Прибыль как основная цель деятельности предприятия
Прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производство и реализацию.
К основным функциям прибыли можно отнести:
- Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат.
- Прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
- Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы этому предприятию не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции.
Общий размер получаемой прибыли зависит:
- от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию.
Объем продаж, в свою очередь, зависит от эффективности осуществления коммерческой работы - от умения создавать выгодные условия для реализации продукции, т.е. организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и товарную политику и т.д.
- от уровня издержек производства,которыйзависит от рациональности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности предприятия.
Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают.
В условиях рыночных отношений имеется два основных источника получения прибыли:
- Первый источник связан с монопольным положением предприятия по пуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.
- Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под него развитие производства. Величина прибыли в данном случае зависит:
- от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);
- от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.);
- от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли);
- от ассортимента продукции и снижения издержек производства.
В экономической литературе рассматриваются различные виды прибыли, вот только некоторые из них:
- Валовая прибыль представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных платежей) и себестоимостью продукции.
- Льготируемая прибыль – часть валовой прибыли, не подлежащая налогообложению по действующему законодательству.
- Налогооблагаемая прибыль – прибыль, подлежащая налогообложению по установленным ставкам.
- Чистая прибыль – прибыль после уплаты в бюджет налога на прибыль. В настоящее время налог на прибыль составляет 24 %. Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и личные социальные налоги и образует фонды.
- Нераспределенная прибыль – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Она предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования в производство. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных ресурсов предприятия, обеспечивающих его производственное развитие.
Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:
- прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;
- прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;
- величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;
- прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части - на потребление.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производственного и социального развития, а также материального поощрения, но и используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли.