М.В.Савин Обществознание 8 кл, Волгоград, 2003
М.В.Савин Обществознание 8 кл, Волгоград, 2003
Содержание Часть I
УРОК 1. Тема урока: «Человек и общество»
Глава 1 Общество и человек
УРОК 2. Тема урока: «Что такое общество».
Урок З. Тема урока: «Человек, природа, общество».
Урок 4. Тема урока: «Типология обществ».
УР0К5. Тема урока: «Социальный прогресс и развитие общества»
УРОК 6. Тема урока: «Личность и социальная среда».
УРОК 7. Тема урока: «Потребности человека».
УРОК8. Тема урока: «Социализация и воспитание».
УРОК 9. Тема урока: «Общение».
Глава 2. Экономическая сфера
УРОК 10. Тема урока: «Что такое экономика».
УРОК 11. Тема урока: «Товар и деньги».
УРОК 12. Тема урока: «Спрос и предложение».
Часть II
УРОК 13. Тема урока: «Рынок, цена, конкуренция».
УРОК 14. Тема урока: «Предпринимательство».
Урок 15. Тема урока: «Предпринимательство и бизнес»
УРОК 16. Тема урока: «Роль государства в экономике».
УРОК 17. Тема урока: «Бюджет государства и семьи».
УРОК 18.Темаурока: «Труд».
Глава 3. Социальная сфера
УРОК 19. Тема урока: «Социальная структура».
УРОК 20. Тема урока: «Социальная стратификация».
УР0К 21. Тема урока: «Богатые».
УРОК22. Тема урока: «Бедные».
УРОК23. Тема урока: «Этнос: нации и народности».
УРОК24. Тема урока: «Межнациональные отношения».
УРОК25. Тема урока: «Конфликты в обществе».
УРОК26. Тема урока: «Семья».
Список используемой литературы
Задачи курса «Обществознание. 8 класс».
Современный школьный курс является достаточно новым для отечественной системы среднего образования, в связи с чем на пути учителя, пожелавшего сделать свои занятия отвечающим и высоким требованиям гуманистической педагогики, встает немало проблем и трудностей - сказывается отсутствие традиции, методических разработок, личного времени для разработки новых типов уроков, требующих методического и профессионального мастерства.
Основная цель курса - привить навыки самостоятельного принятия решений и чувство ответственности за них российским школьникам и способствовать формированию социально ответственной и компетентной личности современных подростков, познакомить учащихся с реальной жизнью в существующем обществе, обеспечить разностороннее развитие детей и формирование у них навыков самообразования и самореализации.
Цели курса:
- способствование успешной социализации учащихся;
- формирование навыков и умений социальной адаптации, ответственного поведения свободного человека свободного общества;
- формирование потребности в получении новых знаний;
- осознание учащимися необходимости личного выбора и личной ответственности за сделанный выбор;
- формирование навыков социальной мобильности и активной жизненной позиции.
Задачами курса определены:
- формирование навыков аналитического мышления, позитивного отношения к любой проблеме, толерантности и бесконфликтного общения, сознательного отношения к себе и своим поступкам;
- формирование умения ответственно относиться к принятию решений.
Главная задача курса - обучение учащихся технологии осознанного выбора при решении социальных, нравственно-правовых проблем в современном обществе; внедрение нового социального содержания в преподавание обществознания.
В целом данный курс отечественной истории ориентирован на формирование и развитие ценностно-смыслового мировоззрения учащихся, воспитание здорового патриотизма и гуманистической нравственности.
Урок 1. Человек и общество
(Вводный урок по всему курсу обществознания)1
Тип урока: рабочий (комбинированный)
Изучение всего курса начинается с вводного урока, который включает в себя:
- введение учащихся в понимание проблемы и сведение её к конкретной учебной задаче;
- учебная задача должна выводить на понимание результата завершенного или частично завершенного исторического процесса;
- конечная цель вводного урока - формулирование учебной задачи ко всему курсу или разделу.
ЗНАТЬ:сущность социальной сферы, основные цели и задачи курса обществознания.
УМЕТЬ:вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, владеть основами культуры диалога, понимать динамику исторического процесса.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ДАННОМ УРОКЕ:словесные методы (объяснение, рассказ, вводная беседа, беседа-сообщение, закрепляющая беседа, индивидуальная и фронтальная беседа, учебная дискуссия); наглядные методы (иллюстрация, демонстрация); практические методы (воспроизводящие, тренировочные, комментирующие, устные, письменные упражнения).
ОБОРУДОВАНИЕ:учебник А.И. Кравченко. Обществознание. 8 класс. М., «Русское слово - учебная книга», 2002.
План урока:
1. Вводно-мотивационный этап (до 10 мин.)
1.1. Фронтальная работа с учащимися. Организация учебной дискуссии.
В начале урока учитель объяснит необходимость изучения обществознания. Формулирование учебной задачи начинается с наводящего вопроса учащимся:
- Вспомните, в чем заключается предмет обществознания, какие явления жизни общества он охватывает?
Учитель записывает тему ypока на доске, просит учеников отметить её в тетрадях, после чего отмечает специфику изучаемой дисциплины.
Самостоятельная работа учащихся.
Учитель организует небольшую контрольную работу, предложив, никуда не заглядывая, дать определения отдельным понятиям и сформулировать понимание некоторых общественных проблем.
Заключительная часть (5-7 мин.)
Учитель обобщает весь изученный материал и дает домашнее задание.
В целях активизации мотивационного компонента учебной деятельности на вводном занятии рекомендуется небольшое и несложное задание, например, подготовить небольшое письменное сочинение «Особенности развития российского общества на современном этапе» и т.д.
Глава 1. Общество и человек (8 уроков).
Урок 2. Что такое общество Тип урока: рабочий (комбинированный)
ЗНАТЬ:сущность понятий общество, общество и природа как элементы системы, общество как система, подсистемы и элементы общества, общественные отношения, взаимодействие основных сфер общественной жизни.
УМЕТЬ:вести дискуссию; выражать и отстаивать собственное мнение; владеть основами культуры диалога; используя знания об этапах научного исследования; уметь проводить собственные исследования по вопросам, которые наиболее близки и понятны школьнику; уметь характеризовать научное познание, приводить конкретные примеры использования научных методов при исследовании какого-либо объекта.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ДАННОМ УРОКЕ:словесные методы (объяснение, рассказ, вводная беседа, беседа-сообщение, закрепляющая беседа, индивидуальная и фронтальная беседа, учебная дискуссия); наглядные методы (иллюстрация, демонстрация); практические методы (воспроизводящие, тренировочные, комментирующие, устные, письменные упражнения).
ОБОРУДОВАНИЕ:учебник А.И. Кравченко. Обществознание. 8 класс. М., «Русское слово - учебная книга», 2002.
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ УРОКА:общество, страна, политическая сфера, экономическая сфера, социальная сфера, духовная сфера, мировое сообщество, глобализация.
План урока:
1. Проверка домашнего задания (10 - 20 мин.)
Учащиеся по выбору учителя отвечают на вопросы по прошедшей теме, изученному параграфу.
2. Вводно-мотивационный этап (до 10 мин.)
2.1. Фронтальная работа с учащимися. Организация учебной дискуссии.
В вводной речи учитель кратко обобщает всеранее изученное; материал домашнего задания логически подразумевает изучение новой темы.
Учитель предлагает учащимся вводные вопросы:
- Почему общество называют второй природой?
- Что такое общество?
- В чем заключаются отличительные особенности общества? Затем ученикам предлагается сравнить улейпчел и небольшой
коллектив людей, выполняющих определенную работу.
- Что общего и в чем различия в образе жизни насекомых и людей?
Социальные сферы
Экономическая | Политическая | Социальная | Духовная |
Охватывает отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ | Охватывает отношения, связанные с взаимодействием государства, партий, политических организаций по поводу власти и управления | Охватывает отношения, связанные с взаимодействием классов, социальных слоев и групп | Охватывает отношения, связанные с развитием общественного сознания, науки, культуры и искусства |
Данные подсистемы (сферы), в свою очередь, могут быть представлены совокупностью входящих в них элементов:
экономическая-производственные учреждения (заводы, фабрики),учреждения транспорта, фондовые и товарные биржи, банки и т.п.;
политическая-государство, партии, профсоюзы, молодежные, женские и пр. организации и т.п.; социальная- классы, страты, социальные группы и слои, нации и т.п.;
духовная- церковь, образовательные учреждения, научные учреждения и т.п.
Заключительная часть.
4.1. Проверочные вопросы.
В конце рассмотрения материала учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:
1. Дайте определения перечисленным выше понятиям: общество, политическая сфера, экономическая сфера, социальная сфера, духовная сфера и проанализируйте их.
2. Приведите примеры благотворного и негативного воздействия общества на природу.
3. Дайте классификацию сфер общественной жизни и видов общественных отношений. Приведите жизненные ситуации, которые иллюстрировали бы теоретический материал.
4. Приведите свои примеры (не менее двух) взаимодействия основных сфер общественной жизни.
Затем учитель обобщает весь изученный материал и дает домашнее задание. На домашнее задание выносится § 1 учебника.
Заключительная часть (5 - 7 мин.)
Учитель обобщает весь изученный материал и дает домашнее задание. На домашнее задание выносится § 2 учебника и задания к нему.
Урок 4. Типология обществ
Тип: рабочий [комбинированный)
ЗНАТЬ:сущность общества и его отличительные признаки; основные подходы к строению общества, функции и структурные элементы основных институтов общества.
УМЕТЬ:вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, владеть основами культуры диалога, анализировать формы организации совместной деятельности людей, уважительно относиться к обычаям, традициям, нормам, которые их регулируют, анализировать структуру общества, показывая взаимосвязь различных сфер общественной жизни; характеризовать основные социальные институты.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ДАННОМ УРОКЕ:словесные методы (объяснение, рассказ, вводная беседа, беседа-сообщение, закрепляющая беседа, индивидуальная и фронтальная беседа, учебная дискуссия); наглядные методы (иллюстрация, демонстрация)-' практические методы (воспроизводящие, тренировочные, комментирующие, устные, письменные упражнения).
ОБОРУДОВАНИЕ:учебник А.И. Кравченко. Обществознание. 8 класс. М, «Русское слово - учебная книга», 2002.
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ УРОКА:общество, основные сферы общества, институт общества, дописьменные общества, письменные общества, простые общества, сложные общества, общественно-экономическая формация, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.
План урока:
1. Проверка домашнего задания (10 - 20 мин.)
Учащиеся по выбору учителя отвечают на вопросы по прошедшей теме, изученному параграфу.
Социальные сферы
Экономическая | Политическая | Социальная | Духовная |
Охватывает отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ | Охватывает отношения, связанные с взаимодействием государства, партий, политических организаций по поводу власти и управления | Охватывает отношения, связанные с взаимодействием классов, социальных слоев и групп | Охватывает отношения, связанные с развитием общественного сознания, науки, культуры и искусства |
Данные подсистемы (сферы), в свою очередь, могут быть представлены совокупностью входящих в них элементов: экономическая- производственные учреждения (заводы, фабрики), учреждения транспорта, фондовые и товарные биржи, банки и т.п.; политическая-государство, партии, профсоюзы, молодежные, женские и пр. организации и т.п.; социальная- классы, страты, социальные группы и слои, нации и т.п.; духовная- церковь, образовательные учреждения, научные учреждения и т.п.
3.4. Фронтальная работа с учащимися. Объяснение нового материала,(повтор пункта 3.5 урока2)
Учитель дает характеристику общественных отношений. Для характеристики общества как системы недостаточно выделить входящие в него подсистемы и элементы. Важно показать, что они находятся во взаимной связи между собой и могут быть представлены как связи между социальными группами, нациями, индивидами, возникающими в процессе экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Для обозначения этих связей используется термин «общественные отношения».
Виды общественных отношений
| Материальные | Духовные |
По поводу производства, распределения обмена и потребления материальных благ | Политические, правовые, нравственные, идеологические и др. |
Заключительная часть (5-7 мин.)
Учитель обобщает весь изученный материал и дает домашнее задание. На домашнее задание выносится § 3 учебника, вопросы и задания к нему.
Каковы же последствия НТР?
Среди первых отметим то, что всё большую долю продукта производят не в сельском хозяйстве или промышленности, а в сфере услуг. К ним относятся как бытовые, так и множество интеллектуальных:
а) государственные организации (школы, суды и т.п.);
б) пресса и средства массовой информации;
в) наука, культура, медицина;
г) другие.
К социальным последствиям можно отнести:
1) изменение состава населения по профессиям (всё больше людей трудится в сфере услуг), уровню образования, месту жительства (число горожан растёт);
2) подъём науки и техники сделал образование одним из самых важных социальных признаков;
3) в результате роста производства главным слоем общества стал так называемый средний класс.
Одни последствия можно оценить положительно, другие носят отрицательный характер. Причём оба «полюса»неразрывны. Например, автоматизация колоссально повышает производительность труда и общественное богатство. Но она же ведёт к таким неприятным вещам, как рост безработицы, необходимость менять профессии и т.п.
С одной стороны, мощное развитие производства, науки, связи, транспорта и пр. приводит к:
1) повышению материального благосостояния людей;
2) росту продолжительности жизни и образования, возможности много узнать о любой стране, путешествовать, познавать мир.
Но с другой - оно ведёт к истощению и оскудению природы, развитию экологического кризиса. К негативным последствиям относятся нервное и психическое перенапряжение людей, слишком быстрый темп жизни, нарушение традиций, а также непредсказуемые последствия неконтролируемого научного вмешательства в тайны психики, мозга, наследственности и др.
3.3. Фронтальная работа с учащимися. Формирование новых понятий.
Учитель объясняет сущность понятия «постиндустриальное общество».
Термин «постиндустриальное общество»родился в США еще в 50-е годы, когда стало ясно, что американский капитализм середины XIX столетия во многом отличается от индустриального капитализма, существовавшего до великого кризиса 1929 - 1933 годов.
Примечательно, что первоначально постиндустриальное общество рассматривалось в рационалистических понятиях линейного прогресса, экономического роста, повышения благосостояния и технизации труда, вследствие чего сокращается рабочее время и увеличивается, соответственно, свободное. Вместе с тем уже в конце 50-х годов Рисман поставил под сомнение целесообразность безграничного роста благосостояния, отметив, что среди молодых американцев из «верхнего среднего класса»постепенно падает престиж обладания теми или иными вещами.
С конца 60-х годов термин «постиндустриальное общество» наполняется новым содержанием. Ученые выделяют такие его черты, как массовое распространение творческого, интеллектуального труда, качественно возросший объем научного знания и информации, применяемой в производстве, преобладание в структуре экономики сферы услуг, науки, образования, культуры над промышленностью и сельским хозяйством по доле в ВНП и числу занятых, изменение социальной структуры.
В традиционном аграрном обществе основная задача состояла в обеспечении населения элементарными средствами к существованию. Поэтому усилия были сосредоточены в сельском хозяйстве, в производстве продовольствия. В пришедшем на смену индустриальном обществе эта проблема ушла на второй план. В развитых странах 5 -6% населения, занятые в сельском хозяйстве, обеспечивали продовольствием все общество.
На первый план выдвинулась промышленность. В ней была занята основная масса людей. Общество развивалось по пути накопления материальных благ. Следующий этап связан с переходом от индустриального к сервисному обществу. Для осуществления технологических инноваций решающее значение приобретает теоретическое знание.
Объемы этого знания становятся столь большими, что обеспечивают качественный скачок. Чрезвычайно развитые средства коммуникации обеспечивают свободное распространение знания, что дает возможность говорить о качественно новом типе общества. В XIX в. и вплоть до середины XX в. коммуникации существовали в двух различных формах. Первая - это почта, газеты, журналы и книги, т.е. средства, которые печатались на бумаге и распространялись методами физической транспортации или хранились в библиотеках. Вторая - это телеграф, телефон, радио и телевидение; здесь закодированные сообщения или речь передавались средствами радиосигналов или по кабельной связи от человека к человеку.
Сейчас технологии, некогда существовавшие в разных областях применения, стирают эти различия, так что потребители информации получают в свое распоряжение множество альтернативных средств, что порождает и ряд сложных проблем, с точки зрения законодателей. В дело с неизбежностью вовлекаются мощные частные интересы.
Точно так же, как замена угля нефтью и конкуренция между грузовым автотранспортом, железными дорогами и газопроводами привели к существенным изменениям в распределении корпоративной власти, в структурах занятости, в профсоюзах, географическом расположении предприятий и тому подобном, так и колоссальные изменения, происходящие в коммуникационной технологии, затрагивают отрасли промышленности, связанные с коммуникациями. В самом общем плане здесь можно выделить 5 проблем.
1. Слияние телефонных и компьютерных систем, телекоммуникаций и обработки информации в одну модель. С этим связан вопрос: будет ли передача информации осуществляться преимущественно через телефонную связь или возникнет какая-либо иная независимая система передачи данных? Какова будет относительная доля микроволновых станций, спутников связи и коаксиального кабеля в качестве каналов передачи? '
2. Замена бумаги электронными средствами, включая электронные банковские услуги вместо использования чеков, электронную почту, передачу газетной и журнальной информации факсимильными средствами и дистанционное копирование документов.
3. Расширение телевизионной службы через кабельные системы со множеством каналов и специализированными услугами, что позволит осуществлять прямую связь с домашними терминалами потребителей. Транспорт будет заменен телекоммуникациями с использованием видеофонов и систем внутреннего телевидения.
4. Реорганизация хранения информации и систем ее запроса на базе компьютеров в интерактивную информационную сеть, доступную для исследовательских групп; прямое Получение информации из банков, данных через библиотечные и домашние терминалы.
5. Расширение системы образования на базе компьютерного обучения, использование спутниковой связи для сельских местностей, особенно в слаборазвитых странах; использование видеодисков как для развлечений, так и для домашнего образования.
Технологически коммуникации и обработка информации сливаются в единую модель, получившую название КОМПЬЮНИКАЦИЯ. По мере того, как компьютеры все шире используются в коммуникационных сетях в качестве коммутирующих систем, а средства электронной коммуникации становятся неотъемлемыми элементами в компьютерной обработке данных, различия между обработкой информации и коммуникацией исчезают.
Основные проблемы здесь - правовые и экономические, и основной вопрос - должна ли эта новая область подлежать государственному регулированию или ей лучше развиваться в условиях свободной конкуренции. Самый же важный вопрос - политический.
Информация в постиндустриальную эпоху - это власть. Доступ к информации есть условие свободы. Из этого прямо вытекают проблемы законодательного характера. Нельзя рассматривать постиндустриальное общество только как новую ступень в технической сфере. Меняется и сам человек. Труд больше не является для него жизненной необходимостью.
Постиндустриализация связана с превращением процесса труда, по крайней мере, для заметной части общества в разновидность творческой деятельности, в средство самореализации с преодолением некоторых присущих индустриальному обществу форм отчуждения. Вместе с тем, постиндустриальное общество- это общество постэкономическое, поскольку в перспективе в нем преодолевается господство экономики {производство материальных благ) над людьми и основной формой жизнедеятельности становится развитие человеческих способностей.
Становление постиндустриального общества представляет собой глубочайшую социальную, экономическую, технологическую и духовную революцию. Ее ядром, сердцевиной является, в свою очередь, становление нового социального типа человека и характера общественных отношений. Этот тип можно определить как «богатую индивидуальность», «многомерного человека».
Если еще 30 - 50 лет назад жизненный путь человека и круг его общественных связей определялись, в первую очередь, тем, к какому классу или социальному слою он принадлежит, и лишь во вторую - его личными способностями, то «многомерный человек»реально может выбирать между работой по найму и собственным бизнесом, между различными способами самовыражения и материальным успехом.
Это значит, что человек может выбирать и строить по своему усмотрению и те отношения, в которые он вступает с другими людьми. Они все меньше и меньше слепо господствуют над ним; как это было в эпоху индустриального капитализма. Именно с таким изменением связан наблюдаемый ныне в развитых странах «рыночный ренессанс».
За «рыночным ренессансом»в действительности стоит колоссальное развитие нерыночной сферы - системы социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры и, что очень важно, домашнего труда по воспитанию, «производству»человеком самого себя и своих детей, труда непосредственного общения.
Характерной чертой складывающегося постиндустриального общества становится двухэтажная, двухсекторная экономика, состоящая из сектора производства материальных благ и услуг, который контролируется рынком, и сектора «производства человека»,где осуществляется накопление человеческого капитала и, по существу, не остается места рыночным отношениям. Причем развитие сферы «производства человека» все больше определяет развитие и структуру рынка, динамизм экономики и конкурентоспособность стран в мире.
При этом «производство человека»все меньше является прерогативой государства и все больше самого гражданского общества: органов местного, самоуправления, общественных организаций, наконец, самих граждан. Интеллектуальная собственность «многомерного человека»постиндустриального общества складывается в результате огромных затрат труда по воспитанию детей в семье, расходов государства, частных фондов и самих граждан на образование, собственных усилий детей, а потом студентов по освоению знаний и ценностей культуры, общих - государственных, частных и коллективных - затрат на поддержание и развитие культуры и искусства, затрат времени людей по освоению достижений культуры.
Наконец, в интеллектуальной собственности воплощаются затраты времени и усилия человека по поддержанию своей «спортивной формы»- своего здоровья, работоспособности, не говоря уже о совокупных расходах на охрану и восстановление окружающей среды. Уже в 1985 году величина «человеческого капитала».Америки в несколько раз превышала сумму всех активов американских корпораций.
Такое сопоставление говорит само за себя. Легкость накопления и передачи информации в эпоху постиндустриализации порождает свои проблемы. Так, становится все более очевидной угроза полицейского и политического наблюдения за индивидами с использованием изощренной информационной техники.
Как писал бывший сенатор С. Эрвин в обзоре по использованию компьютерных банков данных федеральными агентствами, «подкомитет обнаружил многочисленные случаи того, как агентства начиналиьс весьма благих целей, а затем заходили столь далеко за пределы необходимого, что неприкосновенность частной сферы жизни и конституционные права индивидов оказывались под угрозой уже в силу самого существования досье на них ... Наиболее важным открытием было установление факта чрезвычайно большого количества правительственных банков данных с громадными досье практически на каждого жителя страны. 54 агентства, предоставивших информацию на этот счет, доложили о существовании 858 банков данных, содержащих 1.25 миллиарда записей на индивидов». Все это подтверждает следующий факт: когда какое-либо агентство, обладающее властью, устанавливает бюрократические нормы и стремится во что бы то ни стало насаждать их, создается угроза злоупотреблений.
Другой, не менее важный момент заключается в том, что контроль над информацией чаще всего выливается в злоупотребления, начиная с сокрытия информации и заканчивая ее незаконным обнародованием. Дабы предотвратить эти злоупотребления, необходимы институциональные ограничения, прежде всего, в сфере информации.
В постиндустриальном обществе для самовыражения и самоутверждения человека велико значение политики, административно-общественного самоуправления - прямой («партисипаторной»)демократии, которая расширяет общественные связи человека и тем самым возможности для проявления им творческой инициативы.
Западная общественная мысль в 80-е годы пришла к тому же выводу, к которому в свое время пришел Карл Маркс в первом черновом варианте «Капитала»: культура, наука, информация - всеобщее достояние. Как только их «запускают» в производство, т.е. используют как производительную силу, они становятся подлинно всеобщей собственностью. «В классической и марксовой экономической теории капитал мыслился как «воплощенный труд»,но знание, нельзя интерпретировать в том же ключе, - писал Д. Белл - главное состоит в том, что знание, как систематизированная теория является коллективным достоянием. Ни отдельное лицо, ни отдельная группа работников, ни корпорация не могут монополизировать, или защитить патентом теоретическое знание, или извлечь из него уникальное производственное преимущество. Оно является общественной собственностью интеллектуального мира».
В то же время наука, информация, ценности культуры, по существу, не отчуждаются ни от их создателя («производителя»), ни от того, кто ими пользуется.
Следовательно, эта общественная собственность является индивидуальной для каждого, кто пользуется ею. Таким образом, для постиндустриального общества характерно предсказанное Марксом единство индивидуальной и общественной (но не государственной собственности на основной «продукт»и «производственный ресурс».
Процесс постиндустриализации необратим, однако пока он охватил далеко не все стороны общественной жизни и далеко не все страны. Создается новая карта мира. Это информационная карта, которую можно уподобить климатической в том смысле, что на ней отражены некоторые постоянные условия среды.
Эта информационная карта показывает большую плотность информации на территории Северной Америки, несколько меньше в Европе, Японии и России; во всех других местах плотность информации ничтожна и даже сходит на нет.
Даже в самых развитых странах (США, Япония, ФРГ, Швеция) общество еще весьма далеко от того, чтобы в полной мере стать постиндустриальным. До сих пор в них многие миллионы людей заняты простым трудом и подвергаются самой обычной капиталистической эксплуатации.
И даже в этих странах, в особенности в США, существуют массы неграмотных, которые, естественно, остаются на обочине дороги в будущее. Разумеется, это препятствует постиндустриализации, консервирует старые отношения и старые технологии, а порой и воссоздает их на новой технологической основе. Остаются нерешенными и глобальные проблемы - экологическая и проблема отсталости большинства стран Земли.
Однако решить эти проблемы можно только на постиндустриальной основе. В свою очередь, дальнейшая постиндустриализация немыслима без их решения. Интересным является положение в России. Явные тенденции к постиндустриализму в развитых странах и сравнение их с тем, что происходит в России, свидетельствуют скорее о разнонаправленность процессов, происходящих «там» и «тут», чем о том, что Россия начинает, наконец, развиваться «как все». Дело в том, что Россия еще лишь входит в позднюю стадию
индустриального общества. Рыночные структуры активно наращиваются. В то же время в развитых странах большая часть общественных отношений переходит в нерыночный сектор, в сектор восстановления человека. Чтобы развитие шло по пути «как все», мы должны, по крайней мере, уяснить себе, что, не повернув экономику и политику лицом к человеку (сначала хотя бы на постиндустриальной основе), ни о каком развитии страны «по пути всемирной цивилизации» не может идти и речи.
И один из главных парадоксов истории состоит в том, что идеи, от которых спешат отречься российские лидеры, на самом деле подтверждаются (пусть и не в полной мере) там, где эти идеи никогда не превращались в господствующую идеологию.
Далее учителем объясняются различные философские представления о сущности социального прогресса.
Итак, социальная динамика. Это понятие в обиход ввел О. Конт, основоположник социологии. Он употреблял его, во-первых, как противопоставление социальной статике, для обозначения социального движения, во - вторых, как смену состояний общественных явлений. Таким образом, социальную динамику можно определить как социальное движение, как смену состояний общественных явлений и образований, общества в целом. Близко к нему по смыслу понятие «социальные изменения». Социальные изменения - это нарушение тождества социального явления, процесса с самим собой или с подобным ему социальным явлением, процессом. Любое явление, процесс в какой-то момент тождественно самому себе или подобному ему явлению, процессу, но по прошествии какого-то времени это тождество нарушается, что говорит о том, что в данном явлении произошли изменения.
Древнегреческий философ Гераклит это выразил следующим афоризмом: «Дважды нельзя войти в одну и ту же реку. Все течет, все изменяется». В каком же соотношении находятся понятия: «социальная динамика» и «социальные изменения»? Если исходить из положения, что «движение, в применении к материи, изменение вообще», то эти понятия находятся в непосредственной диалектической связи. Они друг друга обуславливают и раскрывают. Употребляя понятие «социальная динамика», мы имеем в виду движение общества, смену его состояния, которые проявляются в изменениях, происходящих в экономической, политической, социальной, духовной сферах, в изменениях конкретных социальных явлений и процессов. Что касается понятия «социальное развитие», то оно отражает необратимое, направленное, закономерное изменение социальных явлений или процессов, в результате которого они переходят в новое качественное состояние (изменяется их состав или структура). Следует подчеркнуть, что только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования {циклические воспроизведения постоянной системы функции); отсутствие закономерностей характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и поэтому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии.
Из этих рассуждений видно, что социальное развитие и социальные изменения неразрывно связаны между собой. Социальное развитие является Одним из проявлений социальных изменений. Определив понятия «социальная динамика», «социальные изменения»и «социальное развитие»,их соотношение, рассмотрим более углубленно содержание и направленность социального развития.Существенной характеристикой процессов развития является время, так как только время выявляет направленность развития. Поэтому история научных представлений о развитии начинается лишь с тех пор, как сформировались теоретические представления о направленности времени. Это связано с утверждением христианства, выдвинувшего идею линейного развития времени, которая распространялась проповедниками лишь на сферу духа, а из сферы естественных процессов полностью изгонялась. С возникновением эмпирической науки нового времени идея линейного направления развития времени пробивает себе" дорогу в исследованиях природы и ведет к формированию представлений о естественной истории, о направленных и необратимых изменениях в природе и обществе. Переломную роль здесь сыграло создание научной космологии, теории эволюции в биологии, геологии. Идея развития прочно утверждается в естествознании и почти одновременно становится предметом философского исследования.
Опираясь на диалектический метод, Ф. Энгельс не только показал универсальность принципа развития, но и раскрыл его всеобщий механиз