Лекция 17. Понятийные и системные аспекты конкуренции
Конкуренция, как некоторая динамическая системная характеристика, часто используется для описания процессов в экономике, биологии, в объяснении различных явлений в социальной жизни общества. Процесс конкуренции получил окончательное признание своей ведущей роли в эволюции биологических и экономических систем с появлением работ Ч. Дарвина в биологии и работ А. Смита в экономике. Употребляемое в повседневной практике понятие конкуренции интуитивно понятно, объяснимо на содержательном уровне и достаточно часто однозначно трактуется в различных работах.
Со времени создания и признания основ классической экономической теории соответственно значение термина конкуренция приобрело вполне конкретное, соответствующее ныне существующему понятию. В пятидесятых – семидесятых годах прошлого века появились работы, касающиеся конкуренции в технических и информационных системах. Достаточно подробно эти процессы исследованы и описаны в работах Б.И. Кудрина и его школы. Д.Б. Берг и С.Л. Гольдштейн провели исследования по понятийному содержанию термина «конкуренция» и обобщили это понятие в информационном плане. Такое описание необходимо для формального описания и применения понятия конкуренции в системном анализе, в экономико-математическом моделировании.
Однако, широкое использование данного понятия в различных областях человеческой деятельности позволяет высказать предположение об инвариантности процесса конкуренции и, соответственно, возможности его математического описания для моделирования с целью выявления и обоснования общих закономерностей. Известно, что первым этапом математического моделирования является составление содержательного описания модели. Подобное описание процесса конкуренции должно опираться на существующую и признанную аксиоматику и существующие его определения, что требует детального анализа соответствующих научных работ в этой области.
В данной лекции рассматриваются понятийные вопросы конкуренции и излагаются результаты анализа существующих определений термина конкуренция и различных вариантов его использования.
Поиск информации о конкуренции в сети Интернет дал следующие результаты (приводятся по работе поисковой машины Yahoo! для англоязычной части). Ответ на запрос “конкуренция” содержал ссылки почти на две тысячи сайтов, разделенных более, чем на сто разделов. К “конкуренции в экономике” относилось почти полтысячи ссылок. Запросу “формальное определение конкуренции в экономике” не соответствовало ни одной ссылки.
Аналогично, запросу “конкуренция в биологии” соответствовало более ста ссылок, а “формальному определению конкуренции в биологии” - ни одной.
Для технических, организационных и информационных систем также полностью отсутствуют формальные определения конкуренции.
В то же время, ответ на запрос “определение конкуренции” состоял из почти пятисот ссылок, среди которых были определения в области экономики и биологии (научные статьи, словарные определения, популярные статьи), а также законодательные акты (национальные, международные). Интересно, что в ряде электронных словарей финансовых терминов определение конкуренции отсутствует (например, CNBC.com – Financial glossary of Terms).
Среди просмотренных источников следует выделить посвященные конкуренции научные статьи и книги современных авторитетов экономической науки: И.Анcоффа, П.Друкера, М.Портера и других. Книга М. Портера “Конкуренция” вышла в русском переводе в 2001 г. Она интересна тем, что, как и другие работы вышеперечисленных авторов, отвечает запросам практиков. Потребность специалистов-управленцев в формальном определении конкуренции, можно классифицировать следующим образом:
для моделирования процедур сбыта продукции (примерно 20 %);
для определения рациональной стратегии продвижения на рынках сбыта готовой продукции (примерно 15 %);
для определения рационального, по критерию эффективности сбыта, времени выпуска данной продукции (примерно 5%);
для прогнозирования объемов продаж на относительно небольшой – до квартала, временной интервал (примерно 25 %);
для изучения возможности и объемов продаж на новых рынках сбыта (примерно 15 %);
для изучения и анализа стратегии конкурентов (примерно 15 %);
другие потребности (примерно 5 %).
Естественно, что эти данные достаточно условны и опросы проведены среди ограниченного числа управленцев-практиков, использовать представленную классификацию для каких-либо точных расчетов нельзя, но они определяют тенденции и потребности в формализации задач изучения конкуренции, как системного экономического процесса.
Поэтому неудивительно, что концептуальные основы конкуренции и стратегии были сформулированы М. Портером в конце 70-х годов (заметим, что при этом четкого определения термину конкуренцияне дается), а развитие данного научного направления происходило за счет расширения сфер приложения (фирмы, отрасли, некоммерческие организации, территории и другие).
Успех работ М. Портера (и других авторов работ по данной тематике) в области исследования конкуренции объясняется именно эмпирической направленностью (как по целям исследований, методам исследований, так и по назначению). В отечественной экономической литературе исследованиям в области моделирования конкуренции уделяется недостаточное внимание. Однако обнаружение и понимание реальных закономерности поведения конкурирующих систем может быть реализовано только на следующем уровне обобщения – системном. На этом уровне экономическая система и конкурирующие внутри нее подсистемы рассматриваются как единое целое. Такой подход соответствует системотехническим принципам и очень логичен – деятельность подсистем “замкнута” ограниченным количеством ресурсов в экономической системе так же, как, например, законы сохранения энергии “замыкают” уравнения движения тел в консервативных физических системах.
Общая характеристика информации о конкуренции, доступной в сети Интернет позволяет сделать вывод о целесообразности рассмотрения именно информационного и понятийного содержания словарных определений термина «конкуренция», как наиболее строгих.
Процесс конкуренции имеет место в различных пространственных и временных масштабах и в различных аспектах человеческой деятельности (здесь и далее возможны многочисленные примеры из экономики, в технике, в биологии, причем, ситуация практически аналогична) и, соответственно, в нем принимают участие субъекты, системы и подсистемы различных уровней:
частные лица (потребители, рабочие, поставщики и так далее);
предприятия, фирмы, учебные заведения, государственные учреждения и организации;
отрасли промышленности;
национальные экономики.
Как показывает проведенный анализ, отдельные процессы конкуренции оказываются “вложенными” друг в друга. Очевидно, что они преследуют различные цели, достигают их разными путями, средствами и методами. Поэтому анализ процесса конкуренции требует обязательного учета иерархии и масштабного фактора. Вследствие взаимной “вложенности” и иерархической “подчиненности” процесса конкуренции более высокого масштаба включает в себя все процессы более мелкого (вложенного) масштаба. Поэтому определение процесса, находящегося по иерархии выше, должно включать полностью определения всех процессов, находящихся по иерархии ниже.
В соответствии с иерархическим уровнем отличаются и управленческий персонал и лица, принимающие решения (ЛПР) или активные элементы, участвующие в конкурентном процессе:
отдельный потребитель или исполнитель;
управленческий персонал оперативного уровня;
управленческий персонал стратегического уровня.
Каждого из них, при обращении к определению термина конкуренция, интересуют ответы на свои специфические вопросы, непосредственно связанные с выполнением заданных функций. Таким образом, понятийно, конкуренция связана с функциями, которые выполняет активный элемент, выполняющий функции управления различного уровня и различной иерархической подчиненности.
Потребность в строгости определения данного термина также различны. Его используют в научной сфере, экономической, производственной, на бытовом уровне. В каждом случае от определения термина могут требоваться ответы на различные вопросы. Разнообразие возможных вопросов к определениям исследовалась в рамках системного анализа. В результате было установлено, что определение должно отвечать на следующие пять основных вопросов:
целевая функция и критерии оценки ее достижения;
выполняемая функция (или несколько функций);
структура системы, для которой исследуется процесс конкуренции и параметры ее взаимодействия с внешней средой;
путь реализации или стратегия достижения цели;
направленность.
В теории управления, например, используется понятие – конкурирующие управленческие решения, когда в условиях информационной неопределенности в управляющей системе можно реализовать более одного управленческого решения, каждое из которых с равной вероятностью может привести к заданному результату или эффекту управления. Однако, имеет место употребление термина конкуренцияи в физике: конкурентные взаимодействия (между частицами одновременно действуют противоположно направленные силы), конкурирующие процессы (например, растворения и роста кристалла), конкуренция кристаллов (так называемый “геометрический отбор” при массовой кристаллизации).
Существует достаточно большое количество терминов, производных от конкуренции, например:
конкурентоспособность, как численная мера прибыли при реализации заданного вида (или нескольких видов) продукции на рынке в условиях наличия на рынке аналогичных видов продукции;
конкурентная стратегия, выработанные правила (управленческие решения) на длительный временной интервал, позволяющие выполнить заданную целевую функцию системы
конкурентная борьба, как детализация, доведенная до конкретных управленческих решений заданной конкурентной стратегии;
конкурентное право, законодательно утвержденные правовые действия систем, связанные, например, с правилами реализации продукции на рынке.
Этот список можно продолжить. В настоящем изложении приводятся результаты анализа только первичного термина. Ограничение содержательными описаниями введено по следующим основным причинам:
все определения, ориентированные на экономико-математическое моделирование, начинаются с содержательных (описательных, качественных), поэтому независимо от глубины их дальнейшего развития для той или иной отрасли сравнение описаний становится возможным;
поскольку содержательное описание является основой всех последующих аналитических и модельно-алгоритмических построений, то возможная неполнота содержательного описания отразится на всех последующих типах описаний.
В определениях термина конкуренция каждой из предметных областей используются специализированные понятия, поэтому анализ словарных определений проводился в рамках своей предметной области. Были выделены следующие группы определений:
без предметной специфики;
непосредственно относящиеся к биологии, технике и информации;
только экономические или относящиеся к экономике.
Согласно данным, приведенным во многих работах, определения данного термина в физике обнаружить не удалось, хотя русско-английский политехнический словарь относит конкуренцию именно к области физики.
Поскольку анализ определений проводится внутри предметных групп, то для иллюстрации предметной специфики в таблицах дополнительно приводятся еще два формализованных понятия, используемых в системном описании – субъекта и объекта. Их использование позволит также отразить всю иерархию субъектов, ответить на вопросы кто конкурирует и за что конкурирует. В дальнейшем – способствовать переходу к унифицированному описанию процесса.
Субъект, в соответствии с определением, понимается как источник активности, направленной на объекти поэтому не обязательно должен быть одушевленным. Системные понятия субъект и объект приводятся исключительно в иллюстративных целях, не относятся непосредственно к системотехническому определению процесса конкуренции и поэтому для формирования содержательного определения не используются.
Данные, приведенные в ряде работ, требуют корректировки исходных определений, предпосылок, причем показано, что заполнение сопоставительных таблиц в ряде случаев потребовало и корректировки целевых функций ввиду их неопределенности и допустимых разночтений. Например, указывается, что конкуренция есть “борьба за рынки сбыта … и получение наивысшей прибыли”. Тем самым получение наивысшей прибыли переведено в разряд объектов конкуренции. На самом деле это является интегральным критерием оценки эффективности процесса конкуренции и может быть отнесена к целям (например, промежуточным). Подобная корректировка приводит к искусственному завышению полноты ответов.
Кроме того, рассмотренные определения в области экономики не до конца логичны. Во всех определениях сказано об однородных по функциональной принадлежности (с точки зрения экономических действий) активных элементов, а в качестве одного из примеров приводится борьба рабочих с производителями за лучшие условия труда (неоднородные активные элементы. Эта борьба является следствием конкуренции (стремление производителя снизить себестоимость продукции), а не ее примером.
В области социальных наук применительно к человеческому обществу, встречаются и такие определения, например, что конкуренция человеческих рас определяется как “уничтожение слабейших” по функции и “прогресс человечества” по цели (что составляет не более 40% требуемой полноты). Именно борьбой человеческих рас объясняются некоторые социальные явления в 15-19 веках.
Таким образом, ответы только на один вопрос (функция) можно считать достаточно полным и позволяющим отмежеваться от предметной специфики. Во всех других случаях общих (универсальных) ответов нет. Поэтому прежде, чем переходить к математическому моделированию, необходимо создать пакет структурных моделей. В ряде работ приводятся результаты анализа собранных и обработанных почти пятисот ссылок на тему “определение конкуренции” из различных источников информации (научные и популярные статьи, словарные определения, законодательные акты). Для аналитической работы и формирования выводов, в указанной публикации, отобраны 12 основных источников информации, включающие общие и предметные словари и энциклопедии (в том числе и иностранные), охватывающие период с 1895 по 1991 г., а также соответствующий Закон РФ. Там же предложена методика расчета полноты словарных определений, допускающих существование внутренней иерархической структуры процесса конкуренции.
В заключении допустимо констатировать, следующее. Проведенный анализ полноты содержательных определений, необходимых для системного анализа, показал, что наиболее полное (по формальным признакам) определение охватывает:
не более 53%, значения полноты определений (которых с учетом иерархической структуры оказалось 19);
что они находятся в диапазоне от 18 до 41% (при среднем значении для биологии 34%, для техники и технических систем 25 %, для экономических систем не более 30%).
Основным выводом по изложенному в настоящей лекции материалу, является констатацияфакта явной содержательной недостаточности существующих определений процесса конкуренции для его системного анализа и математического моделирования.
Библиографический список
1. Авдеев B.П., Кустов Б. А, Мышляев Л.П., Пугачев E.В. Комплексные информационно-материальные технологии и интегрированные системы. //Изв. ВУЗов. Черная металлургия, 1992, №7, с. 65-69.
2. Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. с англ. - М.: Экономика, Планирование будущего корпорации. - М.: Прогресс.- 1985.-360 с.
3. Вилкас Э.И., Майминас Е.З. Решения: теория, информация, моделирование. - М.: Радио и связь, 1981. - 328 с.
4. Винер Н. Кибернетика. - М.: Сов. Радио, 1983. - 340с.
5. Гиг Дж. Ван. Прикладная общая теория систем. (В 2 кн.). - М.: МИР, 1981. - 733 с.
6. Заде Л. Понятие состояния в теории систем / Общая теория систем: Пер. с англ. - М.: Мир, 1966 - с. 49-65.
7. Карась Л.Ю. Принятие управленческих решений с учётом риска. // «Проблемы теории и практики управления», №3, 1999.-с.28-39.
8. Карась Л.Ю., Тимохов М.С., Черников В.В. Системный анализ в стратегическом менеджменте. , М.: АЭФП.- 1995.- 320 с.
9. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление / М.: Сов. Радио, 1974.-250 с.
10. Месарович М. Теория иерархических многоуровневых систем / М.: Мир.-1973.- 450 с.
11. Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт В.С. Системный подход в организации управления / М.: Экономика.- 1983.-355 с.
12. Моисеев Н.Н. Математические задачи системного анализа / М.: Наука. -1981.- 460 с.
13. Оптнер С. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем / М.: Сов. Радио, 1990.- 190 с.
14. Планкетт Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений/ М.: Экономика.- 2002.- 300 с.
15. Файоль А. Общее и промышленное управление. Пер. с фр./ М.: Контролинг.- 1999.-280 с.
16. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление - это наука и искусство. Пер. с фр. / М.: Республика.- 1992.-380 с.
17. Черняк Ю.И. Системный анализ / М.: Наука.- 1982.-170 с.
18. Эддоус М., Стенфилд Р. Методы принятия решений. Пер. с англ./ М.: Банки и биржи.- 1994.- 200 с.
19. Эшби Р. Введение в кибернетику / М.: ИЛ, 1959. - 439 с.
20. Глушков В.М. Введение в кибернетику / Киев: Наукова думка.- Изд-во АН УССР, 1964.-324 с.
21. Берталанфи Л. Общая теория систем - критический обзор. / В кн.: Исследования по общей теории систем / М.: Прогресс- 1969.-с.23-82.
22. Вунш Г. Теория систем. Пер.с нем. / М.: "Сов.радио" , 1978.-288с.
23. Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем / М.: Наука, 1978.-400с.
24. Нейман Дж. Теория самовоспроизводящихся автоматов. Пер.с англ. - М.: Мир, 1971.-284с.
25. Берталанфи, Л. Общая теория систем: Обзор проблем и результатов.// Системные исследования. Ежегодник / М.: Наука, 1969.-с.30-54.
26. Буторин В.К. Курс лекций по введению в системный анализ / Новокузнецк: НФИ КемГУ.-2003.-40 с.
27. Малиновский А. А. Теория структур и ее место в системном подходе // Системные исследования. Ежегодник 1970. М.: Наука, 1970. с.28-50.
28. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ / М.: Высшая школа.- 1989.- 380 с.
29.Саркисян С.А. и др. Экономическое прогнозирование развития больших технических систем / М.: Наука.- 1977.-300 с.
30.Харман Г. Современный факторный анализ / М.: Мир.- 1972.-270 с.
31.Жуковская В.М. Факторный анализ в социально-экономических исследованиях / М.: Экономика.- 1985.- 240 с.
32. Леонтьев В.В. Экономическое эссе. Теория, исследования, факты и политика: Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.
33. Леонтьев В.В. Современная экономика. Вопросы развития и управления. Пер с англ. /С.-Петербург: Прометей.-1997.-320 с.
34. Леонтьев В.В. Модели в экономике. Модели “затраты – выпуск” /С.-Петербург: Прометей.-1997.-200 с.
35. Леонтьев В.В. Модели в экономике. Модели циклического развития /С.-Петербург: Прометей.-1995.-180 с.
36.Медведев И.А., Бельгольский Б.П., Зайцев Е.П. Организация, планирование и управление производством на металлургических предприятиях. - 2-е изд., перераб. и доп. / Киев, Донецк: Вища школа.- 1984. - 400 с.
37. Медиков В.Я. Производственные мощности и их использование в условиях реконструкции и технического перевооружения. / Челябинск: Металлургия.- Челябинское отделение.- 1991.- 240 с.