Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого

Курсовая работа

по дисциплине «Статистика»

на тему «Статистические методы изучения развития малого бизнеса в России»

Исполнитель: Хазагаева Ольга

Группа 17-129

Руководитель:

Улан-Удэ 2013 г.

Оглавление

Введение..............................................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого бизнеса в стране.................4

1.1 Сущность статистического изучения малого бизнеса в стране..............................................4

1.2 Специфические показатели исследования состояния малого бизнеса в стране (ТРАСТ Индекс МСБ).......................................................................................................................................9

1.3 Состояние и проблемы развития малого бизнеса в стране....................................................10

Глава 2. Расчет и анализ показателей малого бизнеса в стране...................................................16

2.1 Сводка и группировка................................................................................................................16

2.2 Расчет средних величин.............................................................................................................19

2.3 Расчет показателей динамики...................................................................................................20

2.4 Расчет показателей вариации....................................................................................................22

2.5 Корреляционно-регрессионный анализ...................................................................................23

2.6 Индексный метод.......................................................................................................................24

2.7 Расчет ТРАСТ Индекса МСБ для малого бизнеса..................................................................26

Заключение........................................................................................................................................27

Список использованной литературы..............................................................................................29

Приложения......................................................................................................................................30

Введение

Статистическое изучение малого бизнеса в стране является важной частью общего статистического анализа экономики страны. В современной рыночной экономике именно малый бизнес должен являться тем элементом, которому стоит уделять особое внимание.

Развитие в России малого бизнеса имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

• мелкий бизнес позволяет заполнить все наши рынки;

• для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции;

• развитие мелкого бизнеса это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;

• мелкие предприятия проще в управлении;

• мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию;

• развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;

• с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников;

Объектом исследования является малый бизнес в РФ.

Предметом исследования выступает текущее состояние малого бизнеса и основные тенденции в его развитии.

Цель курсовой работы состоит в изучении малого бизнеса в РФ с помощью системы общих и частных статистических показателей.

Задачи работы:

· рассмотреть основные методы статистического анализа малого бизнеса

· оценить текущее состояние этой отрасли в стране

· выявить тенденции и перспективы развития малого бизнеса;

Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого

Бизнеса в стране

Специфические показатели исследования состояния малого бизнеса в стране (ТРАСТ Индекс МСБ)

В начале 2007 года Национальный банк «ТРАСТ» запустил уникальный для России проект — регулярное исследование настроений в среде малых и средних предпринимателей, получившее название «ТРАСТ Индекс МСБ» (МСБ — Малый и Средний Бизнес). Это исследование позволяет определить индекс самочувствия малого и среднего бизнеса России, который отражает как текущие настроения частных предпринимателей, так и их ожидания по развитию МСБ на ближайшее будущее. Благодаря тому, что исследование проводится регулярно, можно отследить, как меняется отношение предпринимателей к происходящему в стране и в сфере их деятельности.

Экономически развитые страны уже более 50 лет регулярно измеряют самочувствие малого и среднего бизнеса, поскольку это важнейший индикатор состояния экономики в целом. Однако в России подобные исследования только начали проводиться, а «ТРАСТ Индекс МСБ» проводится с использованием уникальной методологии, разработанной социологическим центром ROMIR Monitoring на основе подхода Мичиганского университета (это наиболее авторитетный и самый распространенный в мире подход, используемый для формирования индексов МСБ.) В разработке Индекса приняли участие «теоретики» и «практики», работающие в сферах, так или иначе сопряженных с развитием малого и среднего бизнеса в России. Это представители государственных, общественных, научных организаций, профессиональных объединений, международных организаций и самих банковских структур.

Каждые 2 месяца 1000 предпринимателей из всех регионов России отвечают на пять вопросов: два из них по теме текущего состояния бизнеса и сектора МСБ, остальные посвящены ожиданиям предпринимателей в таких областях как инвестиции, взаимоотношения с органами власти и перспективы кредитования. В результате сами предприниматели, государство и финансовые институты получают достоверную информацию о ситуации в этом важнейшем для экономики страны секторе. Проект «ТРАСТ Индекс МСБ» осуществляется по инициативе и на средства Национального банка «ТРАСТ». Данные исследования находятся в открытом доступе для всех желающих.

Расчет индекса проводится по следующей формуле: Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого - student2.ru , где:

wi–весовые коэффициенты, отражающие степень влияния соответствующего показателя на общее состояние малого и среднего бизнеса;

Pi –доля положительных ответов;

Ni–доля отрицательных ответов.

Сумма весовых коэффициентов равна единице: wi=1.

Весовые коэффициенты приведены в таблице 1.

Таблица 1

Весовые коэффициенты для расчета ТРАСТ Индекса МСБ

Группа показателей Показатель Весовой коэффициент
Индекс текущего состояния Изменение объема рынка 0,2
Развитие бизнеса 0,2
Индекс ожиданий Изменение объема инвестиций 0,3
Изменение взаимодействий с властью 0,1
Планы по кредитованию 0,2

Сводка и группировка

Наиболее простыми операциями в статистическом исследовании являются сводка и группировка данных. Именно поэтому стоит начать аналитическую часть работы именно с них. Так как для вычисления берутся данные с сайта Росстата, то необходимость в их сводке отпадает. В данном случае целью является проведение группировки данных – структурной и аналитической. За основу возьмем данные из приложения 1, в котором приведены сведения о численности и о годовом обороте предприятий малого бизнеса по регионам РФ. Для расчетов выберем ЦФО, в состав которого входит Брянская область. При проведении расчетов будет вполне уместным опустить данные по г. Москва и Московской области, так как уровень развития этих субъектов в целом и уровень развития малого бизнеса в частности, не сопоставим с другими регионами и при проведении группировки внесет существенный дисбаланс в результаты.

Для начала рассчитаем число групп и интервал. Группировочным признаком определим число предприятий. Минимальное значение – 7009, максимальное – 23642.

Размах вариации R = Xmin – Xmax = 23642 - 7009 = 16633. Число единиц совокупности равно 16. Используя формулу Стерджесса определим число групп n.

n=1+3,322*logN=1+3,322*log16=5 групп.

Теперь рассчитаем величину интервала.

I = 16633/5 = 3326,6 ед.

В таблице 3 представим результаты распределения субъектов по числу предприятий малого бизнеса по полученным группам.

Таблица 3

Итоги распределения субъектов по полученным группам

Группа субъектов по числу предприятий малого бизнеса, ед. Субъект ЦФО Число предприятий малого бизнеса, ед.
7009-10335,6 Орловская область
Тамбовская область
Костромская область
Брянская область
Ивановская область
Курская область
Смоленская область
Липецкая область
10335,6-13662,2 Калужская область
Рязанская область
Тверская область
13662,2-16988,8 Белгородская область
Владимирская область
Тульская область
16988,8-20315,4 Воронежская область
20315,4-23642 Ярославская область
Итого  

После того как мы разбили совокупность на группы проведем аналитическую и структурную группировку.

Структурная группировка применяется для изучения структуры совокупности, соотношения ее составных частей между собой. Проведем структурную группировку с целью выяснить, какова доля каждой определенной нами группы субъектов в общем числе предприятий в ЦФО, а также выясним ту часть в общем обороте, которую занимают субъекты каждой группы. Итоги структурной группировки приведены в таблице 4.

Таблица 4

Структурная группировка

Группа субъектов по числу предприятий малого бизнеса, ед. Число субъектов Число предприятий, всего Число предприятий, в % к итогу Оборот, всего Оборот, в % к итогу
7009-10335,6 34,2 571,5 39,4
10335,6-13662,2 18,1 294,1 20,3
13662,2-16988,8 25,7 289,2 19,9
16988,8-20315,4 9,7 152,8 10,5
20315,4-23642 12,3 9,9
Итого 1450,6

Из таблицы можно сделать вывод, что основная масса предприятий малого бизнеса приходится на субъекты с числом предприятий от 7009 до 10335,6 единиц. На эти же субъекты приходится и основная доля в обороте – 39,4%. Это не удивительно, так как первая группа – самая многочисленная (8 субъектов). Интереснее другой факт. 25,7% предприятий, сосредоточенных в 3 субъектах с численностью предприятий от 13662,2 до 16988,8 единиц занимают в общем обороте долю в 19,9 %. Это на 0,4 % меньше, чем у субъектов второй группы, в которую входит 3 региона, объединяющие 18,1 % предприятий. Аналогичная ситуация наблюдается и в 2 последних группах, каждая из которых состоит из 1 развитой области – Воронежской и Ярославской. 12,3% от общего числа предприятий позволяют Ярославской области иметь долю в 9,9% в общем обороте. В то время как Воронежская область характеризуется показателями в 9,7% и 10,5% соответственно. Это говорит о том, что на долю в обороте влияет не только количество предприятий, но и качество их работы и масштабы.

Выяснить, какая группа субъектов содержит наиболее эффективные предприятия малого бизнеса, позволяет аналитическая группировка. Она предназначена для взаимосвязей между отдельными признаками изучаемого явления. Результаты группировки – в таблице 5.

Таблица 5

Аналитическая группировка

Группа субъектов по числу предприятий малого бизнеса, ед. Число субъектов Средний оборот на одно предприятие, млн. руб.
7009-10335,6 8,689
10335,6-13662,2 8,479
13662,2-16988,8 5,859
16988,8-20315,4 8,189
20315,4-23642 6,049

Результаты аналитической группировки подтвердили предположение о том, что не всегда большее количество предприятий материализуется в больший суммарный оборот. Наиболее эффективные предприятия (средний оборот 8,689 млн. руб.) сосредоточены в субъектах с наименьшим их количеством. А субъекты третьей и пятой групп существенно уступают второй и четвертой группам соответственно, что выливается в меньшую долю в общем обороте, несмотря на большую долю в численности. Это было подтверждено результатами структурной группировки. Поэтому делаем вывод, что судить о развитии малого бизнеса в регионе только по количеству соответствующих предприятий - преждевременно. Более важными являются качественные факторы.

Расчет средних величин

В данной части работы проведем расчет средних величин. Они бывают 2 классов: структурные средние и структурные степенные.

К структурным средним относят такие показатели, как мода и медиана. Мода – числовое значение признака, который наиболее часто встречается в ряду распределения. Медиана – величина признака, которая делит упорядоченную последовательность его значений на 2 равные части. В работе будет рассчитана мода и медиана для интервального ряда. За основу возьмутся данные из таблицы 3.

Значение моды для интервального ряда находится по формуле:

Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого - student2.ru

Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого - student2.ru ед.

Среди субъектов ЦФО наиболее часто встречается число предприятий в размере 9056,138 ед.

Для расчета медианы используется следующая формула:

Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого - student2.ru , где SMe – сумма накопленных частот.

Для нахождения медианы необходимо рассчитать сумму накопленных частот SMe. Для этого заполним таблицу 6.

Таблица 6

Расчет суммы накопленных частот

Группа субъектов по числу предприятий малого бизнеса, ед. Число субъектов Сумма накопленных частот
7009-10335,6
10335,6-13662,2
13662,2-16988,8
16988,8-20315,4
20315,4-23642
Итого  

Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого - student2.ru ед.

Таким образом, становится очевидным, что половина исследуемых субъектов имеет число предприятий малого бизнеса больше 10335,6 ед., а половина – меньше.

Далее приступим к расчету степенных средних. Существует множество видов таких средних величин. Мы рассчитаем 2 из них: среднюю арифметическую простую и среднюю величину для сгруппированных данных.

Для расчетов воспользуемся данными из приложения 1. Рассчитаем среднее количество предприятий малого бизнеса, приходящееся на 1 субъект ЦФО (исключая Москву и МО). Средняя арифметическая простая рассчитывается по следующей формуле:

Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого - student2.ru Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого - student2.ru

Таким образом, Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого - student2.ru 192119/16=12007 ед. Именно столько предприятий, согласно средней арифметической простой приходится в среднем на 1 субъект ЦФО.

Рассчитаем ту же самую величину на основе данных из таблицы 3. Так как данные сгруппированы, а группы сформированы в пределах определенных интервалов, то для расчета будут использоваться середины интервалов. В таблице 7 представим имеющиеся группы, а также отразим середины интервалов.

Таблица 7

Середины интервалов групп

Группа субъектов по числу предприятий малого бизнеса, ед. Число субъектов Середина интервала
7009-10335,6 8672,3
10335,6-13662,2 11998,9
13662,2-16988,8 15325,5
16988,8-20315,4 18652,1
20315,4-23642 21978,7
Итого  

Формула для расчета средней будет иметь вид:

Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого - student2.ru (8672,3*8+11998,9*3+15325,5*3+18652,1*1+21978,7*1)/16=11999 ед.

Таким образом, мы получили среднюю численность предприятий в субъектах ЦФО в размере 11999 единиц. Очевидно, тип средней, с помощью которой производится расчет, оказывает влияние на результат. Посмотрев на оба полученных итога, можно сказать, что среднее число предприятий малого бизнеса в субъектах ЦФО составляет около 12000 предприятий.

Расчет показателей динамики

Для изучения изменений какого-либо признака во времени в статистике используются различные показатели динамики. Они помогают определить особенности изменения того или иного показателя в течение некоторого времени. Проанализируем с помощью показателей динамики изменение числа предприятий малого бизнеса в стране (приложение 3).

Рассчитаем по имеющимся данным абсолютные и относительные показатели динамики. Необходимые формулы представлены в таблице 8.

Таблица 8

Формулы для расчета показателей динамики

Показатель Цепной Базисный
Абсолютный прирост Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого - student2.ru Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого - student2.ru
Коэффициент роста Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого - student2.ru Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого - student2.ru
Темп роста Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого - student2.ru Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого - student2.ru
Темп прироста Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого - student2.ru Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого - student2.ru
Абсолютное значение 1% прироста Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого - student2.ru
Средний абсолютный прирост Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого - student2.ru
Средний темп роста Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого - student2.ru
Средний темп прироста Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого - student2.ru

По имеющимся формулам рассчитаем все необходимые показатели. Итоги расчетов удобно представить в виде таблицы 9

Таблица 9

Итоги расчета абсолютных и относительных показателей динамики

Год Число предприятий, тыс. Абсолютный прирост Темп роста Темп прироста Абсолютное значение 1% прироста
базисный цепной базисный цепной базисный цепной
             
142,15% 142,15% 42,15% 42,15% 6,05
231,40% 162,79% 131,40% 62,79% 8,6
611,57% 264,29% 511,57% 164,29%
842,98% 137,84% 742,98% 37,84%
1603,31% 190,20% 1503,31% 90,20%
4280,99% 267,01% 4180,99% 167,01%
11190,08% 261,39% 11090,08% 161,39%
-50500 2842,98% 25,41% 2742,98% -74,59%
10247,93% 360,47% 10147,93% 260,47%
             
В среднем       10,89%   10,89%  

Итак, изучив таблицу 9, мы можем сделать выводы о том, как менялось число предприятий малого бизнеса в стране в период с 2000 по 2009 гг. За последние 10 лет число предприятий выросло на 723,2 тыс. предприятий или на 82,2 %. Средний темп прироста за эти годы составил 6,9%. Стоит отметить, что начиная с 2005 года этот показатель неизменно увеличивался. Постоянно растет и абсолютное значение 1% прироста, что говорит о том, что развитие малого бизнеса активно поддерживается и финансируется государством и это конвертируется в постоянный рост числа предприятий этой отрасли.

Расчет показателей вариации

Вариация – это несовпадение уровней одного и того же признака у разных объектов, принадлежащих одной совокупности. Вариация – изменение только тех явлений, на которые воздействуют внешние факторы и причины.

Рассчитаем показатели вариации на основе данных приложения 1. Рассмотрим ситуацию с общим годовым оборотом по субъектам ЦФО. В предыдущих частях работы мы исключили из исследования Москву и Московскую область, предположив, что уровень развития малого бизнеса этих субъектов в силу различных причин существенно разнится с остальными субъектами. Такой прием, как вариация, поможет проверить наше предположение.

Размах вариации

R= Xmax – Xmin =3861,4-45,6=3815,8

Простая средняя

Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого - student2.ru = 6572,7/18=365,15

Среднее линейное отклонение

d= Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого - student2.ru =8783,6/18=487,98

Дисперсия

Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого - student2.ru =14245317,03/18=791406,5

Коэффициент вариации

Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого - student2.ru =889,6103/365,15*100%=244%

Итак, мы видим, что коэффициент вариации в разы превышает норму (33%), а значит, совокупность неоднородна, среднюю величину нельзя использовать в статистическом исследовании. Наше предположение, выдвинутое выше, оказалось верным, и решение исключать при исследовании из совокупности субъектов ЦФО Москву и Московскую область является обоснованным.

Индексный метод

Следующим статистическим приемом, который будет использован в данной курсовой работе, станет индексный метод. Попробуем с его помощью рассчитать индивидуальные индексы (базисные и цепные) изменения выпуска продукции предприятий малого бизнеса за последние пять лет в зависимости от изменения числа работников, а также от изменения производительности их труда. Используем данные из приложения 4. Представим расчеты в таблице 10

Таблица 10

Расчет индивидуальных индексов

Сравниваемые периоды Индекс численности работников Индекс производительности труда Индекс выпуска продукции предприятиями малого бизнеса
Базисные индексы
2006/2005 1,067 1,180 1,259
2007/2005 1,148 1,401 1,609
2008/2005 1,297 1,502 1,948
2009/2005 1,274 1,378 1,755
Цепные индексы
2006/2005 1,067 1,180 1,259
2007/2006 1,076 1,188 1,279
2008/2007 1,130 1,072 1,211
2009/2008 0,982 0,918 0,901

Для проверки правильности расчетов выясним, выполняются ли правила, присущие цепным и базисным индексам подобного рода.

1. произведение промежуточных по периодам цепных индексов дает базисный индекс отчетного периода: 1,259*1,279*1,211*0,901=1,755

2. отношение базисного индекса отчетного периода к базисному индексу предыдущего периода дает цепной индекс отчетного периода: 1,755/1,948=0,901

Очевидно, что оба правила выполняются, а стало быть, наши расчеты верны. Анализ таблицы позволяет сделать вывод, что объем производства предприятий малого бизнеса в последние годы неизменно рос, и этот рост сменился спадом лишь в 2009 году. Однако в сравнении с базисным 2005 годом, темп прироста даже в последнем периоде составил 75,5%. Падение же в последнем году по сравнению с 2008 составило 9,9%. Причем это падение было вызвано на 1,8% снижением численности работников, а на 8,2% - снижением производительности труда.

Заключение

В данной курсовой работе был проведен статистический анализ малого бизнеса в Российской федерации с помощью изученных в курсе дисциплины «Статистика» приемов.

Этот анализ позволяет сделать ряд выводов. Стало очевидно, что в большинстве регионов ЦФО численность предприятий малого бизнеса колеблется в пределах 7009-10335 предприятий. На эти субъекты приходится 39,4% оборота предприятий малого бизнеса ЦФО. Также стоит обратить внимание на то, что доля в обороте зависит не столько от количества предприятий, сколько от качества их работы. Именно за счет этого на долю, например, Воронежской области приходится 10,5 % оборота при ЦФО, а на долю Ярославской – 9,9%, хотя по количеству предприятий они занимают доли в 9,7% и 12,3% соответственно. Наибольшая эффективность (оборот 8,689 млн. руб./предприятие) отмечена в регионах с наименьшей численностью предприятий, в то время как наименьшая эффективность (оборот 5,859 млн.руб./предприятие) отмечена в субъектах с численностью предприятий в районе 13662-16989 предприятий. В то же время среднее число предприятий в 1 субъекте ЦФО составляет примерно 12000 предприятий.

В последние годы бурными темпами происходило увеличение числа предприятий, относящихся к категории малого бизнеса. Так, за последние 10 лет их численность выросла на 82,2%, причем средний абсолютный прирост их числа составил 80,36 тыс. предприятий в год. Средний темп прироста составил 6,9%, постоянно увеличиваясь с 2005 года.

Проведенная вариация продемонстрировала большой разрыв в уровне развития малого бизнеса в Москве и Московской области по сравнению с другими регионами. Эти субъекты несопоставимы с остальными ни по числу предприятий, ни по их обороту, так как условия для ведения успешного бизнеса в столице в разы лучше, чем в провинции.

Выявлена прямая связь между величиной инвестиций в основной капитал и оборотом предприятий малого бизнеса. В последние годы объем инвестиций неизменно рос, упав лишь в последнем году (ощущаются последствия финансового кризиса и недостаток ликвидности). Увеличение инвестиций на 1 млрд. руб. дает эффект в виде роста оборота на 23,7 млрд. руб. Прогнозное значение объемов инвестирования в размере 500 млрд. руб. позволяет говорить об ожидаемом объеме оборота в размере 20950 млрд. руб.

Индексный метод позволил обнаружить практически 10%-ное падение объемов производства по сравнению с предшествующим периодом. На 1,8% это вызвано снижением численности работников, а на 8,2% - уменьшение производительности их труда. В то же время стоит отметить, что на протяжении предыдущих 5 лет объем производства непременно возрастал.

Самые последние исследования и опросы, проведенные банком ТРАСТ в рамках программы по расчету введенного ими индекса состояния малого и среднего бизнеса в стране, позволили сделать вывод о том, что владельцы предприятий положительно оценивают состояние своего бизнеса и постепенно выходят из кризисного состояния, однако особо оптимизма по поводу будущего у них нет.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что малый бизнес в стране активно развивается, однако государству следует принять меры по корректировке направления этого развития и направить его из количественного русла в качественное.

Список использованной литературы

1. Башкатова, Б.И. Социально-экономическая статистика / Б.И. Башкатова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2002. – 703с.

2. Гусаров, В.М., Кузнецова, Е.И. Статистика. 2-е издание / В.М. Гусаров, Е.И. Кузнецова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 479с.

3. Салин, В.Н., Шпаковская, Е.П. Социально-экономическая статистика: Учебник / Н.В. Салин, Е.П. Шпаковская. – М.: Юристъ, 2001 – 461с.

4. Иванов, Ю.Н. Экономическая статистика / Ю.Н. Иванов. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 480с.

5. Назаров, М.Г. Курс социально-экономической статистики / М.Г. Назаров. – М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 771с.

6. Сайт www.gks.ru

7. Сайт www.rg.ru

8. Сайт www.trust.ru

9. Сайт www.giac.ru/

10. Сайт www.tpprf.ru/

Приложения

Приложение 1

Численность предприятий малого бизнеса и их оборот по субъектам РФ в 2009г.

Регион Оборот предприятий, млрд.руб. Численность предприятий, ед.
Центральный федеральный округ 6572,8
Белгородская область 77,4
Брянская область 74,4
Владимирская область 93,6
Воронежская область 152,8
Ивановская область 94,9
Калужская область 117,1
Костромская область 45,7
Курская область 64,9
Липецкая область 98,9
Московская область 1260,7
Орловская область 45,6
Рязанская область 97,0
Смоленская область 74,3
Тамбовская область 72,8
Тверская область 80,0
Тульская область 118,2
Ярославская область 143,0
г. Москва 3861,4
Северо-Западный федеральный округ 2068,4
Республика Карелия 60,0
Республика Коми 100,2
Архангельская область 80,7
в том числе Ненецкий автономный округ 3,1
Вологодская область 77,6
Калининградская область 246,0
Ленинградская область 110,8
Мурманская область 99,5
Новгородская область 37,5
Псковская область 39,4
г. Санкт-Петербург 1216,7
Южный федеральный округ 1740,2
Республика Адыгея 21,6
Республика Дагестан 86,7
Республика Ингушетия 5,5
Кабардино-Балкарская Республика 21,8
Республика Калмыкия 4,0
Карачаево-Черкесская Республика 16,7
Республика Северная Осетия – Алания 20,5
Чеченская Республика 30,1
Краснодарский край 683,5
Ставропольский край 205,1
Астраханская область 49,6
Волгоградская область 195,9
Ростовская область 399,1
Приволжский федеральный округ 2760,5
Республика Башкортостан 403,0
Республика Марий Эл 51,4
Республика Мордовия 61,5
Республика Татарстан 357,8
Удмуртская Республика 91,5
Чувашская Республика 71,1
Пермский край 284,7
Кировская область 115,1
Нижегородская область 424,9
Оренбургская область 106,1
Пензенская область 79,8
Самарская область 484,9
Саратовская область 132,8
Ульяновская область 96,0
Уральский федеральный округ 1717,3
Курганская область 40,4
Свердловская область 879,3
Тюменская область 476,5
в том числе:    
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 265,7
Ямало-Ненецкий автономный округ 40,8
Челябинская область 321,1
Сибирский федеральный округ 1502,2
Республика Алтай 8,1
Республика Бурятия 49,3
Республика Тыва 5,4
Республика Хакасия 17,4
Алтайский край 143,7
Забайкальский край 34,7
Красноярский край 242,3
Иркутская область 210,2
Кемеровская область 193,0
Новосибирская область 289,8
Омская область 216,4
Томская область 91,9
Дальневосточный федеральный округ 511,8
Республика Саха (Якутия) 64,6
Камчатский край 42,0
Приморский край 150,6
Хабаровский край 97,7
Амурская область 49,4
Магаданская область 25,1
Сахалинская область 70,3
Еврейская автономная область 9,2
Чукотский автономный округ 3,0

Приложение 2

Изменение числа предприятий малого бизнеса в стране за последние 10 лет

Год Численность предприятий, ед.
2000 879,3
2001
2002 882,3
2003
2004 953,1
2005 979,3
2006 1032,8
2007 1137,4
2008 1347,67
2009 1602,5


Приложение 3

Оборот предприятий малого бизнеса и инвестиции в основной капитал этих предприятий за последние 7 лет

Год Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. Оборот предприятий малого бизнеса, млрд. руб.
2003 56,2 5775,2
2004 70,1 6831,2
2005 120,5 9612,6
2006 171,3 12099,2
2007 259,1 15468,9
2008 472,3 18727,6
2009 346,1 16873,1

Приложение 4

Показатели численности работников малых предприятий и производительности их труда в стоимостном выражении в 2005-2009 гг.

Год Численность работников малых предприятий, чел. Производительность труда, руб./чел.
2005
2006
2007
2008
2009

Приложение 5

Результаты опроса руководителей предприятий малого бизнеса для составления ТРАСТ Индекса МБ, янв. 2011 г.

Тематика вопроса Доля положительных ответов, % Доля отрицательных ответов, %
Изменение объема рынка 50,5 49,5
Развитие бизнеса
Изменение объема инвестиций 70,5 29,5
Изменение взаимодействий с властью 50,5 49,5
Планы по кредитованию

Курсовая работа

по дисциплине «Статистика»

на тему «Статистические методы изучения развития малого бизнеса в России»

Исполнитель: Хазагаева Ольга

Группа 17-129

Руководитель:

Улан-Удэ 2013 г.

Оглавление

Введение..............................................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого бизнеса в стране.................4

1.1 Сущность статистического изучения малого бизнеса в стране..............................................4

1.2 Специфические показатели исследования состояния малого бизнеса в стране (ТРАСТ Индекс МСБ).............................................................................................................

Наши рекомендации