Инновационное развитие СКС и Т как необходимая составляющая общественного прогресса. Инновации как механизм развития СКС и Т
Инновационное развитие социально-культурного сервиса и туризма как необходимая составляющая общественного прогресса
Изменение отношения к сфере социально-культурного сервиса и туризма в нашей стране, её развитие зависит во многом от улучшения экономического и социально-политического положения народа. И это закономерно, ибо только доступный широким массам населения социокультурный сервис может получить развитие. Вместе с тем, требуется и существенное преобразование общественного сознания. В настоящее время в сознании подавляющего большинства населения нашей страны и, самое главное, в сознании организаторов социально-культурного сервиса и туризма существует установка на то, что потребителями социокультурных и туристических услуг востребуются только те ресурсы, которыми располагает Москва, Санкт-Петербург и другие крупные города России.
Развитие социокультурного сервиса и туризма в стане невозможно в принципе без использования местных социокультурных и туристических ресурсов. Ведь развитие социокультурных услуг в крупных городах осуществляется под прессом мировой моды на духовные ценности и веяний, которые вносят интернациональную окраску в отечественный социокультурный сервис. Но если страна не относится к передовым странам мира (как, например, современная Россия), то она обречена на повторение устаревшей мировой моды, на утрату национальной самобытности. Изыскание же и использование местных ресурсов органически связано с национальным, региональным и прочим своеобразием социально-культурного сервиса и туризма. А такой сервис может быть интересен (при разумной его организации) не только отечественному, но и зарубежному потребителю, что выступает мощным двигателем развития отечественного социально-культурного сервиса и туризма.
В предстоящий период сфера организации отдыха в нашей стране должна превратиться в крупный комплекс хозяйства с развитой материально-технической базой. Более того, эта сфера, безусловно, будет выступать как база, формирующая вокруг себя специфический хозяйственный комплекс. Туристская отрасль оказывает серьёзное влияние на функционирование транспорта, энергетику, производство товаров народного потребления; будет способствовать переустройству работы торговли, связи,коммунальных служб, учреждений культуры, здравоохранения и т.д.
Известно, что развал экономики современной России, антинародная политика властей породили широкие антипатриотические настроения в народе, особенно среди молодёжи. Поэтому современная российская молодёжь, как показывают всевозможные опросы, чаще всею свое счастливое будущее не с улучшением жизни в отечестве, а с получением образования в России и эмиграцией в богатые страны Запада. Развитие же социально-культурного сервиса и туризма на основе использования местных ресурсов заставит молодёжь по-новому взглянуть на свою малую родину, увидеть её социальную и культурно-историческую значимость.
Таким образом, развитие социально-культурного сервиса и туризма является необходимой составляющей общественного как материального, так и духовного прогресса.
Инновации как механизм развития социально-культурного сервиса и туризма.
Развитие любой сферы общественной жизни может осуществляться как стихийно, так и сознательно. Стихийное развитие в сфере социально-культурного сервиса и туризма связано со случайным возникновением новшеств и внедрением их в практику (заимствование чего-то нового у других, например, зарубежных фирм, и внедрение этих идей в жизнь). Недостаток таких инноваций заключается в несистемности, в возможной противоречивости между разными компонентами социокультурной деятельности.
Сознательное развитие предполагает изначальное составление планов: отдалённого, ближайшего будущего и текущего развития фирмы (предприятия, учреждения). В этом случае планы предусматривают очерёдность развития тех или иных подразделений фирмы, этапов социокультурной и туристической деятельности (производства, распространения или потребления социокультурных услуг), направлений, форм, методов и т. д. Такое планирование развития системно охватывает все стороны социокультурной и туристической деятельности и позволяет учесть всё до последних мелочей.
Сознательное инновационное развитие представляет основной механизм, без которого уже немыслимо успешное развитие и процветание сферы социально-культурного сервиса и туризма.
В качестве основных составляющих данного механизма можно отметить следующие моменты.
1) многоаспектное планирование. Даже в краткосрочной перспективе успех в деятельности социокультурной или туристической фирмы невозможен без планирования как минимум финансовой сбалансированности различных направлений текущей деятельности. Развитие же фирмы на долгосрочную перспективу зависит от способности её руководителей и специалистов предвидеть изменения на рынке услуг и соответствующим образом адаптировать к ним деятельность фирмы,прогнозировать направление новых социальных услуг и заблаговременно налаживать их производство и предоставление потребителям.
Впланировании деятельности фирмы социокультурного сервиса и туризма выделяют обычно три вида: - текущее (операционное) планирование; - перспективное планирование, которое охватывает небольшой период времени (от нескольких месяцев до одного - двух лет); - стратегическое планирование распространяется на длительную перспективу (более одного - двух лет).
2) научные исследования и разработки. Любая сфера современной общественной жизни (и в т. ч. социально-культурного сервиса и туризма) не может развиваться в стороне от научно-технического прогресса. Каждый товар, каждая услуга заключает в себе какие-то результаты научных исследований прикладного характера. И чем выше научное содержание товара, услуги, тем выше их качество и потребительская ценность.
3) проверка инновационной деятельности на эффективность (экономическую, социально-культурную и т. д.), либо ее корректировка в свете выявленных недостатков.
Благодаря инновациям, достигается не только системность развития, но и обеспечивается научность, высокая техническая оснащённость и технологичность, эффективность. Инновации как механизм развития сферы социально-культурного сервиса и туризма выступают вместе с тем надёжной базой для неуклонного повышения эстетического, этического и иного духовного содержания социокультурных и туристических услуг.
Только через интеллектуализацию социокультурной сервисной сферы возможен вывод её на мировой уровень. Причём интеллектуализация должна быть направлена не на повторение пути, пройденного западным социокультурным сервисом, а на освоение техники и технологий будущего, на внедрение в практику интеллектуального потенциала, исторически накопленного Россией.