Виды анализа хозяйственной деятельности.
Анализ хозяйственной деятельности классифицируется по разным признакам.
1. По отраслевому признаку АХД делится на отраслевой, который учитывает специфику отдельных отраслей (сельское хозяйство, строительстве и т.д.) и межотраслевой который является теоретическим и методологическим основой АХД всех отраслей.
2. По признаку времени. АХД подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий (ретроперспективный, исторический).
Предварительный анализ производится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждение нежелательных результатов.
Последующий производится после совершения хозяйственных актов, для контроля за выполнением плана, объективной оценки результатов хозяйственной деятельности.
Последующий анализ делится на оперативный (ситуационный) и итоговый (результативный).
Итоговый (законченный) анализ производится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). При этом деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне.
Оперативный анализ производится сразу после совершения хозяйственных операций за короткие промежутки времени – смену, сутки, декаду. Цель его – оперативно выявить недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы.
3. По пространственному признаку анализ бывает внутрихозяйственный, который изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений и межхозяйственный когда сравниваются деятельности двух и больше предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки.
4. По субъектам управления анализ может быть в зависимости от желания управляющего органа.
Технико-экономической, которым занимается технические службы предприятия (главный инженер, главный технолог и др.). Изучается взаимодействие технических и экономических процессов, их влияние на экономические результаты деятельности предприятия.
Финансово-экономический (финансовые органы, финансовая служба предприятия) анализирует выполнение финансового плана, эффективности исключения собственного и заемного капитала, резервов высокой прибыли, рентабельности, улучшение финансового состояния и платежеспособности предприятия.
Аудиторский (бухгалтерский) анализ – это экспертная диагностика финансового «здоровья» предприятия. Проводится аудит фирмами с целью оценки и прогнозирования финансового состояния и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования.
Социально-экономический (экономическая служба управления, статически органы) изучают взаимосвязь социальных и экономических процессов их влияние друг на друга и экономические результаты хозяйствования деятельности.
Экономико-статистический для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления предприятия, отрасли, региона.
Экономико-экологический исследует взаимодействие экологической и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.
Маркетинговый анализ – применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, формирования ценовой политики и т.д.
5. По методике изучения объектов АХД может быть сравнительным, диагностическим, факторным, экономико-математическим, экономико-статистическим и т.д.
а/ При сравнительном анализе обычно ограничивается сравнениям отчетности показателей о результатах хозяйственной деятельности с показателями плана прошлых лет, передовых предприятий.
б/ Факторный анализ направлен на выявление с величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.
в/ Диагностический (экспресс-анализ) представляет собой способ установления характера нарушений экономических процессов на основе типичных ошибок. Знание их позволяет быстро и точно установить характер нарушений, без действий, которое требует дополнительное время и средства.
г/ Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.
д/ С помощью экономико-математического анализа выбирается наибольший оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы эффективности производства за счет наибольшего полного исполнения имеющихся ресурсов.
е/ Стохастический анализ используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятий.
ж/ Функционально-стоимостный анализ представляет собой метод выявления резервов. Он ориентирован на оптимальные методы на различных стадиях изготовлении продукции (НИС, конструкция, производство, эксплуатация, утилизация). Его назначение – выявить и ликвидировать излишние затраты.
6. По субъектам различают внутренний и внешний анализ.
Внутренний производится на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью.
Внешний анализ производится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.
7. По охвату изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочных – по результатам обследования только части объектов.
8. По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом – только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес.
Каждая из указанных форм АХД отличается по содержанию, организации и методике его проведения.