М.В.Савин Обществознание 8 кл, Волгоград, 2003

М.В.Савин Обществознание 8 кл, Волгоград, 2003

Содержание Часть I

УРОК 1. Тема урока: «Человек и общество»

Глава 1 Общество и человек

УРОК 2. Тема урока: «Что такое общество».

Урок З. Тема урока: «Человек, природа, общество».

Урок 4. Тема урока: «Типология обществ».

УР0К5. Тема урока: «Социальный прогресс и развитие общества»

УРОК 6. Тема урока: «Личность и социальная среда».

УРОК 7. Тема урока: «Потребности человека».

УРОК8. Тема урока: «Социализация и воспитание».

УРОК 9. Тема урока: «Общение».

Глава 2. Экономическая сфера

УРОК 10. Тема урока: «Что такое экономика».

УРОК 11. Тема урока: «Товар и деньги».

УРОК 12. Тема урока: «Спрос и предложение».

Часть II

УРОК 13. Тема урока: «Рынок, цена, конкуренция».

УРОК 14. Тема урока: «Предпринимательство».

Урок 15. Тема урока: «Предпринимательство и бизнес»

УРОК 16. Тема урока: «Роль государства в экономике».

УРОК 17. Тема урока: «Бюджет государства и семьи».

УРОК 18.Темаурока: «Труд».

Глава 3. Социальная сфера

УРОК 19. Тема урока: «Социальная структура».

УРОК 20. Тема урока: «Социальная стратификация».

УР0К 21. Тема урока: «Богатые».

УРОК22. Тема урока: «Бедные».

УРОК23. Тема урока: «Этнос: нации и народности».

УРОК24. Тема урока: «Межнациональные отношения».

УРОК25. Тема урока: «Конфликты в обществе».

УРОК26. Тема урока: «Семья».

Список используемой литературы

Задачи курса «Обществознание. 8 класс».

Современный школьный курс является достаточно новым для отечественной системы среднего образования, в связи с чем на пути учителя, пожелавшего сделать свои занятия отвечающим и высоким требованиям гуманистической педагогики, встает немало проблем и трудностей - сказывается отсутствие традиции, методических разрабо­ток, личного времени для разработки новых типов уроков, требующих методического и профессионального мастерства.

Основная цель курса - привить навыки самостоятельного при­нятия решений и чувство ответственности за них российским школьни­кам и способствовать формированию социально ответственной и компе­тентной личности современных подростков, познакомить учащихся с реальной жизнью в существующем обществе, обеспечить разносторон­нее развитие детей и формирование у них навыков самообразования и самореализации.

Цели курса:

- способствование успешной социализации учащихся;

- формирование навыков и умений социальной адаптации, от­ветственного поведения свободного человека свободного общества;

- формирование потребности в получении новых знаний;

- осознание учащимися необходимости личного выбора и лич­ной ответственности за сделанный выбор;

- формирование навыков социальной мобильности и активной жизненной позиции.

Задачами курса определены:

- формирование навыков аналитического мышления, позитив­ного отношения к любой проблеме, толерантности и бесконфликтного общения, сознательного отношения к себе и своим поступкам;

- формирование умения ответственно относиться к принятию решений.

Главная задача курса - обучение учащихся технологии осознан­ного выбора при решении социальных, нравственно-правовых проблем в современном обществе; внедрение нового социального содержания в преподавание обществознания.

В целом данный курс отечественной истории ориентирован на формирование и развитие ценностно-смыслового мировоззрения уча­щихся, воспитание здорового патриотизма и гуманистической нравст­венности.

Урок 1. Человек и общество

(Вводный урок по всему курсу обществознания)1

Тип урока: рабочий (комбинированный)

Изучение всего курса начинается с вводного урока, который включает в себя:

- введение учащихся в понимание проблемы и сведение её к конкретной учебной задаче;

- учебная задача должна выводить на понимание результата завершенного или частично завершенного исторического процесса;

- конечная цель вводного урока - формулирование учебной задачи ко всему курсу или разделу.

ЗНАТЬ:сущность социальной сферы, основные цели и задачи курса обществознания.

УМЕТЬ:вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, владеть основами культуры диалога, понимать динамику исто­рического процесса.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ДАННОМ УРОКЕ:словесные методы (объяснение, рассказ, вводная беседа, бесе­да-сообщение, закрепляющая беседа, индивидуальная и фронтальная беседа, учебная дискуссия); наглядные методы (иллюстрация, демонст­рация); практические методы (воспроизводящие, тренировочные, ком­ментирующие, устные, письменные упражнения).

ОБОРУДОВАНИЕ:учебник А.И. Кравченко. Обществознание. 8 класс. М., «Русское слово - учебная книга», 2002.

План урока:

1. Вводно-мотивационный этап (до 10 мин.)

1.1. Фронтальная работа с учащимися. Организация учеб­ной дискуссии.

В начале урока учитель объяснит необходимость изучения обществознания. Формулирование учебной задачи начинается с наводящего вопроса учащимся:

- Вспомните, в чем заключается предмет обществознания, какие явления жизни общества он охватывает?

Учитель записывает тему ypока на доске, просит учеников от­метить её в тетрадях, после чего отмечает специфику изучаемой дисциплины.

Самостоятельная работа учащихся.

Учитель организует небольшую контрольную работу, предло­жив, никуда не заглядывая, дать определения отдельным понятиям и сформулировать понимание некоторых общественных проблем.

Заключительная часть (5-7 мин.)

Учитель обобщает весь изученный материал и дает домашнее задание.

В целях активизации мотивационного компонента учебной дея­тельности на вводном занятии рекомендуется небольшое и несложное задание, например, подготовить небольшое письменное сочинение «Особенности развития российского общества на современном эта­пе» и т.д.

Глава 1. Общество и человек (8 уроков).

Урок 2. Что такое общество Тип урока: рабочий (комбинированный)

ЗНАТЬ:сущность понятий общество, общество и природа как элементы системы, общество как система, подсистемы и эле­менты общества, общественные отношения, взаимодействие основ­ных сфер общественной жизни.

УМЕТЬ:вести дискуссию; выражать и отстаивать собственное мнение; владеть основами культуры диалога; используя знания об эта­пах научного исследования; уметь проводить собственные исследования по вопросам, которые наиболее близки и понятны школьнику; уметь характеризовать научное познание, приводить конкретные примеры ис­пользования научных методов при исследовании какого-либо объекта.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ДАННОМ УРОКЕ:словесные методы (объяснение, рассказ, вводная беседа, бесе­да-сообщение, закрепляющая беседа, индивидуальная и фронтальная беседа, учебная дискуссия); наглядные методы (иллюстрация, демонст­рация); практические методы (воспроизводящие, тренировочные, ком­ментирующие, устные, письменные упражнения).

ОБОРУДОВАНИЕ:учебник А.И. Кравченко. Обществознание. 8 класс. М., «Русское слово - учебная книга», 2002.

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ УРОКА:общество, страна, по­литическая сфера, экономическая сфера, социальная сфера, духовная сфера, мировое сообщество, глобализация.

План урока:

1. Проверка домашнего задания (10 - 20 мин.)

Учащиеся по выбору учителя отвечают на вопросы по прошедшей теме, изученному параграфу.

2. Вводно-мотивационный этап (до 10 мин.)

2.1. Фронтальная работа с учащимися. Организация учеб­ной дискуссии.

В вводной речи учитель кратко обобщает всеранее изученное; материал домашнего задания логически подразумевает изучение новой темы.

Учитель предлагает учащимся вводные вопросы:

- Почему общество называют второй природой?

- Что такое общество?

- В чем заключаются отличительные особенности общества? Затем ученикам предлагается сравнить улейпчел и небольшой

коллектив людей, выполняющих определенную работу.

- Что общего и в чем различия в образе жизни насекомых и людей?

Социальные сферы

Экономическая Политическая Социальная Духовная
Охватывает от­ношения, возни­кающие в про­цессе производ­ства, распреде­ления, обмена и потребления, материальных благ Охватывает отно­шения, связанные с взаимодействием государства, партий, политических орга­низаций по поводу власти и управления Охватывает от­ношения, связан­ные с взаимодействием классов, социаль­ных слоев и групп Охватывает отношения, связанные с развитием об­щественного сознания, нау­ки, культуры и искусства

Данные подсистемы (сферы), в свою очередь, могут быть пред­ставлены совокупностью входящих в них элементов:

экономическая-производственные учреждения (заводы, фабрики),учреждения транс­порта, фондовые и товарные биржи, банки и т.п.;

политическая-государство, партии, профсоюзы, молодежные, женские и пр. органи­зации и т.п.; социальная- классы, страты, социальные группы и слои, нации и т.п.;

духовная- церковь, образовательные учреждения, науч­ные учреждения и т.п.

Заключительная часть.

4.1. Проверочные вопросы.

В конце рассмотрения материала учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:

1. Дайте определения перечисленным выше понятиям: общест­во, политическая сфера, экономическая сфера, социальная сфера, духов­ная сфера и проанализируйте их.

2. Приведите примеры благотворного и негативного воздейст­вия общества на природу.

3. Дайте классификацию сфер общественной жизни и видов общественных отношений. Приведите жизненные ситуации, которые иллюстрировали бы теоретический материал.

4. Приведите свои примеры (не менее двух) взаимодействия основных сфер общественной жизни.

Затем учитель обобщает весь изученный материал и дает домашнее задание. На домашнее задание выносится § 1 учебника.

Заключительная часть (5 - 7 мин.)

Учитель обобщает весь изученный материал и дает домашнее задание. На домашнее задание выносится § 2 учебника и задания к нему.

Урок 4. Типология обществ

Тип: рабочий [комбинированный)

ЗНАТЬ:сущность общества и его отличительные признаки; ос­новные подходы к строению общества, функции и структурные элемен­ты основных институтов общества.

УМЕТЬ:вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, владеть основами культуры диалога, анализировать формы ор­ганизации совместной деятельности людей, уважительно относиться к обычаям, традициям, нормам, которые их регулируют, анализировать структуру общества, показывая взаимосвязь различных сфер общест­венной жизни; характеризовать основные социальные институты.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ДАННОМ УРОКЕ:словесные методы (объяснение, рассказ, вводная беседа, бесе­да-сообщение, закрепляющая беседа, индивидуальная и фронтальная беседа, учебная дискуссия); наглядные методы (иллюстрация, демонст­рация)-' практические методы (воспроизводящие, тренировочные, ком­ментирующие, устные, письменные упражнения).

ОБОРУДОВАНИЕ:учебник А.И. Кравченко. Обществознание. 8 класс. М, «Русское слово - учебная книга», 2002.

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ УРОКА:общество, основные сферы общества, институт общества, дописьменные общества, письмен­ные общества, простые общества, сложные общества, общественно-экономическая формация, традиционное общество, индустриальное об­щество, постиндустриальное общество.

План урока:

1. Проверка домашнего задания (10 - 20 мин.)

Учащиеся по выбору учителя отвечают на вопросы по прошед­шей теме, изученному параграфу.

Социальные сферы

Экономическая Политическая Социальная Духовная
Охватывает отно­шения, возникаю­щие в процессе производства, рас­пределения, обме­на и потребления материальных благ Охватывает от­ношения, связан­ные с взаимодей­ствием государ­ства, партий, по­литических орга­низаций по пово­ду власти и управления Охватывает отношения, свя­занные с взаи­модействием классов, соци­альных слоев и групп Охватывает от­ношения, связан­ные с развитием общественного сознания, науки, культуры и ис­кусства

Данные подсистемы (сферы), в свою очередь, могут быть представлены совокупностью входящих в них элементов: экономиче­ская- производственные учреждения (заводы, фабрики), учреждения транспорта, фондовые и товарные биржи, банки и т.п.; политическая-государство, партии, профсоюзы, молодежные, женские и пр. органи­зации и т.п.; социальная- классы, страты, социальные группы и слои, нации и т.п.; духовная- церковь, образовательные учреждения, науч­ные учреждения и т.п.

3.4. Фронтальная работа с учащимися. Объяснение нового материала,(повтор пункта 3.5 урока2)

Учитель дает характеристику общественных отношений. Для характеристики общества как системы недостаточно выделить входя­щие в него подсистемы и элементы. Важно показать, что они находятся во взаимной связи между собой и могут быть представлены как связи между социальными группами, нациями, индивидами, возникающими в процессе экономической, политической, социальной, духовной жиз­ни общества. Для обозначения этих связей используется термин «об­щественные отношения».

Виды общественных отношений

| Материальные Духовные
По поводу производства, распределения обмена и потребления материальных благ Политические, правовые, нравственные, идеологические и др.

Заключительная часть (5-7 мин.)

Учитель обобщает весь изученный материал и дает домашнее задание. На домашнее задание выносится § 3 учебника, вопросы и задания к нему.

Каковы же последствия НТР?

Среди первых отметим то, что всё большую долю продукта производят не в сельском хозяйстве или промышленности, а в сфере услуг. К ним относятся как бытовые, так и множество интеллектуаль­ных:

а) государственные организации (школы, суды и т.п.);

б) пресса и средства массовой информации;

в) наука, культура, медицина;

г) другие.

К социальным последствиям можно отнести:

1) изменение состава населения по профессиям (всё больше людей трудится в сфере услуг), уровню образования, месту жительства (число горожан растёт);

2) подъём науки и техники сделал образование одним из са­мых важных социальных признаков;

3) в результате роста производства главным слоем общества стал так называемый средний класс.

Одни последствия можно оценить положительно, другие носят отрицательный характер. Причём оба «полюса»неразрывны. Напри­мер, автоматизация колоссально повышает производительность труда и общественное богатство. Но она же ведёт к таким неприятным ве­щам, как рост безработицы, необходимость менять профессии и т.п.

С одной стороны, мощное развитие производства, науки, свя­зи, транспорта и пр. приводит к:

1) повышению материального благосостояния людей;

2) росту продолжительности жизни и образования, возможно­сти много узнать о любой стране, путешествовать, познавать мир.

Но с другой - оно ведёт к истощению и оскудению природы, развитию экологического кризиса. К негативным последствиям относятся нервное и психическое перенапряжение людей, слишком быст­рый темп жизни, нарушение традиций, а также непредсказуемые по­следствия неконтролируемого научного вмешательства в тайны психи­ки, мозга, наследственности и др.

3.3. Фронтальная работа с учащимися. Формирование но­вых понятий.

Учитель объясняет сущность понятия «постиндустриальное общество».

Термин «постиндустриальное общество»родился в США еще в 50-е годы, когда стало ясно, что американский капитализм сере­дины XIX столетия во многом отличается от индустриального капита­лизма, существовавшего до великого кризиса 1929 - 1933 годов.

Примечательно, что первоначально постиндустриальное об­щество рассматривалось в рационалистических понятиях линейного прогресса, экономического роста, повышения благосостояния и техни­зации труда, вследствие чего сокращается рабочее время и увеличива­ется, соответственно, свободное. Вместе с тем уже в конце 50-х годов Рисман поставил под сомнение целесообразность безграничного роста благосостояния, отметив, что среди молодых американцев из «верхне­го среднего класса»постепенно падает престиж обладания теми или иными вещами.

С конца 60-х годов термин «постиндустриальное общество» наполняется новым содержанием. Ученые выделяют такие его черты, как массовое распространение творческого, интеллектуального труда, качественно возросший объем научного знания и информации, приме­няемой в производстве, преобладание в структуре экономики сферы услуг, науки, образования, культуры над промышленностью и сель­ским хозяйством по доле в ВНП и числу занятых, изменение социаль­ной структуры.

В традиционном аграрном обществе основная задача состояла в обеспечении населения элементарными средствами к существова­нию. Поэтому усилия были сосредоточены в сельском хозяйстве, в производстве продовольствия. В пришедшем на смену индустриальном обществе эта проблема ушла на второй план. В развитых странах 5 -6% населения, занятые в сельском хозяйстве, обеспечивали продоволь­ствием все общество.

На первый план выдвинулась промышленность. В ней была занята основная масса людей. Общество развивалось по пути накопле­ния материальных благ. Следующий этап связан с переходом от инду­стриального к сервисному обществу. Для осуществления технологиче­ских инноваций решающее значение приобретает теоретическое зна­ние.

Объемы этого знания становятся столь большими, что обеспе­чивают качественный скачок. Чрезвычайно развитые средства комму­никации обеспечивают свободное распространение знания, что дает возможность говорить о качественно новом типе общества. В XIX в. и вплоть до середины XX в. коммуникации существовали в двух различ­ных формах. Первая - это почта, газеты, журналы и книги, т.е. средст­ва, которые печатались на бумаге и распространялись методами физи­ческой транспортации или хранились в библиотеках. Вторая - это те­леграф, телефон, радио и телевидение; здесь закодированные сообще­ния или речь передавались средствами радиосигналов или по кабель­ной связи от человека к человеку.

Сейчас технологии, некогда существовавшие в разных облас­тях применения, стирают эти различия, так что потребители информа­ции получают в свое распоряжение множество альтернативных средств, что порождает и ряд сложных проблем, с точки зрения зако­нодателей. В дело с неизбежностью вовлекаются мощные частные ин­тересы.

Точно так же, как замена угля нефтью и конкуренция между грузовым автотранспортом, железными дорогами и газопроводами привели к существенным изменениям в распределении корпоративной власти, в структурах занятости, в профсоюзах, географическом распо­ложении предприятий и тому подобном, так и колоссальные измене­ния, происходящие в коммуникационной технологии, затрагивают от­расли промышленности, связанные с коммуникациями. В самом общем плане здесь можно выделить 5 проблем.

1. Слияние телефонных и компьютерных систем, телекомму­никаций и обработки информации в одну модель. С этим связан во­прос: будет ли передача информации осуществляться преимуществен­но через телефонную связь или возникнет какая-либо иная независимая система передачи данных? Какова будет относительная доля микро­волновых станций, спутников связи и коаксиального кабеля в качестве каналов передачи? '

2. Замена бумаги электронными средствами, включая элек­тронные банковские услуги вместо использования чеков, электронную почту, передачу газетной и журнальной информации факсимильными средствами и дистанционное копирование документов.

3. Расширение телевизионной службы через кабельные систе­мы со множеством каналов и специализированными услугами, что по­зволит осуществлять прямую связь с домашними терминалами потре­бителей. Транспорт будет заменен телекоммуникациями с использова­нием видеофонов и систем внутреннего телевидения.

4. Реорганизация хранения информации и систем ее запроса на базе компьютеров в интерактивную информационную сеть, доступную для исследовательских групп; прямое Получение информации из бан­ков, данных через библиотечные и домашние терминалы.

5. Расширение системы образования на базе компьютерного обучения, использование спутниковой связи для сельских местностей, особенно в слаборазвитых странах; использование видеодисков как для развлечений, так и для домашнего образования.

Технологически коммуникации и обработка информации сливаются в единую модель, получившую название КОМПЬЮНИКАЦИЯ. По мере того, как компьютеры все шире используются в коммуникационных сетях в качестве коммутирующих систем, а средства электронной коммуникации становятся неотъемлемыми элементами в компьютер­ной обработке данных, различия между обработкой информации и коммуникацией исчезают.

Основные проблемы здесь - правовые и экономические, и ос­новной вопрос - должна ли эта новая область подлежать государствен­ному регулированию или ей лучше развиваться в условиях свободной конкуренции. Самый же важный вопрос - политический.

Информация в постиндустриальную эпоху - это власть. Дос­туп к информации есть условие свободы. Из этого прямо вытекают проблемы законодательного характера. Нельзя рассматривать постин­дустриальное общество только как новую ступень в технической сфе­ре. Меняется и сам человек. Труд больше не является для него жизнен­ной необходимостью.

Постиндустриализация связана с превращением процесса тру­да, по крайней мере, для заметной части общества в разновидность творческой деятельности, в средство самореализации с преодолением некоторых присущих индустриальному обществу форм отчуждения. Вместе с тем, постиндустриальное общество- это общество постэ­кономическое, поскольку в перспективе в нем преодолевается господ­ство экономики {производство материальных благ) над людьми и ос­новной формой жизнедеятельности становится развитие человеческих способностей.

Становление постиндустриального общества представляет со­бой глубочайшую социальную, экономическую, технологическую и духовную революцию. Ее ядром, сердцевиной является, в свою оче­редь, становление нового социального типа человека и характера об­щественных отношений. Этот тип можно определить как «богатую индивидуальность», «многомерного человека».

Если еще 30 - 50 лет назад жизненный путь человека и круг его общественных связей определялись, в первую очередь, тем, к ка­кому классу или социальному слою он принадлежит, и лишь во вторую - его личными способностями, то «многомерный человек»реально может выбирать между работой по найму и собственным бизнесом, между различными способами самовыражения и материальным успе­хом.

Это значит, что человек может выбирать и строить по своему усмотрению и те отношения, в которые он вступает с другими людьми. Они все меньше и меньше слепо господствуют над ним; как это было в эпоху индустриального капитализма. Именно с таким изменением свя­зан наблюдаемый ныне в развитых странах «рыночный ренессанс».

За «рыночным ренессансом»в действительности стоит ко­лоссальное развитие нерыночной сферы - системы социальной защи­ты, образования, здравоохранения, культуры и, что очень важно, до­машнего труда по воспитанию, «производству»человеком самого себя и своих детей, труда непосредственного общения.

Характерной чертой складывающегося постиндустриального общества становится двухэтажная, двухсекторная экономика, состоя­щая из сектора производства материальных благ и услуг, который кон­тролируется рынком, и сектора «производства человека»,где осуще­ствляется накопление человеческого капитала и, по существу, не оста­ется места рыночным отношениям. Причем развитие сферы «произ­водства человека» все больше определяет развитие и структуру рын­ка, динамизм экономики и конкурентоспособность стран в мире.

При этом «производство человека»все меньше является пре­рогативой государства и все больше самого гражданского общества: органов местного, самоуправления, общественных организаций, нако­нец, самих граждан. Интеллектуальная собственность «многомерного человека»постиндустриального общества складывается в результате огромных затрат труда по воспитанию детей в семье, расходов госу­дарства, частных фондов и самих граждан на образование, собствен­ных усилий детей, а потом студентов по освоению знаний и ценностей культуры, общих - государственных, частных и коллективных - затрат на поддержание и развитие культуры и искусства, затрат времени лю­дей по освоению достижений культуры.

Наконец, в интеллектуальной собственности воплощаются за­траты времени и усилия человека по поддержанию своей «спортивной формы»- своего здоровья, работоспособности, не говоря уже о сово­купных расходах на охрану и восстановление окружающей среды. Уже в 1985 году величина «человеческого капитала».Америки в несколь­ко раз превышала сумму всех активов американских корпораций.

Такое сопоставление говорит само за себя. Легкость накопле­ния и передачи информации в эпоху постиндустриализации порождает свои проблемы. Так, становится все более очевидной угроза полицей­ского и политического наблюдения за индивидами с использованием изощренной информационной техники.

Как писал бывший сенатор С. Эрвин в обзоре по использова­нию компьютерных банков данных федеральными агентствами, «под­комитет обнаружил многочисленные случаи того, как агентства начиналиьс весьма благих целей, а затем заходили столь далеко за преде­лы необходимого, что неприкосновенность частной сферы жизни и конституционные права индивидов оказывались под угрозой уже в силу самого существования досье на них ... Наиболее важным откры­тием было установление факта чрезвычайно большого количества правительственных банков данных с громадными досье практически на каждого жителя страны. 54 агентства, предоставивших инфор­мацию на этот счет, доложили о существовании 858 банков данных, содержащих 1.25 миллиарда записей на индивидов». Все это подтвер­ждает следующий факт: когда какое-либо агентство, обладающее вла­стью, устанавливает бюрократические нормы и стремится во что бы то ни стало насаждать их, создается угроза злоупотреблений.

Другой, не менее важный момент заключается в том, что кон­троль над информацией чаще всего выливается в злоупотребления, начиная с сокрытия информации и заканчивая ее незаконным обнаро­дованием. Дабы предотвратить эти злоупотребления, необходимы ин­ституциональные ограничения, прежде всего, в сфере информации.

В постиндустриальном обществе для самовыражения и само­утверждения человека велико значение политики, административно-общественного самоуправления - прямой («партисипаторной»)демо­кратии, которая расширяет общественные связи человека и тем самым возможности для проявления им творческой инициативы.

Западная общественная мысль в 80-е годы пришла к тому же выводу, к которому в свое время пришел Карл Маркс в первом черно­вом варианте «Капитала»: культура, наука, информация - всеобщее достояние. Как только их «запускают» в производство, т.е. используют как производительную силу, они становятся подлинно всеобщей соб­ственностью. «В классической и марксовой экономической теории ка­питал мыслился как «воплощенный труд»,но знание, нельзя интер­претировать в том же ключе, - писал Д. Белл - главное состоит в том, что знание, как систематизированная теория является коллек­тивным достоянием. Ни отдельное лицо, ни отдельная группа работ­ников, ни корпорация не могут монополизировать, или защитить па­тентом теоретическое знание, или извлечь из него уникальное произ­водственное преимущество. Оно является общественной собственно­стью интеллектуального мира».

В то же время наука, информация, ценности культуры, по су­ществу, не отчуждаются ни от их создателя («производителя»), ни от того, кто ими пользуется.

Следовательно, эта общественная собственность является индиви­дуальной для каждого, кто пользуется ею. Таким образом, для постин­дустриального общества характерно предсказанное Марксом единство индивидуальной и общественной (но не государственной собствен­ности на основной «продукт»и «производственный ресурс».

Процесс постиндустриализации необратим, однако пока он ох­ватил далеко не все стороны общественной жизни и далеко не все страны. Создается новая карта мира. Это информационная карта, кото­рую можно уподобить климатической в том смысле, что на ней отра­жены некоторые постоянные условия среды.

Эта информационная карта показывает большую плотность информации на территории Северной Америки, несколько меньше в Европе, Японии и России; во всех других местах плотность инфор­мации ничтожна и даже сходит на нет.

Даже в самых развитых странах (США, Япония, ФРГ, Швеция) общество еще весьма далеко от того, чтобы в полной мере стать по­стиндустриальным. До сих пор в них многие миллионы людей заняты простым трудом и подвергаются самой обычной капиталистической эксплуатации.

И даже в этих странах, в особенности в США, существуют массы неграмотных, которые, естественно, остаются на обочине доро­ги в будущее. Разумеется, это препятствует постиндустриализации, консервирует старые отношения и старые технологии, а порой и вос­создает их на новой технологической основе. Остаются нерешенными и глобальные проблемы - экологическая и проблема отсталости большинства стран Земли.

Однако решить эти проблемы можно только на постиндустри­альной основе. В свою очередь, дальнейшая постиндустриализация немыслима без их решения. Интересным является положение в России. Явные тенденции к постиндустриализму в развитых странах и сравне­ние их с тем, что происходит в России, свидетельствуют скорее о раз­нонаправленность процессов, происходящих «там» и «тут», чем о том, что Россия начинает, наконец, развиваться «как все». Дело в том, что Россия еще лишь входит в позднюю стадию

индустриального общества. Рыночные структуры активно наращива­ются. В то же время в развитых странах большая часть общественных отношений переходит в нерыночный сектор, в сектор восстановления человека. Чтобы развитие шло по пути «как все», мы должны, по край­ней мере, уяснить себе, что, не повернув экономику и политику лицом к человеку (сначала хотя бы на постиндустриальной основе), ни о каком развитии страны «по пути всемирной цивилизации» не может идти и речи.

И один из главных парадоксов истории состоит в том, что идеи, от которых спешат отречься российские лидеры, на самом деле подтверждаются (пусть и не в полной мере) там, где эти идеи никогда не превращались в господствующую идеологию.

Далее учителем объясняются различные философские пред­ставления о сущности социального прогресса.

Итак, социальная динамика. Это понятие в обиход ввел О. Конт, основоположник социологии. Он употреблял его, во-первых, как противопоставление социальной статике, для обозначения социального движения, во - вторых, как смену состояний общественных явлений. Таким образом, социальную динамику можно определить как социаль­ное движение, как смену состояний общественных явлений и образо­ваний, общества в целом. Близко к нему по смыслу понятие «социаль­ные изменения». Социальные изменения - это нарушение тожде­ства социального явления, процесса с самим собой или с подобным ему социальным явлением, процессом. Любое явление, процесс в какой-то момент тождественно самому себе или подобному ему явлению, про­цессу, но по прошествии какого-то времени это тождество нарушается, что говорит о том, что в данном явлении произошли изменения.

Древнегреческий философ Гераклит это выразил следующим афоризмом: «Дважды нельзя войти в одну и ту же реку. Все течет, все изменяется». В каком же соотношении находятся понятия: «соци­альная динамика» и «социальные изменения»? Если исходить из положения, что «движение, в применении к материи, изменение вообще», то эти понятия находятся в непосредственной диалектиче­ской связи. Они друг друга обуславливают и раскрывают. Употребляя понятие «социальная динамика», мы имеем в виду движение общест­ва, смену его состояния, которые проявляются в изменениях, происхо­дящих в экономической, политической, социальной, духовной сферах, в изменениях конкретных социальных явлений и процессов. Что каса­ется понятия «социальное развитие», то оно отражает необратимое, направленное, закономерное изменение социальных явлений или про­цессов, в результате которого они переходят в новое качественное со­стояние (изменяется их состав или структура). Следует подчеркнуть, что только одновременное наличие всех трех указанных свойств выде­ляет процессы развития среди других изменений: обратимость измене­ний характеризует процессы функционирования {циклические воспро­изведения постоянной системы функции); отсутствие закономерностей характерно для случайных процессов катастрофического типа; при от­сутствии направленности изменения не могут накапливаться, и поэто­му процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии.

Из этих рассуждений видно, что социальное развитие и соци­альные изменения неразрывно связаны между собой. Социальное раз­витие является Одним из проявлений социальных изменений. Определив понятия «социальная динамика», «социальные изменения»и «социальное развитие»,их соотношение, рассмотрим более углуб­ленно содержание и направленность социального развития.Сущест­венной характеристикой процессов развития является время, так как только время выявляет направленность развития. Поэтому история научных представлений о развитии начинается лишь с тех пор, как сформировались теоретические представления о направленности вре­мени. Это связано с утверждением христианства, выдвинувшего идею линейного развития времени, которая распространялась проповедни­ками лишь на сферу духа, а из сферы естественных процессов полно­стью изгонялась. С возникновением эмпирической науки нового вре­мени идея линейного направления развития времени пробивает себе" дорогу в исследованиях природы и ведет к формированию представле­ний о естественной истории, о направленных и необратимых измене­ниях в природе и обществе. Переломную роль здесь сыграло создание научной космологии, теории эволюции в биологии, геологии. Идея развития прочно утверждается в естествознании и почти одновременно становится предметом философского исследования.

Опираясь на диалектический метод, Ф. Энгельс не только по­казал универсальность принципа развития, но и раскрыл его всеобщий механиз

Наши рекомендации