Материал к упражнению. У каждого предприятия есть основная цель

У каждого предприятия есть основная цель. Одно предпри­ятие хочет производить первоклассные пассажирские са­молеты, способные выдержать жесткую конкуренцию; дру­гое сконцентрировало усилия на производстве безалко­гольных освежающих напитков, которые имелись бы в продаже в любой стране мира; третье выпускает книги, стремясь соответствовать самым высоким интеллектуаль­ным стандартам. Точно так же каждый из нас имеет основ­ную цель в жизни. Порой эта цель отчетливо прорисовыва­ется уже в раннем возрасте: например, стать лучшим адво­катом в своем родном городе. Порой же мы формулируем для себя цель жизни относительно поздно, а иногда вооб­ще меняем одну на другую. Какова цель вашей жизни? Вы хотите заставлять людей смеяться? Или хотите учить де­тей, изучать жизнь слонов или найти вакцину, способную остановить эпидемию опасной болезни? Целью жизни мо­жет стать все, помогающее нам понять, что мы собой пред­ставляем и какой личный вклад можем внести в собствен­ное развитие или судьбу мира. Можно также сказать, чтоцель жизни — не закопать в землю свой талант. Цель жиз­ни тесно связана с одаренностью человека, которую он должен использовать на собственное благо и на благо ок­ружающих.

Прочитайте приведенные ниже вопросы и ответьте на них. Чтобы быть лучше понятым, предложения заканчивайте по возможности лаконично.

я.................................................................................................

Мои качества проявляются сильнее всего, когда я...................

Больше всего я интересуюсь.................................................... ,

и наибольшее наслаждение я получаю, когда...........................

Больше всего я боюсь................................................................

Я испытываю гнев из-за..............................................если я не

У меня вызывает сильнейшее любопытство..............................

Я хотел бы научиться.................................................................

Мой герой —..............................................................................

В детстве в своей семье я чувствовал.......................................

Моя жизненная цель требует от меня........................................

Моя жизненная цель выглядит (ощущается, звучит) как...........

Моя жизненная цель неотделима от моей способности............

Моя цель может дать миру........................................................

Моя цель должна дать мне самому............................................

3. Старое и новое

Это упражнение поможет участникам задуматься о переменах, которые они могут привнести в свою жизнь, научиться выстраи­вать отношение к тем многочисленным изменениям, которые случаются снами ежедневно и которые мы должны принимать.

Материал:для каждого участника проволока длиной пример­но 1м.

Вступительное слово ведущего.Для людей, обращающих вни­мание на все новое, наше время предоставляет прекрасные воз­можности. Оно настолько динамично, что порой бывает сложно найти ответ на вопрос, встающий перед нами в данный момент. Например: как будет выглядеть процветающее предприятие буду­щего? Будут ли это крупные предприятия, о которых мы часто слышим в средствах массовой информации? Как они справятся со своей основной проблемой: внутренней закостенелостью и медленной реакцией? Смогут ли малые и средние предприятия использовать свои преимущества, будучи менее ограниченными административными рамками? Сколько пройдет времени, пока предприятия и их сотрудники не начнут использовать огромные возможности, открывающиеся перед ними благодаря постоянно ускоряющемуся прогрессу в области микроэлектроники, произ­водства мощных компьютеров и все более изощренного про­граммного обеспечения? Будем ли мы готовы принять тот факт, что люди делятся на две категории: тех, кто имеет работу, и тех, кто ее не нашел? Удастся ли нам найти баланс между необхо­димостью соответствовать темпам ускоряющегося развития и внутренней потребностью время от времени побыть в тишине и покое?

Но изменения происходят не только в мире бизнеса. Каждый из нас переживает разнообразные изменения, касающиеся семьи и самого себя. И здесь мы тоже можем задать себе вопрос: в ка­кой степени все происходящие в частной жизни перемены можно связать с изменениями, происходящими с нами в профессио­нальной сфере?

Каждый из нас по-разному реагирует на новое. Чему-то мы радуемся, потому что оно дает нам возможность реализовать себя и делает нашу жизнь интереснее. Что-то, напротив, вызывает страх и озабоченность, и мы задаем себе вопрос: хватит ли у нас внутренних ресурсов, чтобы удержаться в седле?

Я хочу предложить вам принять участие в этом упражнении и подумать о том, что изменилось в вашей жизни, а что осталось прежним. При этом каждый из вас сможет выразить свою инди­видуальность.

Мы отличаемся друг от друга, все мы являемся личностями, наделенными присущими только нам талантами и следующими своей собственной судьбе. Иногда мы забываем об этом. Но ведь новое можно воспринимать только тогда, когда мы знаем, кто мы есть и каковы наши цели.

Инструкция.Сейчас каждый из вас получит кусок проволоки.

Теперь я попрошу вас задуматься о своей жизни. Что значит для вас ваша жизнь? Чувствуете ли вы, что обладаете достаточ­ным влиянием на происходящее? Ощущаете ли вы равновесие между вещами меняющимися и неизменными? Есть ли у вас ощущение своей значимости и того, что вы должны дать миру то, что можете дать только вы? Каковы ваши желания? Надежды?

Каждый из нас видит и воспринимает мир по-своему. Каж­дый принимает решения. Иногда у нас возникает желание от­страниться от других и насладиться чувством собственной уни­кальности. Порой нам, наоборот, хочется быть ближе к людям ичувствовать свою связь с ними. Нередко у нас возникает ощуще­ние, что мы скорее пытаемся соответствовать ожиданиям других, нежели раскрываем собственную сущность. Именно поэтому я хочу, чтобы сейчас вы попытались раскрыть вашу суть.

Пусть каждый из вас попробует что-нибудь сделать из куска проволоки, который вы держите в руке. Задействуйте для этого все ваши творческие способности, позвольте зазвучать спрятан­ным внутри вас творческим голосам.

Это упражнение нельзя сделать правильно или неправильно, можно лишь по-своему. Придайте проволоке форму, которая вы­разит ваше сегодняшнее восприятие собственной жизни. Не нуж­но стараться создать что-то непременно интересное или краси­мое.

Дайте свободу вашим рукам. Вы можете еще некоторое вре­мя спокойно подумать о том, какие импульсы идут у вас изнут­ри. Пусть кусок проволоки в ваших руках станет символом ва­шей жизни. Возможно, этот символ выразит нечто постоянно присутствующее в вашей жизни, а возможно, это будет знак об­новления. Если хотите, оставайтесь на том же месте, но вы мо­жете и ходить по комнате или найти себе место, где вам будет легче сосредоточиться. Постарайтесь работать в полном молча­нии, так вам будет легче прислушиваться к своему внутреннему голосу. Как только вы поймете, что готовы, вернитесь обратно в круг.

Подведение итогов.Дайте участникам 10—15 минут на эту де­ятельность. В конце занятия каждый член группы демонстрирует остальным получившуюся из проволоки фигуру и комментирует ее. Можно обсудить, как участники воспринимают баланс усто­явшегося и нового в своей жизни и каким образом они отразили эгот баланс в своих проволочных фигурках.

4. Жить — значит учиться

Если работник хочет успешно работать в команде, он должен уметь и быть готовым овладевать новыми знаниями. Поскольку экономика постоянно развивается, работать, опираясь только на имеющиеся знания, становится все труднее. Мы постоянно долж­ны искать средства и пути расширения своего кругозора, исполь­зуя для этого все доступные источники информации и ту неза­менимую сеть личных и профессиональных отношений, которая обеспечивает нас актуальной информацией.

В этом упражнении участники прояснят для себя, как проте­кает для них процесс обучения и сколь интенсивно они учатся.

Материалы: для каждого участника бумага и ручка.

Вступительное слово ведущего. Успех деятельности предприя­тия все больше зависит от любознательности его сотрудников и их готовности к обучению. Сегодня во многих профессиональных сферах сотрудники должны кардинально обновлять свои профес­сиональные знания каждые восемь лет. Это означает, что в буду­щем рабочие места будут обеспечены лишь тем, кто готов учить­ся в течение всей жизни.

Любую работу можно классифицировать как процесс обуче­ния чему-то новому. Хитрая молодежь все чаще при выборе мес­та работы оценивает не только то, какие материальные выгоды дает эта работа, но и какие возможности обучения она предо­ставляет. Им известно, что их сегодняшняя любознательность позже вознаградит их сторицей. Если мы поняли, что учились слишком мало, нужно не успокаивать свою совесть, а задейство­вать все возможные ресурсы, чтобы не упустить шанс еще раз. Сегодня я приглашаю вас к участию в интересном упражнении.

Инструкция. Воссоздайте в памяти два последних года своей профессиональной жизни и вспомните десять примеров того, как вы научились чему-то новому. Пусть это будут ситуации, которые помогли вам лучше справиться с профессиональными зада­чами, найти творческие решения проблем, предложить клиентам лучшие продукты или услуги, более эффективно взаимодейство­вать с коллегами. Запишите то, чему вы научились, как вы это­му научились и что вы можете представить в качестве доказатель­ства того, что процесс обучения состоялся. На это вам дается полчаса.

Подведение итогов. Обсуждение упражнения происходит в группах по четыре человека. Каждый участник представляет ре­зультаты своего труда, а трое других пытаются дискредитировать его результаты или подвергнуть сомнению выдвигаемые аргументы. В конце занятия дискуссия разворачивается среди всей группы. Спросите участников:

— Насколько эффективно команда обучалась до сих пор?

— Есть ли в вашей организации команды, которые обучались успешнее?

— Что можно было бы изменить, чтобы процесс обучения как команды в целом, так и отдельных ее участников проходил легче и приятнее?

5. Эпоха пигмеев

Продолжим линию, намеченную в предыдущем упражнении, и попробуем проверить степень готовности участников отказать­ся от предубеждений и ступить на новую, можно даже сказать, слегка авантюрную стезю.

Материалы:для каждого участника экземпляр материала к упражнению, ручка.

Вступительное слово ведущего. Тенденции последних лет за­ставляют нас пересмотреть многие предубеждения.

Новые технологии, снятие торговых ограничений и либерализация финансовых рынков не способствуют усилению позиций крупных корпораций. В противовес им возникли тысячи мелких и средних предприятий, которые могут лучше использовать имеющиеся у них шансы. Быть большим в наше время не означает быть успешным, — скорее это означает быть подвергающимся опасности. С 1987 по 1992 год крупнейшие предприятия Соеди­ненных Штатов сократили 3,3 млн рабочих мест, в то время как малые и средние предприятия создали 5,9 млн новых. Малень­кие фирмы более подвижны и более творчески подходят к делу. В своем ежегодном выступлении на собрании акционеров пред­седатель правления «Дженерал электрик» весьма точно заметил: ( «В нашей огромной компании мы неустанно пытаемся воссоздать дух и темпы развития малого предприятия».

Из чего же состоит этот мифический дух малого предприя­тия? В первую очередь речь идет о мужестве, с которым отверга­ются старые привычки, творческой энергии и фантазии, способ­ности в сложных ситуациях прислушиваться к интуиции.

Конечно, это не означает, что любое малое предприятие ав­томатически обладает этими качествами. Каждая организация решает сама для себя, работать ей по старым схемам или посмот­реть на существующие обстоятельства свежим взглядом.

Инструкция. Я дам каждому анкету, которая поможет вам с критической точки зрения рассмотреть себя самого, команду и наше предприятие. Вам дается 15 минут, чтобы письменно отве-1и п. на вопросы, а затем сравнить свои ответы с ответами коллег.

Подведение итогов.Подведение итогов происходит в группах bioчетыре человека, за этим следует общее обсуждение. Для начала пусть каждый участник подготовит и озвучит свою оценку пункта 10 анкеты. Основным в подведении итогов будет ответ на вопрос, что должна сделать команда, чтобы каждый сотрудник шел на работу с энтузиазмом и мог сказать, что работа в коман­де действительно ему интересна.

Наши рекомендации