляется аналогично РСЭО.

Общезаводские расходы:

· на аппарат управления (директор, главбух, начальники).

· прочий персонал (машинистки).

· стоимость износа инвентаря общехозяйственного назначения.

· амортизация основных фондов управленческой структуры.

· затраты на командировки, телефон.

· по подготовке и переподготовке кадров.

Определяется сумма затрат и распределяется по этой статье аналогично РСЭО.

Внепроизводственные расходы связаны со сбытом продукции , упаковкой, хранением, транспортировкой. Это реклама, участие в ярмарках, выставках.

Анализ по косвенным расходам осуществляется по следующим направлениям:

· изучается динамика косвенных расходов на 1 рубль товарного выпуска.

· рассматривается влияние изменения структуры объема выпуска продукции

на величину этих затрат.

Анализ может выполняться на основе оценки использования смет по видам или группам расхода. При этом выявляются отклонения, непроизводительные расходы, определяются их величины. Анализируются структуры, которые оказали влияние на уровень этих расходов.

Методы учета затрат.

Калькулирование - это совокупность приемов учета затрат на производство и исчисления себестоимости готовой продукции.
Процесс калькулирования состоит из трех этапов:

· Исчисление себестоимости всего объема выпущенной продукции

· Исчисление себестоимости каждого вида продукции

· Исчисление себестоимости единицы продукции.

В настоящее время в России используется следующие основные методы учета затрат:

1. попередельный Где используется: В массовых производствах с последовательной переработкой сырья и материалов (нефтепереработка, металлургия, химическая, текстильная промышленность и др.), которая осуществляется в несколько стадий (фаз, переделов).СущностьПрямые издержки производства формируются (отражаются в учете) не по видам продукции, а по переделам. Отдельно исчисляется себестоимость продукции каждого передела (даже если речь идет о выпуске нескольких видов продукции). Косвенные расходы распределяются пропорционально установленным базам. Перечень переделов обуславливается особенностями технологического процесса.

2. позаказный Где используется: Индивидуальное и мелкосерийное производство сложных изделий (судостроение, машиностроение).СущностьНа предприятии путем заполнения специальных бланков открываются заказы. Принятые к исполнению заказы регистрируются и им присваивается номер. После открытия заказа вся документация по нему составляется с указанием кода заказа. Копия извещения об открытии заказа передается в бухгалтерию, где составляется карта аналитического учета издержек производства по заказу.
Прямые основные издержки производства учитываются в разрезе калькуляционных статей по производственным заказам. Остальные издержки учитываются по местам возникновения и в дальнейшем включаются в себестоимость заказов путем распределения. До выполнения заказа все производственные расходы, которые к нему относятся, считаются незавершенным производством.
По окончании работ заказ закрывается. Определяется индивидуальна себестоимость единицы продукции (заказа).

3. попроцессный (простой) Где используется: В отраслях с ограниченной номенклатурой продукции и там, где незавершенное производство отсутствует или незначительно (в добывающей промышленности, на электростанциях и т. п.).
СущностьПрямые и косвенные издержки учитываются по калькуляционным статьям затрат на весь выпуск готовой продукции. Средняя себестоимость единицы продукции определяется делением суммы всех издержек за отчетный период на количество выпущенной в периоде готовой продукции.
Издержки вспомогательных производств и управленческие расходы формируются по комплексным калькуляционным статьям затрат.
Если незавершенное производство на конец периода отсутствует, то общая величина производственных издержек является себестоимостью, иначе производится распределение издержек на готовую продукцию и незавершенное производство.

4. нормативный Где используется: В отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции (машиностроение, металлообработка, швейное, обувное, мебельное производство и другие).СущностьОтдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями; обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений, причин и виновников их образования; учитывают изменения, вносимые в текущие нормы затрат в результате внедрения организационно-технических мероприятий, и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции. Отклонения определяются методом документирования или при помощи инвентаризации.

Положительно зарекомендовали себя в зарубежной практике:

1. стандарт- костинг СущностьСтандарт-костинг (standart costing) - система учета затрат и калькуляции себестоимости с использованием нормативных затрат. "Стандарт" - количество необходимых для производства единицы продукции затрат; "костинг" - денежное выражение этих затрат. Система появилась в Америке в начале 30-х годов двадцатого века, когда США переживали экономический кризис.

2. директ-костингВ основе метода лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода.
Современная система директ-костинг предлагает два варианта учета:

1. простой директ-костинг, при котором в составе себестоимости учитываются только прямые переменные затраты

2. развитой директ-костинг, при котором в себестоимость включаются и прямые переменные и косвенные переменные общехозяйственные расходы.

Учет себестоимости ведется в разрезе переменных затрат, постоянные затраты учитываются в целом по предприятию и их относят на уменьшение операционной прибыли.
В процессе применения этого метода определяется маржинальный доход и чистая прибыль.

Маржинальный анализ.

Маржинальный анализ - это метод оценки и обоснования эффек­тивности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимо­сти и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

Методика маржинального анализа может быть: 1 - на основе информации об общем объеме продаж и затратах в целом по предприятию, 2 - на основе показателей маржинального дохода в расчете на ед. продукции.

маржинальный анализ, т. е. анализ дохода (выгоды) и издержек введения в оборот дополнительной единицы блага. Суть его в том, что в любой ситуации люди хотят максимизировать чистый доход, т. е. разницу между валовым доходом и валовыми издержками. Чтобы добиться этого, они могут изменять некий важнейший параметр своей деятельности. Его обычно называют контрольной переменной.

Главные принципы маржинального анализа заключаются в необходимости:

1.Определить контрольную переменную.

2.Рассчитать, насколько возрастет валовой доход при увеличении контрольной переменной на единицу. Этот прирост валового дохода называется предельным доходом (MR).

3.Рассчитать, каков будет прирост валовых издержек при увеличении контрольной переменной на единицу. Этот прирост называется предельными издержками (МС).

4. Сравнить эти два прироста.

Если предельный доход превышает предельные издержки, использование дополнительной единицы целесообразно. Причина действенности такого подхода в простых соображениях. Если:

MR = прирост валового дохода, а МС = прирост валовых издержек, то

MR - МС = прирост чистого дохода.

В том случае, если MR превышает МС, чистый доход возрастает (его прирост положителен), и, следовательно, есть все основания увеличивать объем контрольной переменной.

Маржинальный анализ составляет сердцевину почти всех экономических рассуждений.

Сущность маржинального анализа заключается в анализе соотношения объема продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях. В его основе лежит деление затрат на переменные и постоянные.

Основной категорией маржинального анализа является маржинальный доход. Маржинальный доход (прибыль) — это разность между выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и переменными затратами. Иногда маржинальный доход называют также суммой покрытия — это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше уровень маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль.

Маржинальный доход (М) рассчитывается по формуле

M = S – V где S — выручка от реализации; V — совокупные переменные затраты.

Маржинальный доход можно рассчитать не только на весь объем выпуска в целом, но и на единицу продукции каждого вида (удельный маржинальный доход). Экономический смысл этого показателя — прирост прибыли от выпуска каждой дополнительной единицы продукции:

M = (S-V) / Q = p –v где M — удельный маржинальный доход; Q — объем реализации; р — цена единицы продукции; v — переменные затраты на единицу продукции.

Найденные значения удельных маржинальных доходов для каждого конкретного вида продукции важны для менеджера. Если данный показатель отрицателен, это свидетельствует о том, что выручка от реализации продукта не покрывает даже переменных затрат. Каждая последующая произведенная единица данного вида продукции будет увеличивать общий убыток организации. Если возможности значительного снижения переменных затрат сильно ограничены, то менеджеру следует рассмотреть вопрос о выведении данного товара из ассортимента предлагаемой организацией продукции.

Наши рекомендации