Классификация досуговых услуг. Платные досуговые услуги. Современная динамика развития досуговых услуг в России
Предприятия различных видов развлечений, отдыха и культуры разделяются условно на три группы.
1 театры и студии, кинотеатры всех видов и рангов, музыкальное обслуживание и оркестры, танцевальные залы, студии, музыкальные автоматы в местах общественного пользования.
2 предприятия, организующие активный отдых для населения, - плавательные бассейны, роликовые и ледяные катки, тиры, школы верховой езды, клубы игры в гольф, бейсбольные и футбольные клубы, площадки для игры в кегельбан, парки отдыха, прокатные станции лодок и каноэ, пляжи, стадионы, легкоатлетические поля и т. д.
3 всякого рода азартные игры.
К сожалению, в России не принято выделять досуговые услуги в отдельную группу, но относящиеся к ним по своей сути услуги включены в те или иные группы платных услуг «Общероссийского классификатора услуг населению».
Учитывая все вышеизложенное, была осуществлена, с определенной степенью условности, кл-ция досуговых услуг.
Основным признаком отнесения услуги в группу досуговых была принята ее принадлежность к развивающим и/или развлекательным услугам, потребляемым в св от работы и учебы время.
В подгруппу развлекательных досуговых услуг вошли услуги дискотек, ночных клубов, аттракционов, игорного бизнеса, различные шоу и спортивные зрелища, спортивная охота и рыбалка и т.п.
Подгруппа развивающих услуг имеет более сложную структуру и дополнительные классификационные параметры. С целью выделения конкретных видов развивающих услуг досугового характера был выбран параметр, характеризующий направление или цель развития. Такими целями стали:
1 тело (спортивно-оздоровительные услуги):
2 ум (информационно-консультационные услуги);
3 дух и общественное самосознание (религиозно-теософские и идеологические услуги);
4 вкус (эстетические услуга);
5 различные навыки (обучающие услуги), которые, в свою очередь, делятся на:
- профессиональные;
- хозяйственные;
- этические;
- эстетические.
По степени важности досуговых услуг можно выделить первостепенные (социально-значимые) и второстепенные услуги (в основном развлекательного характера).
Коммерческий сектор предлагает отдых, который можно определить как отдых, оплачиваемый самим отдыхающим и создающий прибыль для его организатора. Среди коммерческих предприятий индустрии отдыха в первую очередь отметим тематические парки, аттракционы и клубы. Платные досуговые услуги 1) Развивающие услуги:1) Спортивно-оздоровительные (услуги спортивных кружков и секций; услуги тренажерных залов);2) Информационно-консультационные (услуги библиотек и читальных залов; сетевые услуги – Internet; услуги видео- и аудио проката; услуги кабельного телевидения); 3) эстетико-познавательные (услуги кинотеатров; услуги театров и театральных услуг; услуги музеев и выставочных залов; услуги экскурсионных агентств); 4) религиозно-теософские (услуги различных организаций и сект; услуги по развитию экстрасенсорных возможностей); 5) социальные (услуги политических партий и организаций; услуги патриотических организаций и союзов; услуги экологических организаций).2) Развлекательные услуги: 1) услуги дискотек; 2) услуги ночных клубов; 3) услуги игорного бизнеса; 4) зрелищные услуги, шоу; 5) спортивная охота и рыбалка; 6) прочие.3) обучающие услуги: 1) Хозяйственные навыки (услуги кружков по домоводству; курсы по садоводству, огородничеству и животноводству; школы по обучению вождению автомобилей); 2) профессиональные навыки (обучение иностранным языкам; обучение компьютерной грамотности; обучение машинописи и стенографии); 3) этические навыки (обучение нормам поведения в обществе); 4) эстетические навыки (художественные кружки и студии; музыкальные кружки; театральные студии).
Идет активный процесс становления новых форм реализации свободного времени, суть которого в переходе от массовых к камерным формам. А это, в первую очередь, проявляется в некой элитарности ряда досуговых учреждений, недоступности их для широких слоев населения, Процесс этот объективен, а в условиях становления рыночной экономики и неизбежен. Именно этим фактором, в основном, и обусловлен рост объемов реализации платных досуговых услуг - увеличением потребления платных развивающих и развлекательных услуг высокодоходной частью населения. Массовые же формы реализации свободного времени, носящие, чаще, развивающий характер, на которые, в основном, были ориентированы многочисленные дома и дворцы культуры, клубы и центры досуга, прекращают свое существование. По данным статистики сеть клубных учреждений в России только в 1997 году уменьшилась на 2068 единиц. За пять последних лет в городах закрылось 3768 домов и дворцов культуры, в селах - 5256. Происходит существенное сокращение доли оказываемых ими услуг в общем объеме досуговых мероприятий. Не может быть полностью снята с повестки дня и проблема нового строительства объектов, оказывающих населению досуговые услуги развивающего характера. В России большое количество городов с населением свыше 100 тыс. человек не имеют театров, кинотеатров, клубных учреждений.