Организационные формы инновационной деятельности
Основные организационные формы инновационной деятельности в крупномасштабном бизнесе:
1. Финансово-промышленные группы. Характерной тенденцией сегодня можно назвать появление высокоинтегрированных по вертикали и горизонтали структур, отличающихся максимально легким взаимным «переливом» технологий, квалифицированных кадров и капитала, способных развивать высокотехнологические производства при относительно небольших издержках.
2. Консорциумы. Важнейшая задача консорциума – поиск и реализация крупных инновационных проектов, связанных с развитием производства средств технологического оснащения и других видов продукции. В рамках такого объединения появляются финансовые и материально-технические возможности для эффективной организации таких проектов.
2. Глобальные корпорации. В середине 80-х гг. в США в связи с резким обострением конкуренции на мировых рынках ученые характеризовали глобальные корпорации как верное средство завоевания иностранных рынков.
3. Альянсов в международной практике. Концентрация и централизация капитала и производства приводят не только к образованию монополий, но и к появлению в хозяйственной жизни различного рода объединений юридических лиц, которые не занимают на рынке монопольного положения. Типы объединений в законодательстве западных стран именуются различно: «связанные предприятия», «системы компаний», «группы компаний», или сокращенно – «группа».
Малый бизнес и инновационная деятельность.В качестве факторов, обуславливающих важную роль малых инновационных организаций в области нововведений, можно выделить следующие:
- мобильность и гибкость перехода к инновациям, высокая восприимчивость к принципиальным нововведениям;
- сильный и многоплановый характер мотивации, обусловленный причинами, как внеэкономического плана, так и коммерческого плана, поскольку только успешная реализация такого проекта позволит его автору состояться в качестве предпринимателя;
- узкая специализация их научных поисков или разработка небольшого круга технических идей;
- малый управленческий персонал;
- ориентация на конечный результат при широком использовании всех видов ресурсов и, прежде всего, интеллектуальных;
- готовность нести огромные, абсолютно неприемлемые для крупных и средних организаций, риски в силу качеств, присущих пионеру - предпринимателю.
Можно выделить следующие группы малых предприятий по состоянию их развития и основным функциям:
1. Организации на начальной стадии становлении. Как правило, их продукт находится на уровне идей, макетного или опытного образца.
2. Инжиниринговые организации - это своего рода соединительное звено между научными исследованиями и разработками, с одной стороны, и между нововведениями и производством - с другой. Инжиниринговая деятельность связана с созданием объектов промышленной собственности, деятельностью по проектированию, производству и эксплуатации машин, оборудования, организации производственных процессов с учетом их функционального назначения, безопасности и экономичности.
3. Внедренческие организации содействую развитию инновационного процесса и, как правило, специализируются на внедрении неиспользованных патентовладельцами технологий, на продвижении на рынок лицензий перспективных изобретений, разработанных отдельными изобретателями, доводке изобретений до промышленной стадии, на производстве небольших опытных партий объектов промышленной собственности с последующей продажей лицензии.
4. Технопарковые структуры организации инновационной деятельности.
По нарастанию степени сложности технопарковые структуры можно расположить следующим образом:
- инкубаторы;
- технологические парки;
- технополисы;
- регионы науки и технологий.
5. Инкубатор бизнеса - это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных организаций, реализующих оригинальные научно-технические идеи.
Перечень потребностей (услуг), наиболее часто востребованных отечественными малыми организациями в порядке убывания их значимости, составляет:
- бизнес-планирование, поиск инвесторов и предоставление финансирования;
- доступ к средствам информации и связи, информационным источникам;
- проведение маркетинговых исследований, изучение рынка и каналов товародвижения;
- регистрация организации, создание команды и оказание других организационных услуг;
- оказание юридических консультаций и правовой защиты;
- предоставление помещений офисного и производственного характера;
- доступ к научному потенциалу;
- предоставление социально-бытовых услуг;
- предоставление в аренду оборудования и технологических линий.
6. Технопарк - сетевая система, объединяющая малые научно - технические предприятия, инкубаторы (бизнес - инкубаторы), информационные, консультативные и другие организации научно - технической инфраструктуры вокруг крупного научно - исследовательского института или высшего учебного заведения.
Основные задачи технопарков:
- превращение знаний и изобретений в технологии;
- превращение технологий в коммерческий продукт;
- передача технологий в промышленность через сектор малого наукоемкого предпринимательства;
- формирование и рыночное становление наукоёмких организаций;
- поддержка организаций в сфере наукоёмкого предпринимательства.
Технопарки можно классифицировать по следующим группам:
- исследовательский парк;
- научно-технологический парк;
- технологический парк;
- промышленно - технологический парк.
7. Технополис. Технополис представляет собой целостную научно - производственную структуру, созданную на базе отдельного города, в экономике которого заметную роль играют технопарки и инкубаторы. Новые товары и технологии, разработанные в научных центрах, используются для решения всего комплекса социально - экономических проблем города.
Регион науки и технологий охватывает значительную территорию, границы которой могут совпадать с границами целого административного района. В экономике такого района большую роль играет инновационная деятельность, поддерживаемая технопарковыми структурами.
8. Инновационные организации, действующие на основе венчурного финансировании. Особое место среди малых инновационных организаций занимают организации, имеющие венчурный механизм финансирования.
9. Технологический трансфер. В основном, под технологическим трансфером понимают передачу технологического ноу-хау от одного учреждения другому. Строго говоря, это понятие не касается передачи технологии или ноу-хау и научных данных, а описывает передачу соответствующих технологий или оптимизацию конкретных технических процессов, в том числе и путем введения новых технологий или путем разрешения существующих и выявленных технических проблем, которые были скрыты на ранних стадиях.
То, что называется «классическим» технологическим трансфером, относится к процессу, в ходе которого в результате фундаментальных и прикладных исследований в университетах и научно-исследовательских институтах, приобретается ноу-хау, которое впоследствии переводится на промышленные предприятия и внедряется как продукт или процесс.
Встречаются следующие формы прямого технологического трансфера:
- от университетов - промышленным предприятиям;
- от научно - исследовательских институтов - промышленным предприятиям;
- личный ТТ при найме персонала;
- обмен между промышленными предприятиями и их филиалами путем заказов и доставок;
- между сотрудничающими промышленными предприятиями, когда последние формируют стратегические объединения;
- от учреждений ТТ - промышленным предприятиям;
- ярмарки, выставки, съезды.
Часто нуждающиеся в услугах по ТТ должны срочно удовлетворить спрос в тех сферах, с рыночными условиями в которых они не знакомы, а иногда и вовсе не имеют понятия о ситуации на рынке. Изменение традиционных форм производства и замена последних на новые технологии часто приводит к банкротству бизнеса. Для того, чтобы предотвратить это, часто с поддержкой государства создаются агентства, целью деятельности которых является посредничество в процессе технологического трансфера. В их задачу входит сбор информации о спросе и предложении на определенные услуги ТТ и установление надлежащих контактов. Этот путь ТТ называется непрямым и включает в себя:
- агентства по ТТ, которые обычно поддерживаются правительством, с региональной, национальной или международной сферами деятельности;
- представителей по ТТ в университетах;
- представителей по ТТ в научно-исследовательских институтах;
- электронный ТТ (например, базы данных).
Многие из субсидируемых государством посредников зависят также от финансовой помощи третьих лиц и с целью выживания овладевают более широким сегментом рынка, чем только рынок услуг по ТТ.
Методы продвижения инноваций.Существуют два метода продвижения инноваций - вертикальный и горизонтальный. При вертикальном весь инновационный цикл сосредоточивается в одной организации с передачей результатов, достигнутых на отдельных стадиях ИД от подразделения к подразделению. Горизонтальный метод - метод партнерства и кооперации, при котором ведущее предприятие является организатором инноваций, а функции по созданию и продвижению инновационной продукции распределены между участниками.
Выделяют также коммерческий и некоммерческий технологический трансферт. Некоммерческий ТТ чаще всего используется в области научных исследований фундаментального характера. Он обычно сопровождается небольшими расходами (особенно валютными) и может поддерживаться как по государственной линии, так и на основе фирменных и личных контактов.
К особенностям коммерческого ТТ относятся:
- высокая степень монополизации, поддерживаемая принятой системой охраны прав промышленной собственности, вследствие этого слабость позиции покупателя (в отличие от потребительского рынка это рынок продавца);
- высокая норма прибыли (большая разница между ценой и стоимостью);
- асимметричное разделение на страны - импортеры (развивающиеся страны) и государства, которые одновременно являются экспортерами и импортерами (развитые страны);
- большой объем технологического трансфера внутри транснациональных корпораций.
Формы трансфера технологий:
1. Сделка по передаче лицензий на технологию - юридически хорошо отработанные документ и форма передачи технологий. Рекомендации по составлению «лицензионного соглашения» широко распространены и могут быть найдены самостоятельно.
2. Передача ноу-хау. Ноу-хау - совокупность знаний и навыков, относящихся к применению промышленной технологии или процесса, связано с секретами производства, носит конфиденциальный характер, является экономическим достоянием, пригодным для эксплуатации. Сделка по передаче ноу-хау - предоставление беспатентной лицензии.
3. Весьма значительный объем технологии передается в процессе промышленной кооперации (ПК). Как правило, стороны, объединившиеся для организации кооперированного производства, осуществляют интенсивный технологический обмен для достижения этой цели. Соглашения о производственной кооперации идут дальше прямых или взаимных поставок (продаж и закупок) продукции или оказания услуг и создают между сторонами длительную общность интересов, направленных на получение дополнительной взаимной выгоды.
4. Совместные предприятии. Если заинтересованные партнеры из разных стран желают объединить усилия, знания и опыт в производстве новой для данного рынка продукции, разделить совместный риск, у них нет лучшего способа, чем создать СП. Ни одна из других форм сотрудничества не создает такую степень заинтересованности в конечном успехе проекта.
5. Техническая помощь. Соглашения и контракты о предоставлении технических услуг и помощи оформляются двумя способами: в первом они являются главным предметом соглашения; во втором - включаются разделом в соглашение о передаче технологии или поставках оборудования.
6. Франшиза - разрешение или право продажи некоторых товаров или оказания определенных услуг. Франшизинг - передача или переуступка (на коммерческих условиях) разрешения продавать чьи-либо товары или оказывать услуги в некоторых областях.
7. Лизинг (финансовая аренда). В лизинговых операциях участвуют три стороны: арендодатель, арендатор и поставщик (производитель). Лизинговая компания выкупает у поставщика оборудование и технологию и сдает его в аренду на определенный оговоренный срок. По истечении срока аренды арендатор обязан вернуть оборудование лизинговой компании или выкупить его в свою собственность по остаточной стоимости.
Международный трансферт технологий. Субъектами современного международного рынка технологий являются государства, коммерческие и некоммерческие организации, разнообразные фонды и физические лица - ученые и специалисты.