Социально-экономическая сущность финансов.

Признаки:1)Наличие ден. отношений,деньги явл.матер. основой сущ-ния и функ-ния ф-ов; 2)Наличие 2 субъектов, один из кот. часто гос-во; 3)Фондовый хар-р ф-ов; 4)Распределительный хар-р отношений; 5)Обслуживание процесса воспр-ва. Ф-ии:1.Аккумулирующая(накопительная)-процесс обр-ния ден. ср-в,необх-мых для функц-ния хоз. системы. На уровне мир. фин. отношений-процесс формир-ния МВФ. На ур. гос. ф-ов-при исполнении доходной части бюджета. На ур. ф-ов пред-тия-при формир-нии суммарной выручки. На практич. реализации этой ф-ии основана политика доходов. 2.Распределительная-процесс исп-ния ранее мобилизованных ден. ср-в в целях удов-ния соотв-щих потребностей хоз. системы в фин. ресурсах. На ур. мир. фин. отнош.-при осущ-нии фин. программ межнац. фин. институтов. На ур. гос. ф-ов-при исполнении расходной части бюджета. На ур. субъекта хоз-ния-при распределении полученной прибыли. На практич. реализации этой ф-ии основана политика расходов. 3.Контрольная-целевой фин. контроль за колич. и кач. параметрами процессов мобилизации и исп-ния фин. ресурсов. Основу этой ф-ии сост. движение фин. ресурсов, контролируются пропорции в распр-нии ден. ср-в, своевременность поступления фин. ресурсов в распоряжение субъектов хоз-ния. 1 и 2 ф-ции взаимосвязаны. 2-ая ф-ия осущ-тся в соотв. с правовыми нормами, кот. призваны регулировать фин. деят-сть и воспр-ный процесс(это регулирующая ф-ия). Виды фин-вых отнош-ний : Фин-вые отнош-я связ. с ден. отнош-ми, кот. возник.: 1)между хоз-щими субъектами - в процессе реализ прод-ции – оказ-я услуг 2) м-у хоз-щими. субъектами и выше стоящей орг-ции, при создании и исп-я совмест. фондов ден. ср-в 3) между хоз-щими. субъектами и го-ва при форм-нии бюджета и внебюдж. Фондов 4) между хоз-щими. субъектами и банков.с-мой 5) между отдел. бюджетами и внебюдж. фондами Классиф. фин. отнош-ий:фин. отнош-я на уровне отдел. субектов хоз-вования фин. отнош-я осущ-мые в интересах гос-ва международ. фин. отнош-я, реализуемые с участием межнац. фин. институтов финансы физич. лиц или финансы дом. хоз-в. Роль финансов активно проявляется во вех процессах расширенного воспроизводства. Расширенное воспроизводство определяется как совокупность процессов расширения, роста производственных фондов, ВВП, рабочей силы, производ-х отношений. Взаимосвязь - финансы явл важным звеном эк-ки и вместе с такими категориями как цена, зарплата и кредит, оказывают существенное влияние на весь воспроизводственный процесс. Цена явл-ся экономич-м инструментом с помощью котор стоим-ь созданного товара получает денежн выражение и на основе кот-го совершается весь распред-ый процесс. Это обст-во отражает сущность взаимосвязи цены и финансов. Цена выступает как результат производства и реализации товара, а выручка явл-ся источником фин-х ресурсов. ЗП предст отнош-я, связ-е с обособлением части стоим-ти ВВП, необход-й для воспр-ва рабочей силы. В производстве товаров зарплата образуется за счет выручки от реализации продукции, а в производстве услуг за счет средств бюджета. С помощью кредитапроисходит перераспределение финанс. ресурсов между предприятиями, гражданами. Все фонды хозяйственных субъектов размещ-ся на счетах в банках и явл-ся источником ссудных фондов для выдачи кредита. Фин-вая система общества-это исторически сформиров-ся и закреплённая действующим закон-вом сов-сть сфер финн-вых отношений, финн-х учреждений и финн-х фондов, обеспеч-х процесс мобилизации и последующего исп-ния фин-х ресурсов в целях удовлетворения потребностей общества. Через фин-ую систему гос-во воздействует на формирование денежных фондов, используя налоговую систему, гос. бюджет и гос. кредит. В рын. экон-ке фин-вая система предст. совокупность рынков и др. институтов, использ-х для заключения фин-х сделок, обмена активами и рисками. К институтам отн-ся: банки, инвестиц. и страховые компании, осн. роль которых зак-ся в продаже фин. продуктов и представлении фин-х услуг. Функцион-ние фин-вой сис-мы обес-ся движением наличн денеж знаков и большей части-безналичн-ми денежн. платежами и растчётами. Фин-вая сис-ма строится на принципах независ-ти, гласности, самофинансирования, обеспечения соц. справедливости.

В каждом гос-ве наблюдается разнообразие сфер и звеньев фин-х отношений, отличающихся прежде всего формами и методами формир-ни и исполь-ния фин-х ресурсов. Т.о. фин-вая система предс. совок-сть разл. сфер и звеньев фин-х отношений, харак-ся особенностями в формировании и использовании денежн. фондов, а также различной ролью в обще-ном воспроиз-ве.

Стр-ра финансовой сист РБ Включ в себя: 1) общегос финн-ы(централизованные финн-сы), 2) финн учреждений, предприятий и организ-й. 3) в услов рын отнош 3-й сферой явл финн рынок, служ для мобил-и и использ временносвоб ден стедств и обеспеч проц перелива капитала в отрасли с выс ур-нем дохода. В состав финн сист включ сферу финн органов (мин финн , финн органы отраслевых министерств , ведомств, субъектов хозяйствования). Составляющей сист финн сист РБ выраж гос устройство и основы экон деят-ти субъектов. Основн звенья- это гос бюдж и финансы субъектов хоз-я, хар-ся обособлением финанс рес-в и орган-но правовой основой их формирования.

ПРОДОЖЕНИЕ 55

Финанс сис-ма РБ(схема) - Финанс рынок, - Общегос(централ-е) фин-сы, - Фин предпр, учрежд и орган-й (децентрал). Общегос(централ-е) фин-сы: - Гос бюджет, - Внебюдж фонд, - Гос кредит. Фин предпр, учрежд и орган-й (децентрал): - Фин сферы мат пр-ва, - Фин учрежд, орган-й непроизв сферы. Фин учрежд, орган-й непроизв сферы : - Фин учрежд и орган-й, функционир на коммерч основе, - Фин учрежд и орган-й частично функционир на коммерч основе, - Фин учрежд и орган-й полн-ю функционир из бюдж. Централизованые финансы.Обшегос фин-ы - ден отношения по форм-нию центр фондов ден ср-в и исп-нию их для выполнения ф-ций гос-ва путём распред и перераспр нац дохода, по созданию хоз-щими субь-тами. Выдел.т 2 ур центр-ции 1) респбл-кий2)региональный.Децентрализованные финансысост. из 2х подсфер:1)финансы пред-ий материал-го пр-ва 2) финансы учреждений и орг-ий непроизводственной сферы.В зависимости от отраслевой направл-ти различ-т ф-ы пред-ий пром-ти,с/х,строит-ва,транспорта,торговли,лесного и водного хоз-ва.Ф-ы учреждений и орг-ций непроизводств сферы формир-ся на различных основах:бюджетной, коммерческой и частично коммерч-й(ВУЗы, мед учережд,) Сущность фин-в пред-ий: это сис-ма ден. отношений, кот. в опред-й степени регламентированы гос-ом и связаны с ден. потоками пред-ия, формированием и использ-ем капитала, ден. фондов и дох-в, необходимых для осущ-ия уставной дея-ти и выполнения всех обяз-в.Финансы пред-ий вып-ют след. фун-ции: 1. инвестиционно -распределительная- распределение фин. ресурсов внутри пред-ия и наиб. эффективное их использование. Она прояв-ся в распр-ии рес-в по структурным подразделениям пред-ия, по видам деят-ти и по видам активов.Распр-ие совокупного ресурсного потенциала пред-ия выражается в рамках инвестиц-й политики, при этом основным критерием явл. прогнозируемая рентабельность инвестиций. 2.фондообразующая(источниковая)-формир-ие источников ср-в (пассивов пред-ия), их оптимизация; мобилизация доп. финн-ых рес-в. 3. доходораспределительная- формир-ие дивидендной политики, направление части прибыли пред-ия на выплату дивидендов акционерам.4. обеспечивающая- создание сис-мы расчетных отношений и обеспечение текущей дея-ти пред-ия. Обеспечение удовлетворения интересов собственников в виде прибыли пред-ия и дивидендов.5. контрольная- фин. показатели и индикаторы выступают как основа действенного контроля за эф-ым использ-м ресурсного потенциала пред-ия.Принципы орган-ции фин-в предпр-я: -Пр-п самоокупаемости–затраты на производство и реализацию продукции должны полностью покрываться выручкой от реализации. -Пр-п самофинансирования- собственных источников должно быть достаточно для покрытия текущих затрат , обновления основных фондов , финансирования социальных программ предприятия и участия в доходах бюджета и гос.внебюджетных фондов.Финансовое самообеспечения –основа функционирования предприятия рыночного типа. -Пр-п самоуправления- в самостоятельной определения финансовой стратегии развития ,планирование своей финансово-хоз-ей деятельности, выборе способов формирования капитала, активов прибыли.-Пр-п экономической эффективности –система управления финансами предприятия должна быть экономически целесообразной, т.е. доходы на её функционирование оправданы. -Пр-п финансового контроля предполагает обязательность осуществления финансового контроля как наиболее эффективного и действительного ,позволяет предотвратить финансовые потери и снизить риск банкротства. -Пр-п финансового стимулирования- в рамках управления системы финансов разрабатывается механизм повышения эффективности работы отдельного подразделения и предприятия в целом ,основывающих на финансовых мерах. -Пр-п материальной ответственности- отдельное должностное лицо несёт материально-финансовую ответственность за результаты своей деятельности.-Пр-п материальной заинтересованности определяется главной целью предпринимательской деятельности получения прибыли.

Наши рекомендации