Международный менеджмент: сущность, структура, задачи, особенности развития
Исходя из выше изложенного, можно дать следующее определение международного менеджмента:
международный менеджмент является особым видом менеджмента, главными целями которого выступают формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового взаимодействия.
Как и всякая дефиниция, относящаяся к столь сложной категории, данное определение неполно и в известной мере односторонне. Его главная задача — подчеркнуть родовую общность международного и странового менеджмента как генетически тесно родственных категорий и, с другой стороны, выделить его главную видовую особенность — использование в поиске и реализации конкурентных преимуществ всех тех возможностей, которые открываются деловой активностью в рамках стран и взаимодействием этих стран.
Поскольку имеет место генетическая однородность, то принципиально структура международного менеджмента должна быть схожей со структурой национального (или странового менеджмента), то есть включать в себя проблемы, охватывающие пять основных сфер управления фирменным бизнесом:
• исследование, анализ и оценку внешней среды бизнеса и внутренней среды организации;
• процессы коммуникации и принятия решений (включая модели и методы);
• базовые функции управления (стратегическое планирование и реализацию стратегий; построение организации; мотивацию, контроль и координацию);
• вопросы групповой динамики и руководства;
• вопросы эффективности деятельности фирмы (управление персоналом, производством, маркетингом, управление производительностью в целом).
Международный менеджмент — это теория и практика рационального руководства предприятиями в условиях коллективной деятельности за рубежом во всех формах внешнеэкономических связей: экспорте, импорте, обмене технологиями, в совместных предприятиях (СП), производстве и предоставлении услуг за рубежом, осуществлении иностранных инвестиций, транснациональных корпорациях.
Международный (глобальный) менеджмент предусматривает управление функционированием компаний в более чем одной стране, а специалист с квалификацией глобального менеджера должен осуществлять деятельность, связанную с широким кругом вопросов — от экспортно-импортных сделок до производственных операций за границей. При этом он должен быть восприимчив к разным культурам и овладеть теорией, философией и психологией глобального менеджмента.
Работа в условиях коллективной деятельности за рубежом становится все более распространенной среди российских предпринимателей и государственных служащих по ряду причин. Во-первых, образование независимых государств на территории бывшего СССР создает для предпринимателей необходимость во многих случаях действовать в условиях, аналогичных заграничной деятельности. Во-вторых, расширение внешнеэкономических связей нашего государства неизбежно приводит к сотрудничеству отечественных предприятий с ТНК, организационную структуру и стратегию которых следует изучать. Наконец, в России уже проявляется тенденция к формированию полноценных транснациональных корпораций, которые добиваются сохранения в своей сфере деятельности определенного сегмента мирового рынка, вплоть до покупки зарубежных предприятий.
Изучение международного менеджмента способствует приобретению слушателями необходимых для руководителей международного класса качеств: инициативы, готовности к оправданному риску, уверенности в своих силах, умению мыслить в глобальных масштабах, владению принципами установления конструктивных связей с зарубежными партнерами. Освоение материала данного курса покажет слушателям основные направления развития международного менеджмента в мире, к которым относятся:
• увеличение доли ответственности, возлагаемой на подчиненных;
• повышение внимания к запросам потребителей;
• возрастание роли маркетинга в деятельности предприятий;
• непрерывное совершенствование технологии производства и обновление ассортимента продукции и услуг;
• четкое разделение мероприятий с краткосрочным результатом и долгосрочными целями;
• соблюдение национальных интересов.