Организационные формы инновационной деятельности

В отличие от производства в инновационной сфере слабо прослеживается пре­имущество крупных фирм и научных коллективов. Разработку и освоение нововве­дений могут осуществлять самые разные виды структур:

• самостоятельные внутрифирменные подразделения;

• временные научно-технические коллективы;

• специализированные независимые исследовательские фирмы;

• государственные научные центры;

• технопарки при вузах;

• специализированные объединения.

Рассмотрим подробнее формы организации инновационной деятельности. В РФ ими являются:

1) Государственный научный центр (ГНЦ) по приоритетным направлениям науки и техники;

Он создается на базе крупных научных организаций как юридически самостоятель­ное бюджетное учреждение с целью: развития интеллектуального потенциала; под­держки мирового уровня научно-технического развития; сохранения и укрепления научных школ; подготовки кадров высшей квалификации.

2) Федеральный научно-технический центр (ФНТЦ);

Организуется на базе НИИ, КБ, НПО, имеющих конкурентоспособные на мировом уровне заделы исследований и разработок. Перед ним стоит цель завоевания и подер­жания передовых позиций в области наукоемких производств и высоких технологий.

3) самостоятельные любых форм собственности (коммерческие и некоммерче­ские) научно-технические организации;

4) научные объединения:

• государственные, частные и смешанные НПО;

• научно-технические ассоциации с участием министерств и ведомств, предна­значенные для решения научно-технических проблем и реализации государственных программ;

• временные добровольные соглашения научно-технических организаций, ву­зов, ГНЦ, министерств и ведомств, создаваемые для проведения крупномасштабных долгосрочных исследований и внедрения результатов в производство;

5) технологические парки, связанные с разработкой высокотехнологичных наукоемких продуктов на основе объединения критической массы научно-технических субъектов;

6) вузовская наука:

• научно-образовательные объединения вузов (привлекают к преподаванию научных работников, а к науке — преподавателей, студентов, аспирантов);

• исследовательские промышленно-вузовские центры (ИПВЦ), направляющие средства промышленности в разработку и внедрение научных результа­тов вузовского сектора;

• исследовательские и научно-технические подразделения вузов;

7) научно-технические структуры внутри предприятий и объединений (инсти­туты, бюро, лаборатории);

8) центры конкретных исследований - государственные организации на базе промышленных НПО, выполняющие государственные и ведомственные научно- технические программы.

На Западе инновационная деятельность осуществляется в следующих формах:

Интерпартнерство. Представляет собой наиболее простую внутрифирменную форму инновационно-предпринимательской деятельности. Она предполагает, что инициативный творческий работник (интерпартнер) при поддержке администрации сам осуществляет нововведения и при успехе пытается внедриться с ним на ры­нок в качестве независимого контрагента.

Внутренний венчур. Является автономным в административном и хозяйственном отношении подразделением, предназначенным для внедрения научных идей со­трудников, отобранных специальной службой. Возглавляется ими самими и в тече­ние обусловленного срока проводит разработку этих идей и готовит проект запуска результатов в производство.

В американской компании «ЗМ» членам внутренних венчурных подразделений, пер­сонал которых формируется добровольно, гарантируются прежняя должность, ста­тус и оклад, если проект потерпит неудачу. В японских фирмах новаторы-неудачники награждаются почетными жетонами в знак благодарности руководства за проявлен­ную инициативу или получают небольшие премии. В случае успеха изобретателям в первый год выплачивается до 25 процентов прибыли от реализации новшества и в последующие годы - до 10 процентов.

Внутренние инновационные подразделения, различающиеся в зависимости от важ­ности разработок.

1. Если новинка имеет большое стратегическое значение, тесно связана с основ­ным производством и может в перспективе оказать влияние на положение фирмы, подразделение, осуществляющее ее, действует под непосредственным контролем высшего руководства в тесной связи с производственными, техническими и конст­рукторскими службами и интегрируется в существующую систему управления.

2. Если нововведение имеет большую стратегическую значимость, но лишь частично связано с основным производством, его разработка планируется авторами самостоятельно и осуществляется в рамках соответствующего структурного подразделения под контролем администрации.

3. Если нововведение имеет большую стратегическую значимость, но слабо связано с основным производством, создаются новые специализированные хозяйственные единицы, которые в случае успеха становятся структурными подразделениями. Руководство фирмы осуществляет жесткий контроль лишь над сроками работ.

4. Если нововведение незначительно и имеет неопределенную стратегическую значимость, но тесно связано с основным производством, в рамках производственных отделений создаются микроотделы новых рискованных инициатив в составе 2—5 человек. Им предоставляется большая свобода текущей деятельности, но устанавливаются сроки работ и бюджетные ограничения.

Если нововведение имеет неопределенное стратегическое значение и лишь частично связано с основным производством, на 8-12 лет организуются отделения рискованных инициатив. Высшее руководство осуществляет частичный админист­ративный контроль над разработкой новшества.

Создание подобных подразделении приносит немалую выгоду, поскольку сооб­щает фирме дополнительную гибкость за счет децентрализации исследований, обеспечивает экономию на постоянном капитале, «отсос» излишней рабочей силы.

Технологический центр. Предназначен для организации инновационной дея­тельности в крупных исследовательских организациях и университетах.

Облегчает привлечение ученых и студентов к разработке новых идей, обеспечи­вая их за умеренную плату помещением, оборудованием, вспомогательным персо­налом. Создается в США за счет средств федерального или местного бюджета па срок от 1 года до 3 лет (в течение этого периода можно самостоятельно стать на ноги пли найти солидный источник финансирования).

Внешняя венчурная фирма (инвестиционная либо коммерческая). Основывается как самостоятельная пли дочерняя учеными и изобретателями, покинувшими крупные компании, научные учреждения или университеты. Она специализирует­ся на прикладных исследованиях, разработках и освоении производства новых ви­дов продукции, технологий, решении узких» проблем межотраслевого характера. Такими фирмами создается до 60 процентов новшеств, например ксерокс, микро­процессор, персональный компьютер.

Такая фирма действует с: помощью венчурного (рискового) капитала крупных компаний, которые сами не решаются осуществлять инновации, но стремятся их контролировать. Необходимые средства предоставляются ими в форме долгосрочных беспроцент­ных кредитов без обычного обеспечения с правом последующей конверсии в акции, дающие право участия в управлении и т. п. В то же время основатели венчурных предприятий, вкладывая в них собственные средства, также несут реальную финан­совую ответственность за результаты.

Как правило, сами по себе венчурные фирмы неприбыльны, так как не занимаются организацией производства (хотя в отдельных случаях их доходность бывает в не­сколько раз выше средней).

Maлая инновационная фирма. Является небольшим мобильным коллективом профессионалов, действующим самостоятельно пли в составе крупной организа­ции в таких сферах, как электроника, робототехника, биотехнология, где происхо­дят постоянные изменения.

«Cпин-оф» (отпрыски). Представляют собой отделившиеся от вузов, государст­венных исследовательских центров и лабораторий крупных компаний малые инно­вационные фирмы. Они создаются с целью коммерческого внедрения побочных научно-технических достижений, полученных в ходе внедрения нетрадиционных проектор и обычно субсидируются государством через различные некоммерческие центры и университеты.

Мелкий бизнес по своей природе инновационен. На Западе компании с числом заня­тых менее 1000 человек разрабатывают в 17 раз больше новинок, чем с числом заня­тых более 10 тыс. человек.

Малые инновационные предприятия обеспечивают 31 процент НИОКР, проектирова­ния, создания и распространения пpoграммных продуктов, оказывают 38 процентов посреднических, консультационных, образовательных услуг, производят 10-20 про­центов наукоемкой продукции (в РФ - 16,5 процентов).

Причинами их эффективности являются узкая специализация, охват первых этапов НИР, где не требуются крупные средства, но нужна высокая заинтересованность.

Научный парк формируется вблизи крупного исследовательского центра или вуза с развитой инфраструктурой и занимается исследованиями для разработки и производства новых технологий и программных продуктов.

В собственном смысле слова научный парк представляет собой территорию, пригод­ную для размещения инновационных предприятий, занятых на различных стадиях исследований, а также маломасштабных производств, основанных на научно-техни­ческих разработках местного исследовательского центра.

Различают следующие разновидности научных парков:

Исследовательский парк. Связан с разработкой новшества до стадии опытного образца.

Технополис. Представляет собой региональный межотраслевой научно-техни­ческий комплекс, состоящий из вузов, конструкторских бюро, венчурных и вне­дренческих фирм, банков, промышленных предприятий, организующих произ­водство на базе новшеств.

В нем осуществляется полный инновационный цикл, включая подготовку кад­ров, или он специализируется на прикладных исследованиях и разработках с целью коммерциализации их результатов. Первый технополис «Силиконовая долина» по­явился в США в 1950-х гг.

В России технополисом считается подмосковный Зеленоград.

Технопарк. Объединяет вокруг научного центра группу объектов научно-экс­периментальной, финансовой, социально-культурной инфраструктуры. Он пред­назначен для поддержки самостоятельных малых научно-технических организа­ций, творческих коллективов и отдельных ученых в деле воплощения результатов НИР в новые технику и технологию и распространения их на рынке.

Инкубатор (США) или инновационный центр (Западная Европа) являются спе­циальной экономической структурой, предназначенной для первоначальной под­держки небольших инновационных компаний, созданных под руководством уче­ных и специалистов, а также для доработки новых научно-технических идей до ста­дии коммерческого использования.

Обычно инкубатор создается местными властями, крупными компаниями, а иногда физическими лицами на срок до 3 лет. Вузы за умеренную плату предоставляют ему землю, помещения, лабораторное оборудование, необходимые услуги.

Учредительский центр («промышленный двор») представляет собой организа­ционную форму инновационной деятельности сообщества вновь создаваемых тер­риториально близких (часто находящихся в одном здании, что облегчает консуль­тирование) предприятий в сфере наука - производство, управляемых головной компанией.

Научно-технические альянсы. Являются устойчивыми объединениями фирм с университетами и государственными лабораториями на основе соглашения о совместном финансировании НИОКР, разработке или усовершенствовании выпус­каемой продукции. Их формой является, например, совместное предприятие, соз­дание мелкой инновационной и крупной производственной фирмами.

Альянсы направлены на решение долгосрочных коммерческих задач, связанных с глобальным распространением новых технологий, и преследуют цель разделения расходов и уменьшения рисков. Каждый из участников вносит свой вклад в виде материальных или интеллектуальных ресурсов и получает право на свою долю ин­теллектуальной собственности, обусловленную договором. Управление альянсом осуществляется либо одним из членов, либо координационным комитетом.

Альянсы бывают научно-исследовательскими (для создания проектов) и научно-производственными (для разработки и выпуска новой продукции), одноотраслевыми (горизонтальными) и многоотраслевыми (вертикальными).

В конце XX столетия в связи с усложнением и удорожанием научных исследова­ний и разработок, сокращением продолжительности жизненного цикла товаров число альянсов стало быстро расти.

I) Распространение новшеств

На каждой стадии жизненного цикла продукта его распространением заняты разные типы фирм.

1. Эксплеренты (пионерные фирмы) занимаются разработкой и продвижением новшеств на рынок обычно с помощью крупных компаний. Их прибыльность неопределенна.

2. Патиенты работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют потребности, сформированные под воздействием моды, рекламы и проч. Они действуют на этапе роста выпуска продукции и способствуют расширению ее сбыта. Такие фирмы уже прибыльны.

3. Виоленты обладают крупным капиталом, высокими технологиями и обеспечива­ют крупносерийный и массовый выпуск продукции, приносящий значительную прибыль.

4. Коммутанты действуют на этапе снижения выпуска продукции и осуществляют изменения в ней с учетом требований рынка, сдерживая падение прибыльности

Процесс распространения новшеств складывается из первоначального внедре­ния и имитации (внедрение освоенного продукта). Этим занимаются внедренческие фирмы, которые обеспечивают их быструю окупаемость за счет оперативной дора­ботки, промышленных испытаний и освоения.

С организационной стороны их действия могут выглядеть следующим образом:

• совершенствование выпускаемой продукции, производимой на действующей технологии для существующего рынка в рамках прежней организационной структуры;

• освоение фирмой новой продукции на базе старой технологии для традиционного рынка с помощью специальной группы производственников;

• внедрение на новый рынок освоенной продукции, производимой на базе традиционной технологии усилиями специальной сбытовой структуры;

• создание новой продукции на основе старой технологии и вывод ее на новый рынок (может быть возложено на специальную группу, укомплектованную персоналом исследовательского подразделения и службы маркетинга);

• производство новой продукции по новой технологии для освоенного рынка (может осуществляться группой представителей исследовательских и произ­водственных подразделений, а также службы маркетинга).

Для выпуска новой продукции по повой технологии для нового рынка создают­ся венчуры или подразделения, дополняющие существующую организационную структуру.

Сточки зрения особенностей рыночного поведения распространителями нов­шеств по классификации Р. Минза и К. Сноу являются:

• разведчики. Целенаправленно занимаются поиском новинок и стараются пер­выми выйти с ними на существующий рынок или завоевать новый. Являются «чистыми» инноваторами, не признающими имитаций;

• аналитики. Предлагают продукцию с улучшенными по сравнению с развед­чиками характеристиками (но и более высокими цепами) и создают эффективные программы ее продвижения. Они в большей мере имитаторы, чем инноваторы;

• защитники. Остаются верными рынку и продукции и удерживают свои позиции путем повышения качества, совершенствования отдельных характеристик товара, снижения цены. Они имитаторы и инноваторы одновременно;

• ленивцы. С опозданием берутся за распространение новинок, и то только
в случае крайней необходимости.

К потребителям новшеств относятся:

• инноваторы, внедряющие их первыми (2,5 процента);

• лидеры, принимающие новшества через некоторое время после всесторонней
оценки возможных выгод (13,5 пропета);

• раннее большинство, представителям которого для принятия решения требуется длительная «раскачка» (34 процентов);

• позднее большинство, внедряющие новшества по необходимости (34 процентов);

• консерваторы, не признающие новшеств до самой последней возможности (16 процентов).

Для распространения новшеств применяются следующие методы:

1) реализация лицензий и патентов на изобретения;

2) продажа пли лизинг опытных образцов;

3) заключение договора на дальнейшую разработку новшества и выпуск первой партии продукции;

4) инжиниринг, консультирование, обучение специалистов;

5)совместные разработки новшеств с заинтересованными лицами на основе финансирования с их стороны;

6) научно-производственная кооперация с покупателями;

7) учреждение венчурных организаций с привлечением капитала сторонних инвесторов;

8) слияние с более мощными фирмами, обладающими опытом и технология­ми, но неспособными освоить их в одиночку;

9) доработка и освоение новой продукции собственными силами на основе самофинансирования.

Наши рекомендации