Инновации в библиотечной сфере

Мировой библиотечный опыт показывает, что проблемы нововведений всегда были актуальными. Ныне они стоят особенно остро, поскольку библиотеки, с одной стороны, как никогда прежде ощущают ограниченность финансового обеспечения и поэтому изыскивают пути рационального использования своих ресурсов: кадров, фондов, справочно-библиографического аппарата, технического оснащения. С другой стороны, они стремятся интегрироваться в мировое информационное пространство, осваивая профессиональные международные стандарты. Как следствие воздействия этих факторов, в последние годы заметен интерес библиотечных специалистов к вопросам инновационной деятельности.

Ряд авторов рассматривают инновационную деятельность в аспекте ее влияния на персонал библиотеки. Внедрение новшеств обеспечивает профессиональный и личностный рост сотрудников, способствует овладению новыми знаниями и навыками; снятию «накопленной усталости» от выполнения рутинных, однообразных процессов; повышению творческой компоненты повседневной деятельности, которая часто выступает своеобразным компенсатором многих негативных факторов (размера оплаты и условий труда, ограниченных возможностей карьерного роста и т.п.).

Наиболее ярко творческий компонент библиотечных инноваций, рассмотрен в работах С.Г. Матлиной [2]. По ее мнению, внедрение нового зависит от степени осознания сотрудниками библиотеки необходимости грядущих перемен, их активности и творческой фантазии. Библиотечную инновацию С.Г. Матлина определяет как оригинальную, нестандартную мысль сотрудника или посетителя, реализация которой в совокупности с другими факторами обеспечивает эволюционное развитие культуры библиотеки на микро социальном уровне а, в конечном итоге, и в макро масштабе. Отсутствие у сотрудников новых идей выступает показателем неблагополучия коллектива, и чем скорее библиотекари осознают эту истину, тем быстрее возникнут непохожие друг на друга, способные работать по своим собственным программам, а не копировать без разбора чужой опыт, библиотеки. Определяя специфику библиотечных инноваций, автор указывает на то, что их не всегда можно регламентировать, что результаты плохо предсказуемы. Но библиотечные инновации не могут быть случайными, беспорядочными, выпадать из логики развития библиотеки, быть оторванными от потребностей населения. Значимой особенностью библиотечных инноваций является то, что они базируются на прочном фундаменте отечественных традиций. Их основу составляет профессионализм вкупе с особыми личными качествами, позволяющими разнообразить эти традиции. В целом библиотечная инноватика определяется С.Г. Матлиной как система новых идей, выдвинутых творчески мыслящим профессионалом или коллективом.

Библиотечная инноватика как новое направление библиотековедения является комплексным и междисциплинарным, так как интегрирует в себе достижения различной наук (общей теории инноваций и науковедения, педагогики и психологии, менеджмента и маркетинга, библиотековедения и информатики) в целях повышения практической эффективности инновационной деятельности библиотек в новых условиях общественного развития. Библиотечная инноватика должна изучать процесс эффективного изменения библиотечной деятельности, начиная от разработки идей (в библиотековедении и смежных науках), способствующих продуктивному развитию библиотечного дела в новых условиях общественного развития, их адаптации к конкретным условиям функционирования библиотек (через прикладные исследования), до реализации идей в реальный объект изменений и широкого распространения инновационных разработок в библиотечной отрасли и смежных сферах. Объектом библиотечной инноватики являются результаты научных исследований, направленные на совершенствование деятельности библиотек как социального института, позволяющие библиотекам эффективно решать возложенные на них социальные задачи, а предметом - специфика и пути продвижения научных достижений до их реализации в библиотечной практике, образовании и постобразовании. Как новое научное направление библиотечная инноватика должна сформировать свою терминологическую систему. При определении ее основных понятий должен использоваться терминологический аппарат общей теории инноваций, так как это является обязательным условием взаимопонимания библиотечных специалистов с исследователями и разработчиками других отраслей. Во всех сферах общественной практики эффективность инноваций зависит от развитости инновационной инфраструктуры. В библиотечном деле слабо развит рынок инноваций, его участниками является небольшое количество научных и проектных структур, занимающихся разработкой программных продуктов и автоматизированных систем для осуществления автоматизации библиотечно-библиографических процессов.

В современной библиотековедческой литературе вопрос типизации инноваций является слабо изученным. Поэтому попытки типизации нововведений были мотивированы практическими или исследовательскими целями.

С.Г Матлина [3] предложила в качестве аспекта характеристики инноваций использовать реальность изменений. Ею отмечалось, что важно уметь отличать подлинные инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах, т.е. решить вопрос о том, какие библиотечные инновации считать действительно существующими, а какие - нет. В этом случае, рассматривается два вида инноваций - реальные (подлинные) и мнимые («лженовации»). В отличие от подлинной инновации, «лженовация» не отвечает «на поставленный жизнью вопрос и, даже будучи умелой имитацией нововведения, лишена смысла». C.Г. Матлиной [3] предлагается за аспект характеристики изменений принимать их воспроизводство. Социальная ценность инноваций проявляется лишь в том случае, когда они поддаются трансляции, то есть могут быть воспроизведены. По формам воспроизводства выделяются две разновидности инноваций - экстраполяция и интерпретация. Экстраполяция как перенесение готовых устоявшихся образцов и ценностей на ту или иную предметную область всегда условна, делает упор на поддержание достигнутого, использует новые явления, не меняя основательно старого содержания. Поэтому заимствованный и механически перенесенный на другую почву чужой опыт может выглядеть инородным телом. Интерпретация придает осмысленность заимствованию. Она наполняет его новым содержанием, целями, закрепляет связь между уже сложившимся и случайным порядком вещей и формирует соответствующую новому смыслу систему ценностей. К основным видам инноваций по объектам изменений отнесены: продуктные, технологические и управленческие (организационные и социальные) библиотечные инновации. Продуктные и управленческие инновации подчеркивают уникальность деятельности библиотеки. Технологические нацелены на сглаживание различий и расширение возможностей библиотек по использованию совокупных информационных ресурсов. Они обусловливают необходимость создания новых услуг/продукции, применения новых методов управления персоналом и библиотекой в целом.

По уровню новизны инновации подразделяются на улучшающие (модифицирующие) и базисные (радикальные). Улучшающие инновации предусматривают модификацию существующих объектов: услуг/продукции, технологии, организационных и социальных приемов управления. При этом предполагается постепенное их обновление с использованием преимущественно собственных возможностей и поддержки уже сложившейся социальной системы. Особое воздействие на перестройку всей системы управления организацией оказывает реализация базисных инноваций. Базисные инновации предусматривают технологическую модернизацию библиотеки на основе новых информационных технологий, требующих перестройки всей системы ее функционирования. Использование принципиально новых подходов, технологий, замена старых объектов новыми, как правило, вызывают необходимость во внедрении комплекса взаимосвязанных новшеств, так называемых инновационных кластеров. Кластером в инноватике называется совокупность инноваций, сконцентрированных на определенном отрезке времени и в определенном пространстве как целостной системы новых продуктов, технологий и организационных преобразований. Базисные инновации должны осуществляется на основе кластерных стратегий, то есть применения взаимообусловленных и взаимосвязанных инноваций различных видов. Это позволяет упорядочить инновационные процессы, направить их на достижение главных целей организации. Разработка кластерных стратегий является одним из основных условий эффективности базисных инноваций, перспективным направлением развития инновационной деятельности библиотек. Инновационный кластер как «цепь» взаимосвязанных инноваций применим при изменении любых объектов жизнедеятельности библиотеки, при базисных технологических инновациях возникает необходимости в разработке взаимосвязанных инновационных кластеров (кластерных стратегий). Именно базисные технологические инновации наиболее актуальны для современных библиотек. Внедрение автоматизированных средств учета и обработки информации обязательно повлечет изменение всех технологических процессов, отразится на комфортности библиотечной среды, повлечет изменение (расширение или сокращение) традиционных функций отделов библиотеки, поведения сотрудников, качества их деятельности. При этом совершенствование одного отдельно взятого направления, без учета его связей, совсем не обязательно приведет к улучшению деятельности библиотеки в целом. Социальные и организационные инновации распространяются на внутреннюю «жизнь» библиотеки, касаются средств и способов управления, развития творческих способностей, методов формирования инновационной культуры. Они в большей степени, чем продуктные и технологические инновации, основаны на традициях библиотеки, зависят от позиции ее руководителя, его активности, личностных и деловых качеств как лидера и организатора перемен.

Наши рекомендации