Тема 6. Управление персоналом международных фирм
Кадровая политика в международном бизнесе
Международный менеджер, как правило, выполняет более широкий круг обязанностей, чем руководитель его ранга в стране базирования головной компании. В своей зарубежной деятельности и, в частности, в процессе принятия решений он должен иметь полную информацию о своих деловых партнерах, чтобы знать ответ на два основных вопроса:
1. С кем я имею дело?
2. Что я могу ожидать от своего зарубежного партнера?
При этом следует стремиться к тому, чтобы деловые отношения с иностранными партнерами строились напрямую, без посредников. В то же время следует тщательно изучать партнеров. конкурентов и потребителей независимо от их национальности и при общении с ними иметь в виду, что, возможно, этот партнер (собеседник) получил воспитание в традициях другой культуры.
Способностями, обеспечивающими успешное выполнение функций международного менеджера, являются:
- умение быстро адаптироваться к условиям иностранного государства;
- умение мыслить, принимая во внимание международные различия и преодолевать их в интересах дела;
- созидательная инициатива;
- умение действовать по заранее намеченному плану;
- честность;
- рациональность принимаемых решений;
- готовность к неожиданным ситуациям;
- целеустремленность, коммуникабельность;
- владение иностранным языком;
- терпимость к обычаям и культуре иностранцев;
- психическая устойчивость;
- умение быстро сосредоточиться и быть готовым к действию;
- желание работать за границей.
Глобальному менеджеру важно понимать, что международные экономические отношения определяются двумя ключевыми факторами: объективной необходимостью внешнеэкономических связей; взаимным интересом и экономической выгодой этих связей для партнеров из разных стран.
При этом в отношениях между партнерами при всех обстоятельствах должен соблюдаться принцип равноправия.
Глобальный менеджер сталкивается со следующими отличиями управления людскими ресурсами в принимающих странах от управления в государстве расположения головной компании.
1. Качественная разница в рынках труда.
2. Проблемы перемещения рабочей силы.
3. Стиль и практика управления.
4. Интернациональная ориентация
5. Контроль
6. Отношения с профсоюзами.
При всех различиях управления людскими ресурсами в разных странах важно соблюдать главный принцип - воспитание в сознании рабочих и служащих заинтересованности в успешной деятельности компании.
Наиболее важными инструментами воздействия менеджера на персонал за рубежом с целью стимулирования эффективной деятельности сотрудников зарубежных филиалов ТНК выступают:
1. Лидерство
2. Мотивация
3. Коммуникация
4. Контроль.
В стратегии выдвижения на руководящие должности в зарубежных филиалах международных компаний различают три типа ориентации: этноцентрическую, полицентрическую и геоцентрическую.
Этноцентрическая ориентация характерна для международных корпораций, в которых преобладает стремление к обеспечению доминирования головной компании в руководстве деятельностью ее зарубежных филиалов.
Полицентрическая ориентация типична для стратегии корпораций, которые стремятся в максимальной степени учитывать специфику условий принимающей страны и приспосабливаться к условиям деятельности в этой стране путем широкого использования местного персонала, в том числе и на руководящих должностях.
Геоцентрическую ориентацию в стратегии назначения на руководящие должности используют корпорации, которые не ставят интересы одной страны выше интересов другой и придерживаются интернациональных взглядов на проблемы, включая в состав высшего руководства зарубежными филиалами лиц разных национальностей, имеющих опыт работы за пределами своей страны.
Все эти три направления в стратегии назначения на руководящие должности могут комбинироваться в аспекте иерархии.
Планирование персонала
Направление кадровой политики «Количественное и качественное планирование персонала» включает в себя следующие элементы: 1) проектирование структуры организации; 2) оценку потребности в персонале; 3) анализ кадровой ситуации в регионе; 4) анализ деятельности. Должностные инструкции; 5) привлечение кандидатов при приеме на работу. Формирование кадрового резерва; 6) критерии оценки кандидатов при приеме на работу; 7) адаптация персонала.
Проектирование структуры организации. Структура организации(или организационная структура)рассматривает отражение отношения организации к своему персоналу. Именно структура организации определяет степень включенности людей в дела предприятия, типы и принципы формирования рабочих групп и управленческих команд, особенности построения сетей коммуникации, что так важно для формирования корпоративной культуры.
Выбор той или иной структуры организации зависит от следующих факторов:
• внешняя среда и инфраструктура, в которой действует организация;
• технология работ и тип совместной деятельности;
• особенности персонала и корпоративной культуры;
• прототипы и уже существующие, и показавшиеся себя эффективными организационные структуры аналогичных организаций.
Оценка потребности в персонале. Оценка потребности в персонале — часть общего процесса планирования в организации. В конечном итоге успешное кадровое планирование основывается на знании ответов на следующие вопросы:
• сколько работников, какой квалификации, когда и где потребуется;
• каким образом можно привлечь нужный и сократить или оптимизировать использование излишнего персонала;
• как лучше использовать персонал в соответствии с его способностями, умениями и внутренней мотивацией;
• каким образом обеспечить условия для развития персонала;
• каких затрат потребуют запланированные мероприятия.
Оценка потребности организации в персонале может носить количественный и качественный характер.
Количественная оценка потребности в персонале, призванная ответить на вопрос "сколько?", основывается на анализе предполагаемой организационной структуры (уровни управления, количество подразделений, распределение ответственности), требований технологии производства (форма организации совместной деятельности исполнителей), маркетингового плана (план ввода в строй предприятия, поэтапность разворачивания производства), а также прогнозе изменения количественных характеристик персонала (с учетом, например, изменения технологии). При этом, безусловно, важной является информация о количестве заполненных вакансий.
Качественная оценка потребности в персонале — попытка ответить на вопрос "кого?". Это более сложный вид прогноза, поскольку вслед за анализом, аналогичным для целей количественной оценки, должны учитываться ценностные ориентации, уровень культуры и образования, профессиональные навыки и умения того персонала, который необходим организации. Особую сложность представляет оценка потребности в управленческом персонале. В этом случае необходимо учесть, как минимум, возможности персонала "определять рациональные оперативные и стратегические цели функционирования предприятия и осуществлять формирование оптимальных управленческих решений, обеспечивающих достижение этих целей".(сноска)
Анализ кадровой ситуации в регионе. Особенно важен на стадии формирования организации и существен, прежде всего, для целей выделение сегментов рынка рабочей силы в регионе.
Обычно анализируются следующая информация:
• основные профессионально-возрастные группы;
• региональный рынок профессий;
• уровень оплаты труда по категориям;
• уровень занятости по категориям;
• учебные заведения, выпускающих и переподготавливающих специалистов;
• демографическая ситуация и демографический прогноз;
• национальные и культурные особенности жителей региона.
Необходимо понять потенциального работника, для того, чтобы правильно, с учетом интересов и работодателя и персонала составить должностные инструкции, а для этого необходимо провести анализ деятельности организации.
Анализ деятельности. Должностные инструкции. Анализ деятельности должен дать ответы на следующие вопросы:
• сколько времени необходимо работнику для выполнения основных производственных операций;
• какие производственные операции можно сгруппировать;
• какими характеристиками (особенностями) должен обладать работник для выполнения данной производственной операции;
• как может использоваться информация, полученная в результате анализа рабочего места, для создания программы управления персоналом.
Привлечение кандидатов на работу. Формирование кадрового резерва. Состоит в создании резерва кандидатов на все рабочие места с учетом, в том числе и будущих организационных и кадровых изменений, увольнений, перемещений, уходов на пенсию, окончаний сроков контрактов, изменений направлений и характера производственной деятельности.
Обладая информацией о стратегии организации, ее структуре, основных направлениях деятельности и приемлемой организационной культуре, служба персонала может начать поиск и отбор необходимых работников. Различают внутренние и внешние источники комплектования организации кадрами.
Внутренние источники— это люди, работающие в организации. В ряде зарубежных стран, например Японии, при появлении вакансий в аппарате управления принято вначале объявлять внутренний конкурс на замещение должности из своих сотрудников и только затем, в случае отрицательных результатов, приглашать к участию в конкурсе специалистов со стороны. Считается, что это улучшает моральный климат в коллективе, укрепляет веру сотрудников в свою организацию. При работе с резервом во всех крупных фирмах существуют так называемые матрицы перемещений, в которых находит отражение настоящее положение каждого руководителя, его возможные перемещения и степень готовности к занятию следующей должности. В американских фирмах общими критериями по подбору кадров являются:
-образование;
- практический опыт работы;
- психологическая совместимость;
- умение работать в коллективе.
В американских фирмах затрачивают до 10 000 долларов на подбор менеджеров среднего звена. Деньги эти идут на сбор информации о кандидатах со всех мест предыдущей работы, на проведение тестов, собеседование со специалистами, запрашиваются характеристики из средней школы и высшего учебного заведения. В необходимых случаях, когда важна моральная сторона дела для бизнеса, нанимают частных детективов, чтобы проследить за частной жизнью претендента.
Задача службы персонала, осуществляющей оценку кандидатов при приеме на работу, состоит в сущности в том, чтобы отобрать такого работника, который в состоянии достичь ожидаемого организацией результата. Фактически оценка при приеме — это одна из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов организации.
Критерии оценки кандидатов при приеме на работу. Несмотря на то, что существует большое количество разных подходов к оценке, все они страдают общим недостатком — субъективностью, решение во многом зависит от того, кто использует метод, или того, кого он привлекает в качестве эксперта.
Рассмотрим наиболее популярные методы оценки персонала.
1. Центры оценки персонала. Используют комплексную технологию, построенную на принципах критериальной оценки. Использование большого количества различных методов и обязательная оценка одних и тех же критериев в разных ситуациях и разными способами существенно повышает её прогностичность и точность. Особенно эффективна такая оценка при подборе кандидатов на новую должность (повышение) и при оценке управленческого персонала.
2. Тесты на профпригодность. Их цель — оценка психофизиологических качеств человека, умений выполнять определенную деятельность.
Общие тесты способностей. Оценка общего уровня развития и отдельных особенностей мышления, внимания, памяти и других высших психических функций. Особенно информативны при оценке уровня способности к обучению.
Биографические тесты и изучение биографии. Основные аспекты анализа: семейные отношения, характер образования, физическое развитие, главные потребности и интересы, особенности интеллекта, общительность.
Используются также данные личного дела — своеобразного досье, куда вносятся анкетные данные и сведения, полученные на основании ежегодных оценок. По данным личного дела прослеживается ход развития работника, на основе чего делаются выводы о его перспективах.
5. Личностные тесты. Психодиагностические тесты на оценку уровня развития отдельных личностных качеств или отнесенность человека к определенному типу. Оценивают скорее предрасположенность человека к определенному типу поведения и потенциальные возможности.
Интервью. Беседа, направленная на сбор информации об опыте, уровне знаний и оценку профессионально важных качеств претендента. Интервью при приеме на работу способно дать глубокую информацию о кандидате, при сопоставлении которой с другими методами оценки возможно получение точной и прогностичной информации.
Рекомендации. Важно обратить внимание на то, откуда представляются рекомендации, и на то, как они оформлены. Известные и солидные компании особенно требовательны к оформлению такого рода документов — для получения рекомендации необходима информация от непосредственного руководителя того человека, которому данная рекомендация представляется.
Приведем сравнительную эффективность методов оценки кандидатов таблице 11.1.
Таблица 6.1.– Сравнение эффективности методов оценки кандидатов
Методы оценки | Оценка уровня эффективности |
Центры оценки персонала | 70-80 |
Тесты на профпригодность | |
Общие тесты способностей | 50-60 |
Биографические тесты | |
Личностные тесты | |
Интервью | |
Рекомендации | |
Астрология, графология |
Нужно отметить, что в странах Европы предпочитают личное собеседование, в то время как американские работодатели предпочитают набирать работников, основываясь на тестировании.
После того, как персонал набран, необходимо, чтобы он адаптировался к новым условиям труда.
Адаптация персонала. Адаптация персонала - процесс знакомства сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды.
Процедуры адаптации персонала призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации. Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег и т.д. То есть специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы.
Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.
Для руководителя же информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.
Обучение персонала
Каждая компания имеет свои программы и методы обучения местного персонала в принимающих странах для работы в филиалах ТНК. В зависимости от специализации международной компании эти программы и методы сводятся к следующему:
1. Обучение на рабочем месте в процессе работы.
2. Обучение за границей.
3. Обучение в центрах менеджмента.
4. Обучение по своим программам.
5. Вечернее обучение после работы.
Обучение персонала можно подразделить на обучение руководства и обучение работников. При этом фирма должна произвести следующую оценку:
1. оценить потребность в обучении;
2. определить затраты на обучение;
3. оценить эффективность в обучении.
Важность непрерывного образования подтверждают следующие основные факторы:
1. внедрение новой техники, технологии, производство современных товаров, рост коммуникационных возможностей создают условия для ликвидации или изменение некоторых видов работ. В связи с этим необходимая квалификация не может быть гарантирована базовым образованием;
2. для фирмы более эффективно и экономично повышение отдачи от уже работающих сотрудников, чем привлечение новых работников.
В организации может проводиться индивидуальная оценка потребностей в обучении управленческого и производственного персонала (рисунок 11.1). По каждой профессиональной группе работников кадровые службы фиксируют набор навыков и умений, составляющих основу профессии, так называемых факторов результативности. Степень овладения этими навыками определяется в ходе оценки и позволяет ответить на вопрос: чему и как нужно учить конкретного работника. Для разных должностей внутри профессиональной группы роль каждого из перечисленных навыков неодинакова. Поэтому вводится экспертная оценка важности работников.
|
|
|
Рисунок 6.1. - Этапы определения потребностей в обучении сотрудников организации
Контроль персонала
Контроль персонала подразделяется на следующие элементы: оценку труда, которая, в свою очередь, разбивается на 1) аттестацию персонала; 2) оценку личностных качеств поведения; 3) оценку профессионального поведения.
Оценка труда — мероприятия по определению соответствия количества и качества труда требованиям технологии производства.
Оценка труда дает возможность решить следующие кадровые задачи:
• оценить потенциал для продвижения и снижения риска выдвижения некомпетентных сотрудников;
• снизить затраты на обучение;
• поддерживать у сотрудников чувства справедливости и повышать трудовую мотивацию;
• организовать обратную связь сотрудникам о качестве их работы;
• разрабатывать кадровые программы обучения и развития персонала.
Для того чтобы процедуры оценки труда были эффективны на каждом конкретном предприятии, они должны отвечать следующим требованиям:
• используемые критерии должны быть понятны исполнителю и оценщику;
• информация, используемая для оценки, должна быть доступна;
• результаты оценки должны быть связаны с системой поощрения;
• система оценки должна соответствовать ситуативному контексту.
Можно выделить три основных уровня оценки:
Таблица 6.2. – Основные подходы к оценке труда
Уровень оценки | Периодичность | Метод | Возможности использования |
1. Повседневная оценка профессиональной деятельности (сильных и слабых сторон) | Один раз в день, один раз в неделю | Анкетирование по фактическим действиям. Обсуждение. | Обратная связь с оцениваемым с целью модификации поведения и обучения. |
2. Периодическая оценка исполнения обязанностей | Один раз в полгода, год | Анкетирование по фактическим действиям и результатам труда. Интервью. Обсуждение. | Определение перспективы и разработка совместных целей |
3.Оценка потенциала | Разовая, перманентная | Тестирование. Центр оценки | Построение кадрового прогноза, планирование карьеры |
Одним из важных кадровых мероприятий является доведение до самого работника информации о степени его успешности в работе.
В зависимости от цели оценки возможны два подхода:
•если оценка проводилась для целей личного развития сотрудника, результаты могут быть сообщены ему лично;
• если оценка проводилась для определения вознаграждений, уровня заработной платы, повышения по службе, то тогда информация может быть передана в соответствующую службу предприятия, которая в случае личного запроса сотрудника может представить ему результаты. Однако для повышения результативности оценочных мероприятий обратная связь работнику необходима.
Работники могут узнать результаты своей оценки в ходе специальной встречи, беседы с лицом, проводившим оценку.
Цели беседы с работником — не только сообщение ему результатов. Беседа должна способствовать повышению производительности труда, изменению поведения работников, результативность труда которых не вписывается в приемлемые стандарты.
Аттестация персонала — кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Главное назначение аттестации — не контроль исполнения (хотя это тоже важно), а выявление резервов повышения уровня отдачи работников. Аттестация проводится в несколько этапов: подготовка, сама аттестация и подведение итогов.
После подведения итогов проводится анализ результатов аттестации:
• выявление работников, не удовлетворяющих стандартам труда;
• выявление работников, удовлетворяющих стандартам труда;
• выявление работников, существенно превышающих стандарты труда.
• диагностика уровня развития профессионально важных качеств;
• сопоставление индивидуальных результатов со стандартными требованиями работы (по уровням и специфике должностей);
• выявление сотрудников с отклоняющимися от стандартов качествами;
• оценка перспектив эффективной деятельности;
• оценка роста.
Сведение и обработка данных, как правило, проводятся по окончании аттестации. Для подведения обобщенных итогов
• составляются сравнительные таблицы эффективности работников
• выделяются группы риска (неэффективно работающих или работников с неоптимальным уровнем развития профессионально важных качеств);
• выделяются группы роста (работников, ориентированных и способных к развитию и профессиональному проведению);
• готовятся рекомендации по использованию данных аттестации.
Каждая страна в соответствии со сложившимися управленческими традициями выделяет наиболее приоритетные направления кадровой политики и акцентирует на них внимание (таблица 6.3.).
Таблица 6.3– Сравнение приоритетных направлений кадровой политики в разных странах
Название страны Приоритетное направление кадровой политики | Япония | США |
Привлечение кандидатов при приеме на работу. Формирование кадрового резерва | + | + |
Критерии оценки кандидатов при приеме на работу | + | + |
Адаптация персонала | + | + |
Обучение персонала | + | + |
Оценка личностных качеств поведения | + | + |
Оценка профессионального поведения | + | + |
Участие работников в прибыли | + | |
Планирование карьеры | + | |
Социальная политика | + | |
Информационно-коммуникативная политика | + | + |