Тема 3. Инновации как ресурс развития предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере

В практике современного менеджмента предпринимательская деятельность теснейшим образом связана с новаторством. Любая существующая организация – коммерческая фирма, больница, клуб , библиотека быстро приходит в упадок, если оказывается невосприимчивой к инновациям. Мало того любая новая организация терпит крах, если в ней не обеспечивается должный уровень управления. Известно, одной неспособности к инновациям вполне достаточно для нарастания кризисных явлений в любой из «старых» организаций. Одной лишь неспособности к эффективному управлению вполне достаточно для краха нового начинания, утверждает Питер Друкер.

Современная цивилизация вступила в эпоху инноваций, которая рождается не только в технике, технологии материальной сферы, но и социальной сфере, культуре и искусстве. По мнению П. Друкера социальные инновации намного важнее, чем «любые научные и технические изобретения» [25 ].

Предприниматель определяя свое видение того, каким путем будет действовать организация использует инновации товара ( услуги или продукта), социальные услуги, технологические и управленческие инновации.

По определению «инновация»- это нововведение, изменение, новый порядок, новый метод, изобретение, новый обычай, новое явление и т.д.

Новшествоопределяется как оформленный результат исследований

( фундаментальных, прикладных, или разработок и проектов, экспериментальных работ). Они оформляются в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, передового опыта документации на новый или усовершенствованный ) продукт, технологию или услугу, результаты маркетинговых исследований;

Новация, новшество- продукт интеллектуальной собственности, созданный путем нахождения нового решения проблемы или задачи. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, новое явление, изобретение и т.д.

Инновационый процесс- взаимосвязанный логически выстроенный путь достижения цели создания новшества, инновации. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением новшеств и инноваций и представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений.

Инновация (innovation) - английский термин новшества, новации и инновации объединяющий смысл двух понятий – новшества и нововведения

и как явления, и как процесса. Они - результат творческого процесса в виде новых потребительных стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навыков. При этом новшество понимается как прибыльное использование нового в виде технологий, продукции и услуг, организационно-технических, социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного и иного характера.

Инновационная деятельность- создание и распространение и использование инноваций и новшеств.

Инновационный проект, инновационный план – утвержденный инновационный проект, отражающий все аспекты создания новшества в установленные сроки и ограниченный необходимыми ресурсами.

Инновационный менеджмент – вид стратегического менеджмента, синтез на основе таких наук как экономика, экономико-математические методы, экономический анализ, маркетинг, финансовый менеджмент, управление персоналом и др., нацеленный на активизацию инновационной деятельности. Наука внедрения и управления новшествами и инновациями, процесс управления инновациями.

В условиях рынка как системы экономических отношений – купли-продажи товаров , в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества , инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств( новаций); инвестиции - рынок капитала (инвестиций), нововведения ( инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности.

Рынок новаций, ноу-хау,на котором в качестве объекта купли- продажи функционируют новшества и инновации, на которые распространяются авторские права и оформление в соответствии с законодательными и нормативными актами, а также обладающие правом на данное новшество или инновацию.

Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации.

Тема 3. Инновации как ресурс развития предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере - student2.ru

Рис. 3.1. Система сбалансированных показателей организации

Можно утверждать, что перед предпринимателем стоит задача получать максимальную отдачу от инвестиций и технологий. Для этого важно, как минимум, выделить 5 составляющих действий:

1) определение цели и стратегии предпринимательской деятельности организации;

2) определить значение R&D;

3) определить масштабы R&D-деятельности;

4) оценить результаты R&D;

5) найти точки соприкосновения науки и управления.

Социально-культурная сфера, как и все современные области человеческой деятельности, живет среди изменений и вынуждена меняться сами, ради приспособления к обстоятельствам и событиям вокруг них и в них самих чтобы не только выжить, но расти и развиваться. Надо признать, что, прежде всего речь должна идти о необходимости серьезно изменить самого работника, что позволит ему адаптироваться к меняющимся условиям.

Причинами изменений могут быть:

-снижение спроса на какие-то конкретные виды продукции и услуг;

-слияние компаний, занимающихся розничной торговлей ( что создает условия для мнополизации и повышению цен);

- общий спад активности в копаниях, занимающихся розничной продажей, что в свою очередь может быть связано с изменением курса валют;

-изменение предпочтений потребителей, например, общественно значимое увеличение заботы о здоровье;

-появление новых технологий, новых видов товаров ( продуктов и услуг), например домашних персональных компьютеров и аксессуаров к ним);

- смена местного или общенационального руководства;

-стихийные бедствия как естественного ( землетрясения, пожары, наводнения, ураганы и др.), так и техногенного ( аварии на производстве или жилищно-коммунальной сфере) происхождения.

При этом следует учитывать, что изменения могут происходить на индивидуальном уровне, на уровне группы (например отдела, сектора, творческого коллектива), организации в целом, а также на более высоком уровне ( отрасли, региона, страны или всего государства. Сложность осуществления и длительность реализации зависят от уровня проявления изменений.

Высокая степень свободы творческого человека, художника в сфере культуры и искусства на индивидуальной уровне нововведение может быть осуществлено мгновенно, например, при создании творческого продукта. Однако изменения могут происходить в течении более длительного времени – создания масштабного творческого произведения могут понадобиться месяцы, а иногда и годы. Особенностью данного инновационного процесса заключается в том, что борьба вокруг нововведения, перебор аргументов «за» и «против» происходит внутри самого художника, а потому может быть как ограничен, так и не ограничен во времени.

На уровне малой группы ( творческого коллектива, клубного формирования и т.п.) в которой все члены хорошо знают друг друга возникают новые аспекты, связанные с борьбой отдельных членов «за» или «против» инновации. Достичь единства действий можно либо волевым решением (тогда будут недовольные, возможен явный или тайный саботаж) либо убеждением о пользе нововведения для каждого лично, либо дискуссией с приходом к компромиссу ( как правило оппоненты, поддержат данное нововведение в обмен на уступки в иных направлениях). Мгновенно решение не может быть принято, так как понадобится обсуждение как организованное (в виде собраний), так и в кулуарах. Возможно, что некоторые сотрудники покинут группу, либо по своей воле, либо под давлением руководства и/или коллектива.

На уровне организации в целом, даже если она малочисленна, как это бывает в большинстве учреждений культуры, процесс осуществления изменения еще более сложен и продолжителен, поскольку его идея должна овладеть не только высшим руководством , но всеми малыми группами, из которых состоит организация. Возможны противостояния различных частей организации, вплоть до забастовок и раскола организации на несколько.

Практика показывает, что преобразования на уровне государства могут занимать годы и десятки лет, а решение конфликтов может осуществляться в вооруженной борьбе, вплоть до гражданской войны.

До недавнего времени считалось, что инновации могут быть двух типов – экзогенными ( заимствованными из других культур) и эндогенными( возникшими в данной среде без влияния из вне). Кроме того, создание инноваций моно рассматривать тремя способами: 1) спонтанно; 2)стимулированной; 3) путем заимствования.

Спонтанная трансформация – это любая инновация, которая возникает внутри культуры за счет факторов ее собственного развития без влияний из вне. Исследователи считают что так возникает большинство систем письменности и стилей в искусстве.

Стимулированная трансформация - это новация, которая, не являясь прямым заимствованием, из какой-либо другой культуры, возникает под косвенным воздействием внешних обстоятельств. Такой характер носят изменения в ценностных ориентациях, связанных с распространением иностранных веяний в культуре. Примером могут быть влияние зарубежных телесериалов на молодежь современной России.

Заимствование – это инновация, которая связана с прямым внешним воздействием. Сюда исследователи относят распространение мировых религий, европеизацию одежды в странах Востока, заимствование систем письменности ( китайская иероглифика, латиница, кириллица) и лексические заимствования ( к примеру, слова «yes», «o,key» считаются многими как западными, так и восточными народами их собственной языковой принадлежностью). В наибольшей степени это свойственно распространению технических изобретений и усовершенствований, инноваций в области здравохранения и др.

Способность организации культуры к изменению во многом определяет саму возможность их развития. Если же внутренние или внешние обстоятельства создают в обществе те потребности, которые не могут быть удовлетворены на основе традиций данной системы, это открывает двери для их трансформации , а то и замещения заимствованными инновациями, причем , одно изменение как по цепочке тянет за собой и другие.

Говоря о важнейших функциях инноваций в сфере культуры необходимо отметить утилитарную. Она связана со степенью приспособления некой инновационной модели к культуре и нуждам общества. Как правило отбор такой инновации первоначально происходит в рамках сравнительно узкого круга специалистов, определенной профессиональной среде, нередко передаваясь по наследству. Таковы рецепты ремесленников, содержащие некий секрет изготовления изделия. Когда инновация приживается в высших кругах, она обретает престижно-знаковый характер. Так, романе А. и Б. Стругацких «Трудно быть богом» описывается как «Румат на балу извлек из-за обшлага изящный круженной платочек, и промокнул им губы. На следующем балу бравые гвардейцы уже вытирали потные лица большими и малыми кусками материи разных цветов, с вышивками и монограммами. А через месяц появились франты, носившие на согнутой руке целые простыни, концы которых элегантно волочились по полу»[ 51 с. 339.].

Вместе с тем можно привести массу примеров, когда инновация приживается трудно, не без противоречий и издержек. Ее вхождению в культуру всегда препятствуют традиционные представления, принятые в обществе. Инновация в таких случаях воспринимается как нарушение «универсальных» для данного этноса правил. Особенно это заметно в культуре современной России. Значительная часть специалистов, работая в этой сфере, ориентирована на достаточное бюджетное финансирование деятельности учреждений культуры. Однако переход на новые экономические (рыночные) отношения, поставил учреждения культур перед необходимостью заниматься платными услугами для пополнения своего бюджета, иными словами развивать предпринимательскую деятельность. Этот процесс длится в России уже более 20 лет.

Тем не менее, проявляются два способа отправления инновации: «закон подражания» и «закон противопоставления».

Закон подражания предполагает внедрение инноваций, уже получивших успех в отдельных организациях культуры. Кроме того, организации могут стараться эти инновации модифицировать, адаптировать к особенностям данной организации и привычным для нее стандартам. Этому способствуют современные информационно-коммуникативные технологии, и СМИ, доступность и легкость путешествий и миграций.

Закон противопоставления прослеживается в динамических этносах. Он предполагает отторжение опыта предыдущего поколения и возвращение более раннего опыта, но в сочетании с какими-то новыми элементами. Примером может служить нанесение татуировок и пирсинга современной молодежью, что было свойственно африканским, индейским и другим племенам. И тот и другой способы внедрения инноваций имеют нечто общее, а именно- появление вариантов новых культурных «ответов на вызовы среды», наряду с ответами традиционными.

Достаточно долго такие инновации сосуществуют с традиционными элементами культуры, которые для большего количества потребителей являются приоритетными, причем инноваций может существовать одновременно довольно много: они воспринимаются уже спокойно, однако , все еще с некоторой настороженностью, но, тем не менее, существуют в социокультурной среде, образуя вокруг себя все новые и новые модификации и «дочерние» инновации. Может наступить момент, когда, либо сама инновация, либо ее «дочерняя» форма как бы «взрывает» аналогичную традицию, подменяя ее. Теперь уже относительная новизна воспринимается потребителями как нечто положительное. В результате признания равноправной и имеющая некоторое преимущество за счет своей относительной «новизны» и, следовательно, престижности инновации и ее модификация становятся «законными» и даже более предпочтительными, нежели аналогичные традиционные формы.

По мнению С.А. Арутюнова [30 ] , на пути вхождения инновации в культуру, она проходи четыре стадии: селекцию, воспроизведение или копирование, приспособление или модификацию и структурную интеграцию.

Селекция заключается в отвержении одних инноваций (внутренних или привнесенных извне) и в отборе других для последующего усвоения или переработки. Критерии такого отбора – необходимость в такой инновации в данной сфере культуры, а также возможность совмещения ее с традициями потребителей.

Воспроизведение ( копирование) – это ранняя «пробная» стадия вхождения инновации в культуру. НА этом этапе нововведение воспринимается как бы экспериментально принимается целиком, без каких-либо серьезных изменений. Но само это принятие неокончательно: оно может ограничиться кратковременной модой в определенных слоях общества и затем исчезнуть – в том случае, если она идет вразрез с тенденциями данной культуры. Так, повсюду копируются ночные клубы или восточные «техники тела».

В том случае, если инновация не воспринимается, начинается процесс ее модификации, «подгонки» под традиционные культурные формы, приспособления к специфике данного потребителя. Такой процесс двусторонний: в нем изменяется не только сама инновация, но и традиционные элементы традиционной культуры, вступающей с ней в контакт. «В культуре постоянно происходит фильтрование шаблонов, не соответствующих требованиям новых эталонов. Временно сохраняются лишь те стандарты культуры, которые каким-то образом видоизменяются в соответствии с этими требованиями»- пишет И.Е. Шершов [64, с 15.]

Последний этап усвоения инновации связанный с тем, когда она уже не воспринимается как инновация, превращается в часть социокультурной традиции- это этап структурной интеграции , который преобразует инновации во что-то «свое». В этом случае даже некогда заимствованный из другой культуры элемент может стать своеобразным признаком, знаковым выражением данной культуры или определенной субкультуры в ее составе: как нюхательный табак, ставший атрибутом американских фермеров, как трубка – характерный стереотип голландца, хотя оба этих предмета были переняты у индейцев. Таким образом, на стадии модификации нововведения начинают становиться частью местной культуры, изменяя ее и изменяясь сами.

Важнейшим источником для современной сферы культуры становится современная общемировая культура. Но закономерности восприятия из нее инноваций обладают определенной спецификой , в каждом отдельном случае связанной с особым психологическим складом народа, менталитетом, с потребностями его культуры и его традициями. Инокультурные воздействия приживаются в культуре только в том случае, если соответствуют ментальности и «картине мира» народа. Они никогда не остаются «чистыми», постоянно подстраиваются к духу народа и перерабатываются на свой лад. Если же точек соприкосновения с «душой народа» и с его культурой нет, то вступает в силе не процесс творческой переработки иновлияния, а процесс его отторжения.

Развивая предпринимательскую деятельность в социально-культурной сфере менеджмент должен учитывать рассматриваемую специфику создания, развития и внедрения инноваций.

Проблема, связанная с формулированием инновационных задач, заключается в измерении относительного воздействия и важности разных инноваций. Но как определить, что важнее: сотня незначительных, но находящих немедленное применение усовершенствований, касающихся упаковки продукта, или одно фундаментальное открытие в химии, которое через десять лет напряженного труда может в корне изменить характер бизнеса данной фирмы? Универмаг и фармацевтическая компания почти наверняка ответят по-разному. Впрочем, по-разному на этот вопрос могут ответить и две фармацевтические компании.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем особенности жизненного цикла инноваций в СКД

2. Дайте характеристики «продукт-инновация», «процесс-инновация», «социальная инновация»

3. Этапы зарождения и развития инновации

Наши рекомендации