Концепции международного бизнеса

Базовыми принципами теории глобального менеджмента выступают концепции абсолютных преимуществ, относительных преимуществ, международного жизненного цикла продукта и прямых иностранных инвестиций.

Концепция абсолютных преимуществ предусматривает организацию производства товаров и услуг в той стране, где выше производительность труда и издержки производства ниже, чем в других странах. Такие условия дают возможность эффективно осуществлять экспорт товаров и услуг из страны с абсолютными преимуществами в другие страны. Абсолютные преимущества стимулируют развитие международного бизнеса, так же как и относительные.

Концепция относительных преимуществ дает основания для возможной организации в стране производства нескольких видов товаров и услуг. В этом случае менеджеру предстоит выбрать и сосредоточить усилия на выпуске и экспорте той продукции, которая обладает абсолютными преимуществами, а остальные товары и услуги могут быть предназначены только для внутреннего рынка, и часть потребностей в нем может быть удовлетворена за счет импорта.

Комбинация абсолютных и относительных преимуществ с присущей каждой нации организацией производства и государственной политикой обеспечивает фирмам разных стран преимущества в условиях конкуренции и высокую репутацию. Опыт показывает, что конкурентоспособность корпораций США несомненна в производстве пассажирских самолетов (компания «Боинг»), мощных компьютеров (компания «ИБМ»), компьютерных программ (компания «Майкрософт»), оборудования для охраны окружающей среды, удобрений. Высокой конкурентоспособностью на мировых рынках известны фирмы Германии с такими товарами, как автомобили, химикаты, сельскохозяйственные машины, оптические приборы, полиграфическое оборудование.

На мировом рынке широко известны японские компании — производители углеродистых волокон, телекоммуникационного оборудования, морских судов, автомобилей, бытовой электроники. Итальянские фирмы - признанные производители керамических и текстильных изделий, спортивной обуви, упаковочного оборудования.

Концепция международного жизненного цикла продукта базируется на теории жизненного цикла продукта, выдвинутой американским экономистом Р. Верноном. Она разделяет процесс сбыта любого товара на четыре стадии с целью акцентирования внимания предпринимателей на проблемах эффективности производства и сбыта товаров и услуг в условиях быстро меняющейся конъюнктуры и острой конкурентной борьбы на внутреннем и мировом рынках при выходе на них с новым товаром.

Первая стадия — нововведение, когда конструктивные особенности и технические характеристики продукции еще не оценены покупателями в полной мере, спрос неустойчив, рынок не освоен, рост спроса на новый товар замедлен. На этой стадии покупатели присматриваются к новинке на рынке и, оценив ее преимущества, медленно, с риском ошибиться увеличивают объем закупок.

Вторая стадия — быстрый рост спроса, производства и объема закупок в связи с увеличением спроса на товар, в высоких потребительских свойствах которого покупатель уже убедился. Это время получения максимальных прибылей фирмами, первыми освоившими массовый выпуск продукции.

Третья стадия — насыщение рынка. Покупатели в основной массе удовлетворили свои потребности в этом товаре, к тому же его производство стали осваивать конкуренты и появились признаки соперничества.

Последняя стадия — спад. Чтобы продлить жизненный цикл продукта, его производство передается в страны с более низкими издержками производства, чаще всего в развивающиеся государства, путем прямых иностранных инвестиций. Экспорт продукта в эти страны, как правило, осуществлялся еще до начала его производства в них. С развитием местного выпуска импорт продукта из страны его происхождения сокращается.

Прямые иностранные инвестиции — капиталовложения, рассчитанные на долговременные деловые отношения между предприятием страны — прямого инвестора и фирмы принимающей страны. Эти отношения отражают продолжительный интерес компаний друг к другу, где целью прямого инвестора является оказание существенного влияния на организацию управления предприятием в принимающей стране и контроль за его деятельностью. Прямые иностранные инвестиции выступают начальным этапом первоначальной сделки между предприятиями из разных стран, а также включают все последующие соглашения между ними. Субъектами этих сделок и соглашений помимо основных участников могут быть связанные с ними предприятия, как родственные, так и самостоятельные.

Прямые иностранные инвестиции, осуществляемые как индивидуальными лицами, так и организациями, привносят в экономику принимающей страны капитал, новые технологии, современные методы управления предприятиями и эффективную систему сбыта товаров и услуг. Ключевыми моментами при выборе инвестором страны приложения прямых иностранных инвестиций выступают темпы экономического роста, банковский процент и условия кредитов, издержки производства товаров и услуг, внешняя задолженность, политическая и макроэкономическая стабильность.

Наши рекомендации