Потребности и индивидуальная деятельность. Взаимодействие общественных потребностей и производства. Закон возвышения потребностей
Потр-ти выступают источником д-ти индивида. Потр-ть связана прежде всего с внутренней, психической д-тью индивида, которая и формирует потр-ти. Внутренняя, психическая д-ть переходит во внешнюю физическую д-ть, которая в той или иной мере носит социальный характер. Своеобразная форма человеческой д-ти - процесс удовлетворения потр-ти – потребительская д-ть. Она осуществляется в трех основных видах:
Материальное потребление как уничтожение, использование различных материальных вещей по их назначению (например, пищи, одежды, оборудования, приборов т.д.)
Духовное потребление связано с использованием вещей, но здесь в отличие от материального потребления используется не телесность, материальность вещей, а их духовное содержание (например, чтение книги, прослушивание диска, просмотр живописных полотен, спектакля и т.д.)
Потребление услуг-это использование деятельности других людей самой по себе (например, использование деятельности сиделки по уходу за больным) либо в качестве средства по доставке материальных или духовных благ (например, торговля продовольственными и промышленными товарами, экскурсионное обслуживание и т.д.)
Удовлетворение потр-ти не уничтожает ее, оно переводит ее в иную форму существования – в состояние той или иной степени удовлетворенности, и напротив – неудовлетворение потр-ти вызывает состояние неудовлетворенности, которое побуждает индивида к новой деятельности. Если попытки поиска решений тщетны, то возможны варианты:
1) замещение потребностей – это означает, что индивид вместо одной потребности, удовлетворение которой затруднено или невозможно, удовлетворяет другую, родственную или схожую с первой (хочу иномарку – покупаю «Ладу»).
2) откладывание потребностей, то есть отсрочка их удовлетворения до того времени, когда у индивида появятся реальные возможности удовлетворить эти потребности (продолжаем копить деньги на иномарку и не покупаем «Ладу»)
3) отказ от потребностей. Такая деятельность возможна по отношению не ко всякой потребности (например, нельзя отказаться от физиологических потребностей).
Взаимодействие потребностей и деятельности индивида обеспечивает поддержание, восстановление, воспроизведение жизненных сил человека.
Современное производство ориентируется не на общество в целом и не на те или иные классы, а, прежде всего, на индивидов, на удовлетворение и развитие их потребностей. Современное производство уже не просто обслуживает имеющиеся у индивида потребности, но активно создает с помощью рекламы и СМИ новые потребности.
С каждым этапом в развитии орудий труда общественное производство выходит на новый уровень развития и соответственно подталкивает развитие потребностей к более высокому уровню. Так, переход от каменных орудий труда к бронзовым привел материальные потребности общества к настолько более высокому уровню удовлетворения, что появились излишки материальных благ, и начался процесс социально-классового расслоения, стало зарождаться рабство. Повышение уровня удовлетворения материальных потребностей обусловило рост духовных потребностей людей, обобщенным выражением, которого явилась замена мифологического мировоззрения религиозным.
Следующий скачок в развитии орудий труда, связанный с возникновением железных орудий труда, привел к росту материального потребления и появлению классического рабства. Это означало, что развитие потребностей происходило у одного – господствующего в обществе класса. За счет низведения угнетенного класса (рабов) до положения говорящего орудия удалось достичь высокого (даже сейчас поражающего наше воображение) развития потребностей. Возникли общественные потребности, каких не было раньше – политические. Расцвели пышным цветом литературные, театральные, архитектурные, скульптурные и другие потребности. Появилась потребность в философском мировоззрении, которое и пришло на смену религиозному.
Дальнейшее развитие производства за счет совершенствования как орудий труда, так и производственных отношений вело к развитию потребностей не только господствующих классов (помещиков, буржуазии), но и угнетенных (крестьян, пролетариата). При этом господствующие классы всегда имели более высокий уровень потребления, чем угнетенные.
Коренной перелом в возвышении потребностей произошел в середине XX века в передовых странах мира, которые достигли высшей стадии индустриального развития своего производства и начали переход к информационной цивилизации. Трудящиеся в этих странах стали удовлетворять свои материальные потребности на таком уровне, который не только соответствовал технико-технологическому развитию общества, но и обеспечивал достойное человеческое существование. Высокий уровень материальной жизни предоставлял все возможности для роста духовных потребностей. Однако автоматической реализации этих возможностей не произошло.
В результате взаимодействия индивидуальной деятельности и потребностей последние возрастают, что и составляет основу и механизм прогрессивного развития человека (человек сначала зарабатывает на хлеб, потом на хлеб с маслом и т.д.). В истории человечества также действует закон возвышения потр-тей. Сущность закона возвышения потр-тей заключается в максимальном развитии потр-ти с целью выявления, развития и реализации индивидуальности каждого человека.
Максимал. возвыш-е потр-тей произошло в сер. 20 в. в передовых странах в связи с переходом к инф. цивилизации. Возвышение потребностей не означает их количественного роста до бесконечности. Все биологические потребности человека имеют свои пределы (человек не может, к примеру, съесть, и выпить больше, чем вмещает его желудок). Но есть и общественные пределы для всех потребителей – как биологических, так и социальных, как материальных, так и духовных. Они обусловлены конкретно – историческим уровнем развития общества. В качестве этих пределов выступает тот уровень жизни, который считается достойным в данном обществе при достигнутом технико-технологическом и культурном развитии. Духовные потребности могут развиваться безгранично. Материальное благополучие индивида создает главные предпосылки, возможности для возвышения духовных потребностей. Но необходимым и достаточным условием для реализации этих возможностей является желание самого индивида.
Понятие “возвышение ” связано не с количественным умножением, а с качественным совершенствованием потребностей. При этом надо признать, что чем более культурно развит индивид, тем в более разнообразные отношения он вступает с действительностью и тем богаче структура его потребностей, имеющихся у индивида, свидетельствует о его развитости. Но более важным показателем развития человека является качественное состояние его потребностей. Закон возвышения потребностей означает их переход от низшего качественного состояния к высшему.