Источники и движущие силы инновационных процессов в сфере СКС и Т. Инновации в производстве и распространении социально-культурных услуг. Инновации в социокультурном сервисном потреблении
Источники и движущие силы инновационных процессов в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
Поскольку сфера социально-культурного сервиса и туризма образует одну из сфер народного хозяйства, экономики страны, постольку в ней действуют движущие силы экономического характера. Самая фундаментальная из них, обобщающая сила - конкуренция.
1. Технические – фундаментальные свойства (назначения услуги), эргономические (услуга с точки зрения удобства и безопасности потребителя в процессе её использования), конструктивные (конструктивно-технологические решения предметов, которые используются при производстве и предоставлении услуги), а также сам процесс производства и потребления услуг.
2. Нормативные параметры характеризуют свойства товаров и услуг, регламентируемые обязательными нормами стандартов на рынке.
3. Экономические параметры связаны с затратами потребителя на получаемую услугу. К ним относятся: цена услуги, затраты на транспорт, текущие эксплуатационные расходы.
4. Организационные параметры включают системы скидок, условия платежей и поставок, сроки и условия предоставления услуг, гарантии и тп.
5. Духовные параметры (эстетические, культурно-исторические, воспитательные, гедонистические и т. д.) играют очень важную роль при предоставлении ск и т услуг, а иногда даже решающую роль, когда услуга имеет уникальный характер и мировое значение.
Ориентируя фирму в определённых направлениях деятельности, философия работы тем самым запускает в действие все конкретные основные движущие силы инновационного процесса:
- понимание потребностей пользователя услугами и тенденций их развития;
- знание поведения и возможностей конкурентов;
- знание состояния и тенденций развития рынка социокультурных услуг;
- знание окружающей природной и особенно социальной среды, а также тенденций её развития;
- умение произвести и поставить на рынок такую услугу, чтобы потребитель предпочёл её услугам конкурентов;
- искусство осуществлять всё это на долговременной, рассчитанной на перспективу основе и другие.
Кроме этого – случайный события: изобретения; новейшие технологии; значительные колебания цен на ресурсы; резкие изменения на мировых финансовых рынках или в курсах национальных валют, колебания локального и международного спроса; войны и другие форс-мажорные обстоятельства.
Под действиями правительства понимается влияние исполнительной власти в стране на кредитно-денежную, налоговую, таможенную политику, на образование и культуру, на сферу социально-культурного сервиса и туризма, отношение правительства к социально-культурной отрасли народного хозяйства может как создавать дополнительные движущие жилы инновационного развития социокультурного сервиса, так и сдерживать действия некоторых общеэкономических двигателей развития.
инновации могут происходить в разных формах:
- преобразований в системе менеджмента;
- обновления основного капитала фирмы;
- перестройки структуры оборотного капитала;
- повышения образования или переподготовки кадров;
- перераспределения ресурсов.
Каждая из отмеченных форм выступает вместе с тем движущей силой инновационного развития фирмы в целом. 2 составляющие спроса на инновации: - стремление предпринимателя к получению преимуществ в эффективности (прибыльности) бизнеса; - диверсификация, индивидуализация спроса на товары и услуги
Инновационное развитие содержания социокультурной услуги повышает её потребительскую привлекательность и как следствие этого -конкурентоспособность фирмы, её прибыли.
Инновации в производстве и распространении социально-культурных услуг.
Всякие инновации преследуют одну цель - улучшение работы социокультурной сервисной организации, фирмы.
необходимо произвести оценку текущего состояния производства, распространения и предоставления социокультурных и туристских услуг фирмой. Анализ собственных сил фирмы и характер их текущего использования, т. е. её внутренней среды, должен включать:
- оценку действующих стратегий как наиболее важных и устойчивых направлений в работе фирмы;
- анализ использования потенциала фирмы;
- сравнительный анализ конкурентных преимуществ;
- выявление сильных слабых сторон каждого этапа деятельности: производства, распространения, предоставления, потребления социокультурных и туристских услуг;
- всесторонний анализ содержания каждого вида предоставляемых услуг;
- выявление проблем как тех, для решения которых достаточно простого, неинновационного решения, так и тех, которые требуют инновационного решения.
Показатели оценки текущего состояния турфирмы.
1. Показатели внешней и внутренней эффективности фирмы.
2. Общесистемные и частные показатели. Если первые характеризуют фирму как целостную систему, то вторые используются для характеристики отдельных её подразделений либо этапов деятельности.
3. Экономические показатели должны обязательно дополняться рядом иных (технико-технологическими, экологическими, организационными, эстетическими, воспитательными и т. д.).
4. Отбор показателей должен быть обусловлен конкретной пространственно-временной ситуацией, в которой работает фирма.
В менеджменте наиболее важными становятся способность воспринимать новое и желание внедрять его в практику, умение прогнозировать инновации и системно их планировать, умение увлекать персонал новыми идеями и стремлением внедрить их в жизнь. В маркетинге – применение инновационных концепций и стратегий, гибкая услуго-ценовая политика, поиск новых рынков сбыта в связи с предоставлением новых услуг и т.д. В технологии производства – подбор кадров, способных к внедрению новшеств, их переквалификация или повышение их квалификации; изыскание ресурсов для инновационного производства, распространения и предоставления услуг и др. В персонале – материальное и моральное стимулирование кадров к инновационной деятельности; создание системы обучения, переобучения и повышение квалификации сотрудников. В финансовых – изыскание финансовых ресурсов на инновационную деятельность, изменение структуры затрат и движения денежной наличности с целью устойчивого финансирования инновационной деятельности на всех её этапах. В организационной культуре – закрепление в сознании всего персонала ценностного приоритета инновационного развития фирмы, в связи с этим выработка новых стандартов поведения и закрепление новых традиций, разработка новой философии менеджмента, нового имиджа фирмы.
Эффективно приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке можно только посредством, инновационной деятельности фирмы. При этом необходимо ориентироваться на два ведущих показателя: степень удовлетворения потребителя социокультурных услуг и эффективность их производства, распространения, предоставления.
Инновации в социокультурном сервисном потреблении.
Возможности инновационного развития зависят, прежде всего, от особенностей предоставления социокультурных услуг.
Общие моменты инновационного развития процессов потребления социокультурных услуг:
1. необходимо конкретизировать объект инновационного развития. Конкретными объектами процесса потребления могут быть:
а) условия, в которых происходит потребление социокультурной услуги.
б) непосредственное потребление социокультурной услуги: содержание услуги, её форма и технология потребления.
в) этап выхода индивида из процесса потребления.
2. следует постоянно совершенствовать содержание социокультурных услуг потому, что инновационное развитие удовлетворяет определённую потребность. Но всякая потребность по мере её удовлетворения начинает возрастать в соответствии с законом возвышения потребностей. Неудовлетворённость потребителя выражается в недовольстве именно содержанием услуги. Инновационно развивающееся содержание услуг СКС и Т требует в свою очередь соответствующей ему формы и тем самым подталкивает её развитие, а также инновирование условий и других факторов, связанных с формой.
3. объект социокультурного потребления, который берётся в готовом виде для предоставлении услуги. Ведь такого рода объекты производятся в массовом порядке, а потребителю предоставляется индивидуально.
4. инновационное развитие потребителей СКС и Т означает воздействие на них новыми путями, методами, средствами и в новых формах с целью развития их вкусов.
Каждый этап процесса социокультурного сервисного потребления, каждый его элемент может и должен быть объектом инновационного развития. В самом процессе потребления имеется много факторов, которые в той или иной мере выступают движущими силами инновационного развития сферы СКС и Т.