Классификация видов диагностики в процессе управленческого консультирования
Критерии | Вид диагностики | Общая характеристика |
По месту в процессе УК | Предварительная Перманентная Персональная | Проводится до начала УК Проводится в течение УК Проводится индивидуальным консультантом |
По видам консультантов | Независимая Смешанная | Проводится внешним консультантом по заказу Внешний консультант включает в процесс сотрудников клиента |
По применяемым методам | Активная Пассивная | С использованием активных методов обучения (деловые игры, мозговые штурмы и пр.) С использованием традиционных методов: наблюдение, анкетирование, анализ документов, интервью и пр. |
По целям УК | Рабочая Учебная Исследовательская | Проводится на конкретном объекте по договору Проводится с учебной целью при подготовке внешних и внутренних консультантов Проводится на объектах для апробирования новых приемов и методов |
По времени действия | Экспресс-диагностика | Проводится при отсутствии времени на длительное изучение объекта |
Длительная | Проводится на крупных объектах, требующих значительных временных затрат | |
По охвату и объекту консультирования | Общая | Проводится по всем аспектам деятельности |
Элементная | Охватывает отдельные элементы системы управления | |
По методологии консультирования | Диагностическое интервью | Имеет целью за счет специально сформулированных вопросов, задаваемых в определенной последовательности, расширить ментальные рамки респондента, разрушить стереотипы |
Социометрия | Позволяет выяснить взаимоотношения и позиции респондента по ряду человеческих, профессиональных и других аспектов (используется форма заочного опроса) | |
Психометрия | Использование индикатора типов личности Майерс-Бригга (МВТ1) | |
Типы трудовой мотивации | Оценка типов трудовой мотивации с использованием теста Герчикова | |
СВОТ- анализ | Анализ возможностей и угроз, сильных и слабых сторон клиентной организации |
В соответствии с предложенной блок-схемой можно диагностировать практически любой из элементов системы управления: ресурсный (кадры, финансы, снабжение и пр.), управленческий (общий менеджмент), производственный (все звенья производственного \цикла), конструкторско-технологический (подразделения сопровождения), информационный и т.д. Исследуя каждый элемент в ретроспективе, настоящем состоянии и перспективе, отталкиваясь в своей основе от потребностей предприятия, консультант осуществляет проблематизацию, выстраивая последовательно дерево проблем и дерево целей, а завершает диагностику письменным отчетом и проектом плана работы.
На этапе диагностики важно определить исходное состояние системы управления предприятия наиболее рациональным образом: сугубо индивидуальным для каждого и с учетом определенной степени искажения полученной информации, так как она зависит от уровня организованности системы, способности ее к самоанализу и самооценке, фона отношений и ценностей организации и множества других факторов. Уменьшить информационные искажения и субъективизм диагноза следует за счет проведения его разнообразными методами и использования различных источников получения информации.
Предварительная диагностика
Диагностика