Глава I. Теоретические аспекты конкуренции как экономического явления

1.1.Сущность конкуренции как экономического явления

Современное производство и конкуренция невозможны без изучения и прогнозирования рынка. При этом такие понятия, как "рынок "и "рыночная экономика" нельзя приравнять. Ведь рыночной экономике характерны такие черты как:

· значительный уровень развития рынка;

· свободное предпринимательство, что подразумевает полную самостоятельность хозяйственной деятельности при экономической ответственности и рационализме;

· экономическая конкуренция, которая влияет на регулирование цен и предложение продукции;

· ценообразование, в которое вложены издержки производства, уровень спроса и предложения и т.п.

Перед современным рынком ставится выполнение следующих функций:

1. Регулирующая функция подразумевает регулирование всех объектов и субъектов рынка. Это проявляется в регулировании спроса и предложения, когда устанавливается равновесная цена. В процессе своей реализации данная функция говорит производителям, что производить, в каком объеме и по какой цене реализовывать, чтобы деятельность была прибыльной. Регулирующая функция через специальные сигналы показывает производителям, что делать. Рост цен на товар – это сигнал к увеличению производства. Регулирующая функция не обошла и потребителей. Различные цены на товар, определенное количество предложений дает право выбора для покупателей, таким образом, удовлетворяется потребность покупателей в данном товаре. Все это приведет к перемещению капитала из менее выгодных отраслей с более низкими ценами в более прибыльные отрасли;

2. Ценообразующая функция рынка проявляется при соотношении спроса и предложения на товар при определенном уровне конкуренции на данном рынке. Ведь на рынке устанавливаются на определенный момент цены на товар, которые будут удовлетворять и производителя и покупателя. При этом цена изменяется под влиянием таких факторов как издержки производства, спрос покупателей, конъюнктура рынка;

3. Стимулирующая функция проявляется в том, что каждый производитель стремится максимизировать прибыль, а покупатель минимизировать затраты. Это влечение приводит к тому, что производитель начинает использовать в производстве и торговле новые разработки по рациональному использованию ресурсов, достижения научно-технического прогресса, что приводит к снижению затрат, к повышению качества, к расширению ассортимента продукции и услуг;

4. Распределительная функция находит свое проявление в доходах от реализации продукции, как говорится: «по работе и оплата». Производитель, который предоставил продукцию надлежащего качества, который стремится «идти в ногу» с потребностями рынка, не устанавливает высокие цены, и получает более высокий уровень дохода, чем его конкурент;

5. Рынок выполняет и информационную функцию, т.е является источником информации как для производителей, так и для потребителей. Рынок предоставляет информацию о количестве товара на рынке, его производителях, ценах, качестве продукции, репутации производителей и т.д.

6. Рынок выполняет и посредническую функцию между поставщиками сырья и производителями, между производителями и торговыми точками, между производителями (торговыми точками) и покупателями;

7. Рынок выполняет и очищающую, т.е. санирующую функцию. С помощью специальных рычагов происходит очищение рынка от слабых звеньев (производителей, посредников, торговых точек), которые не эффективно работают и не имеют дальнейшей перспективы на данном рынке.

Для того, чтобы рынок успешно функционировал и выполнялись все свои функции необходимо соблюдать:

- свободу в осуществлении хозяйственной, экономической, предпринимательской деятельности;

- установление рыночной цены на основе спроса и предложения;

- экономическую конкуренцию;

- разнообразие форм собственности;

- развитость инфраструктуры;

- гибкое государственное регулирование рынка;

- стабильную финансовую и денежную систему;

- устойчивость политической обстановки.

Важнейшим инструментом рыночной экономики является конкуренция. В энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза приводится такое определение: “Конкуренция — это деятельность соперничества нескольких лиц в достижении одной и той же цели”. По мере развития рыночной экономики и конкуренции как одного из условий ее функционирования стало общепризнанным, что конкурентные позиции объектов определяются их конкурентоспособностью. Понятие конкурентоспособности в настоящее время имеет широкое применение в промышленности, экономике и предпринимательстве. Конкурентоспособность в широком смысле - это комплексное свойство, обусловленное ​​совокупностью показателей, на основе которых формируются предпочтения потребителей.

Современная наука политическая экономия выделяет три основных типа конкурентного поведения субъектов хозяйствования в условиях рынка:

1) Креативный тип конкурентного поведения предусматривает обеспечение преимуществ соперникам за счет каких – либо новых компонентов рыночных отношений (новая продукция, новые технологии и т.д.). Особенностью этого типа являются коренные изменения в существующей структуре спроса и предложения на рынке товаров и услуг;

2) Приспособительное конкурентное поведение. Имеет место в тех случаях, когда предприниматель не уверен в своих инновационных возможностях. В этом случае он стремится скопировать достижения своих соперников и в первую очередь в области модернизации производства;

3) Гарантирующая конкурентная политика фирмы используется в том случае, когда предприниматель не может существенно изменить производственную и коммерческую программу, поскольку имеет слабую инновационную базу производства. Конкурентные преимущества в этом случае достигаются за счет повышения качества продукции, изменения её ассортимента, предоставления дополнительных услуг, связанных с гарантийным обслуживанием и т.д.

Конкуренция — явление сложное и многоплановое. Для ее характеристики необходимо детально проанализировать как основные типы конкуренции, распространённые в условиях современного рыночного хозяйства.

Коротко рассмотрим содержание основных теорий, ведь даже краткое изложение сути основных теорий конкуренции и конкурентоспособности необходимо для осознания сути, видов и функций конкуренции как среды функционирования предприятия.

В мировой практике для определения конкурентоспособности фирм широко используется теория равновесия фирмы и отрасли А. Маршала. Критерием конкурентоспособности согласно этой теории является наличие у фирмы, производящей товар или услуги, таких факторов производства, которые могут быть использованы с большей, чем у других фирм, эффективностью. В качестве стоимостных показателей по данным факторами рассматриваются процентные ставки по банковским кредитам, индексы закупочных цен на сырье, оборудование и т.п. Однако, как известно, эта теория рассчитана, прежде всего, на основании идеальные, практически в реальности не существующие, условия чистой или совершенной конкуренции. Поэтому считается, что для определения конкурентоспособности фирм в условиях реально существующих рынков и других видов конкуренции применить эту теорию трудно.

Теория соотношения монополии и конкуренции сформировалась в начале XX века. Проблема соотношения монополии и конкуренции встала очень остро: появилось множество работ, в которых давались различные оценки взаимоотношений монополии и конкуренции. Международные монополии образуют мировое хозяйство, таким образом, устраняется соперничество между странами как экономическое, так и политическое. В разных странах , стремясь захватить и поделить мировые рынки, промышленные монополии образуют единый мировой картель, обеспечивает планомерное регулирование мирового хозяйства. Монополистическая конкуренция явлением жестоким, чем свободная конкуренция, поскольку размеры конкурирующих предприятий огромны, а потери разрушительны.

Господство монополий, с другой стороны, вызывает застой в техническом прогрессе, так как нет стимулов обновления производства. Следствием этого застоя является недогрузка мощностей, уничтожение продукции для поддержания монопольно высоких цен, в свою очередь, тормозит развитие производительных сил.

Значительный вклад в развитие теорий конкуренции и конкурентоспособности внес М. Портер, который, в частности, сформулировал теорию движущих сил. Эта теория предполагает, что изменение параметров внешней среды определяет направление и интенсивность отраслевых изменений. К движущим силам, по мнению М. Портера, можно отнести: изменения в долгосрочном темпе роста отраслевой емкости рынка, изменения параметров сегментов потребителей, продуктовые инновации, технологические изменения, маркетинговые инновации, вход и выход из отрасли крупных организаций, распространение новшеств, усиления глобализации отрасли, изменения в удельных затратах и эффективности, изменения в предпочтениях потребителей и способах использования ими товаров и услуг, например, смещение интересов в область более стандартизированных и дешевых вариантов, изменения в государственном регулировании, изменения общественного мнения, стиля жизни, снижение или рост неопределенности и риска.

1.2.Понятие конкурентных преимуществ и их виды

На уровне предприятия рассматривается понятие «конкурентное преимущество». Исследованию сущности понятия «конкурентное преимущество» посвящено много работ, что свидетельствует о наличии значительного разнообразия позиций. Согласно первой позиции конкурентные преимущества рассматриваются как характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами с позиции эксклюзивной ценности, которая дает преимущество над конкурентами. При этом подчеркивается то, что конкурентные преимущества не следует отождествлять с потенциальными возможностями, которые могут и не осуществиться. Конкурентные преимущества уже являются фактом, они уже приносят реальный результат, то есть конкурентное преимущество предприятия трактуется как результат более эффективного, чем у конкурентов, управления процессами формирования и развития таких качественных и количественных свойств продукта, которые представляют ценность для покупателя. Процессы формирования и развития конкурентных преимуществ продукта реализуются функциональными сферами деятельности предприятия: производственной, финансово - инвестиционной, маркетинговой, научно - исследовательских разработок (НИР) и инновационной. Также подчеркивается определенная ценность, но указывается на возможности и пути ее вступления.

Имея противоречия, эти подходы характеризуют не только внутреннюю экономическую сущность конкурентных преимуществ, но и возможные источники их получения.

Довольно часто для определения конкурентных преимуществ используют другие понятия теорий конкуренции и конкурентоспособности. Так, иногда конкурентное преимущество трактуют как преимущество, высокую компетентность предприятия по сравнению со своими конкурентами, основанную на достигнутом уровне конкурентного статуса, достаточности и эффективности использования конкурентного потенциала. При определении конкурентного преимущества применяются понятия конкуренции, конкурентного статуса, конкурентного потенциала и т.д., взаимосвязь которых нуждаются в детальном исследовании.

Потенциал предприятия традиционно рассматривается как совокупность всех ресурсов предприятия и создаваемые ими возможности для производства конкурентоспособных товаров. Конкурентный же потенциал организации определяется совокупностью параметров, определяющих возможность (потенциал) и способность организации эффективно функционировать на рынке (удерживать или увеличивать свою рыночную долю, иметь достаточно высокий уровень рентабельности) в перспективе. То есть необходимым условием развития конкурентных преимуществ предприятия является достаточность его конкурентного потенциала, как одного из видов потенциала предприятия.

Другие известные ученые утверждают, что основной предпосылкой достижения конкурентных преимуществ предприятия является его «конкурентный статус». А.П. Градов под понятием конкурентного статуса предлагает рассматривать понимание того, «как делать, какими средствами, чтобы сохранить конкурентное преимущество». Причем это понятие охватывает не только позицию предприятия на рынке (в отрасли), но и степень владения им определенных сравнительных преимуществ. «Конкурентный статус определяется конкурентной позицией предприятия и является предпосылкой для достижения определенного уровня конкурентных преимуществ», а конкурентная позиция определяется положением субъекта хозяйствования на рынке и отождествляется с величиной рыночной доли того или иного предприятия.

Таким образом, конкурентная позиция предприятия «отражает конкурентные отношения, результаты конкурентной борьбы и является основанием для существования того или иного предприятия в конкурентной среде.

Достаточно интересным является следующее определение: конкурентная позиция предприятия - место предприятия в конкретных сегментах рынка внешней среды относительно конкурентов. В целом соглашаясь с этим видением отметим, что целесообразным было бы, во-первых, конкретизировать вид рынка; во-вторых, не подчеркивать наличие внешней среды, что является объективной реальностью; в-третьих, в результате значительной динамичности современных экономических процессов необходимо учесть временную составляющую.

Исходя из вышесказанного, конкурентную позицию предприятия следует определять как место предприятия на данном сегменте потребительского рынка в данный период времени.

Следует четко понимать, что наличие конкурентных преимуществ у предприятия - это уже реальность, это реализованные возможности предприятия. Чтобы возможность стала действительностью необходимы два фактора: действие конкретного закона и наличие соответствующих условий. Возможности предприятия определяются его потенциалом, который под действием законов развития рынка и влиянием факторов внутренней и внешней среды реализуется в конкурентных преимуществах предприятия.

Традиционно конкурентные преимущества разделяют по источникам возникновения на внутренние (характеризующие ценность для предприятия-производителя и основанные на процессах формирования конкурентных преимуществ предприятия во всех функциональных сферах его деятельности) и внешние (преимущества предприятия в удовлетворении тех или иных потребностей потребителя, то есть они воспроизводят ценность для потребителя: качество, цена, соотношение качества и цены и т.д.)

Таким образом, к внутренним конкурентным преимуществам целесообразно относить те, которые, во-первых, формируются во внутренней среде на базе наличия определенных ресурсов и компетенций, которыми располагает предприятие; во-вторых, обеспечиваются более эффективным по сравнению с конкурентами использования этих ресурсов и компетенций.

А внешние конкурентные преимущества являются отражением внутреннего на рынке, они проявляются во внешней среде, а обеспечиваются сформированными внутренними преимуществами.

Важнейшая задача управления предприятием в рыночных условиях функционирования заключается в обеспечении предприятием возможности достижения необходимой преимущества перед другими конкурентами. Те предприятия, которые используют и развивают нематериальные активы в конкурентной борьбе, как показывает опыт зарубежных стран, оказываются сильными, стабильными, прибыльными. В связи с этим развитие нематериальных преимуществ предприятий является важной стратегической задачей, требующей своевременного решения. Деловой репутации не свойственны идентифицируемость и обособленность, поскольку каждое предприятие является уникальным, имеет индивидуальные свойства, то каждому из них присущи специфические способы и инструменты формирования деловой репутации. Однако, несмотря на индивидуальность подходов и способов формирования деловой репутации предприятиями, они все обосновывают собственные разработки, сознательные или бессознательные поступки для формирования деловой репутации, опираясь на определенные общенаучные концепции развития нематериальных активов.

Деловая репутация занимает ключевое место в формировании устойчивости и конкурентоспособности предприятия. Это подтверждается многими исследованиями и практической деятельностью предприятий.

На рис. 1.1 (см. Приложение 1) приведено место деловой репутации в достижении главной цели - прибыльности предприятия. Репутация предприятия является одним из трех ключевых составляющих формирования доходности предприятия. Таким образом, опираясь на опыт мировых производителей, можно утверждать, что деловая репутация предприятия не только имеет экономическое значение и сущность, но и является одним из ключевых элементов в достижении цели любого предприятия - получение прибыли. Полезно иметь деловую репутацию крепкого в финансовом отношении, эффективно управляемого и кредитоспособного предприятия, если приходится брать займы в банках.

Стабильность и деловая репутация влияет на размер займа, проценты, которые необходимо уплатить, другие экономические условия. В узком прикладном ракурсе положительная деловая репутация дает возможность получить больший объем заемных средств под меньшие проценты и залог. Иными словами, деловая репутация прямо пропорциональна капитализации и кредитоспособности предприятия и обратно пропорциональна рискам на нее.

Деловая репутация предприятия, как и другие нематериальные активы предприятия, редкая по своей природе. Она возникает не в результате прямого и разового вложения средств, а благодаря длительному и систематическому созданию, присвоению редкости объекта создания или использования. Значение деловой репутации для предприятий заключается в возможности получить определенные экономические преимущества от ее использования. Экономические преимущества можно выразить в виде дополнительных основательных надбавок к стоимости товара или услуг.

В процессе проведенного теоретического исследования выявлено наличие связи между базовыми понятиями теории конкурентоспособности и обоснованно его векторную направленность, что представлено на рис . 1.2.(см. Приложение 2)

На основе рассмотренного материала можно сделать такие выводы:

Во-первых, конкурентные преимущества предприятия возникают лишь в процессе динамического и непрерывного соперничества между экономически независимыми субъектами рынка в условиях ограниченных ресурсов есть в конкурентной среде в процессе конкуренции;

Во-вторых, конкурентные преимущества возникают, формируются, сохраняются и увеличиваются благодаря высокой компетентности предприятия по сравнению со своими конкурентами, которая обеспечивается его конкурентным статусом, который получен путем достаточного и эффективного использования конкурентного потенциала;

В-третьих, конкурентные преимущества предприятия, а точнее их совокупность, обеспечивает определенный уровень конкурентоспособности данного субъекта хозяйствования, определяет его конкурентную позицию и конкретном рынке или его сегменте;

В-четвертых, содержание определенного уровня конкурентоспособности в течение длительного периода времени способствует устойчивой конкурентной позиции и обеспечивает конкурентостойкость предприятия и определенном рынке или его сегменте.

Наши рекомендации