Понятие «туризм». Классификация туризма. Туристские ресурсы
Понятие «туризм». Классификация туризма. Туристские ресурсы
Классич. определение ВТО: это временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или проф.-деловых целях, но без занятий оплачиваемой работой в посещаемом месте. Это определение взято за основу в ФЗ «Об основах ТД в РФ». Классификация туризма:
1. по географич. критерию: международный (въездной, выездной); внутренний;
2. по числу участников поездки: индивидуальный, групповой;
3. по цели поездки: познават, оздоровит, лечебный, религиозный, образоват, деловой, эколог, этнический, спортивный, приключенческий и т.д.
4. по виду транспорта: авиац, автомоб, автобусный, ж/д, водный, прочие виды;
5. по возрасту участников: детский, молодежный, т-м среднего возраста, т-м возраста сеньоров;
6. по способу орг-ции поездки: плановый (организованный), самодеятельный (неорг.);
7. по источникам финансирования: коммерч, социальный;
8. по ритмичности тур.потоков: круглогодичный, сезонный (зимний, летний);
9. по продолжительности поездки: краткосрочный (туры выходного дня), среднесрочный, долгосрочный.
Другая классификация:
1) Для отдыха и развлечений;
2) В оздоровительных целях (минеральные воды);
3) Познавательный туризм (памятники, древности, ландшафты);
4) Сельский туризм (отдых в сельской местности);
5) Экотуризм (туризм, обеспечивающий минимальное воздействие человека на окружающую природу, заповедники, экологические мероприятия);
6) Ностальгический туризм (посещение мест проживания населения, встречи с родственниками, родные места);
7) Религиозный туризм (паломничество, познавательный туризм и специализированные туры, в которых объединяются паломники и экскурсанты);
8) Деловой туризм (бизнес-туризм, конгресс-туризм, интенсив-туризм).
ФЗ «об основах ТД в РФ» определяет тур. ресурсы как природные, исторические, соц-культ. объекты, включающие объекты тур. показа, т.е. все то, что способно удовлетворить дух. потр-ти т-та и восстановить его физ.силы. Тур. ресурсы – общее достояние чел-ва. Ресурсы делятся на 3 группы:
- природные – объекты тур. интереса: ресурсы биосферы (климат, ландшафт, флора, фауна);
- культурно-историч. – памятники природного наследия, мировые достопримечательности;
- трудовые – влияют на кач-во услуг и являются их частью. Это население трудоспособного возраста; капитальные (матер.- технич.) – ср-ва труда, созданные ч-ком для пр-ва с их помощью товаров и услуг: здания, сооружения и дороги, транспортные ср-ва, вычислительная техника и программные ср-ва.
Природные ресурсы туризма классифицируют:
1. по принадлежности к определённым компонентам природной среды (климатические, водные, лесные и т. д.).
2. по функциональному назначению (оздоровительные, познавательные).
3. по иссякаемости (иссякаемые: объекты охоты, рыбалки и неиссякаемые: солнце, морская вода).
по возобновляемости (возобновляемые: растения, животные и не возобновляемые: лечебные грязи, памятники культуры).
Необходимо наличие на территории вторичных ресурсов:
· Жилищный сектор (гостиницы, мотели, лагеря для автотуристов, пансионы и т.д.);
· Сектор общественного питания (кафе, рестораны, закусочные и т.д.);
· Сектор организации путешествий (агентства, организаторы экскурсий и т.д.);
· Транспортный сектор (воздушный и водный транспорт, поезда, автобусы и т.д.);
· Сектор развлечений;
· Информационный сектор (информационная туристическая сеть);
· Дополнительные услуги и сервисная система
Туроперейтинг в экотуризме
«Туроперейтинг» появился в 2001г. в теории организации тур. деятельности. Туроперейтинг – это вид туристической деятельности по организации туров, предоставлении различного рода услуг и вовлечение в сферу туристического обслуживания потребителей. Функции туроперейтинга: комплектация экотуров в соответствии с тур. спросом; разработка туристических маршрутов; составление программы обслуживания туристов; организация комплекса мероприятий по продвижению и продаже экотуров; покупка (оптовая/розничная) услуг по размещению, питанию, транспортному обслуживанию туристов.
Туроперейтинг делится по:
1. охвату территории (оператор массового рынка, специализированные операторы: по виду туризма, по направлению, по сегменту рынка, по средствам размещения, по транспорту);
2. по месту деятельности (местные туроператоры, выездные, туроператоры на приеме);
3. по организации приема (инициативные – отправляют туристов зарубеж по договоренности с рецептивным Т/О; рецептивные – обслуживают прием по договоренности с инициативным Т/О).
Инициативные туроператоры – это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или с туристскими организациями. Отличием их от туристских агентств, занимающихся исключительно продажей чужих туров, является то, что они занимаются комплектацией туристического продукта, состоящего из не менее чем трех услуг: - размещение; - транспортировка туристов; - любая другая, не связанная с вышеназванными, услуга.
Рецептивные туроператоры – это туроператоры на приеме, то есть комплектующие туры и программы обслуживания туристов с использованием прямых договоров с поставщиками услуг (гостиницами, организациями питания, досугово - развлекательными учреждениями и так далее).
Проектирование экотуров – это согласование возможностей тур. организации, специализирующегося на организации экотуров, с запросами туристов. Правовая основа ФЗ «Об основах тур.деятельности в РФ», ГОСТ «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование тур. услуг». Согласно правовому полю все услуги делятся на: обязательные (безопасность жизни, здоровья, сохранность имущества туристов, охрана ОС) и рекомендуемые (соответствие назначению, точность и своевременность исполнения, комплексность, этичность, эстетичность, комфортность, эргономичность).
Внешние микро- и макросреды маркетинга. Понятие внешней микросреды маркетинга и ее структура. Цели, задачи и методы анализа микросреды. Понятие макросреды маркетинга, ее структура Основные показатели. Цели, задачи и методы анализа макросреды
Среда маркетинга – это совокупность отношений, складывающихся внутри туристского предприятия и его взаимодействия с внешними экономическими субъектами. Таким образом, маркетинговая среда делится на внутреннюю составляющую (по которой можно судить о потенциале предприятия и тенденциям его развития). Внешняя среда позволяет судить об особенностях туристского предприятия и месте, которое оно занимает.
Макросреда создает обязательные условия, в которых находится тур.предприятие. Она определяется следующими факторами:
1. демографическими;
2. экономическими;
3. природными;
4. социально-культурными;
5. научно-техническими;
6. политико-правовыми.
Внешняя маркетинговая среда представляет собой совокупность «не поддающихся контролю» сил, с учетом которых фирмы и должны разрабатывать свои комплексы маркетинга. Маркетинговая среда слагается из микросреды и макросреды.
К основным составляющим внешней среды относятся: конкуренты, смежные предприятия, рыночные посредники, потребители (это группа пользователей тур.продукта, получающая пользу, эффект).
Внешняя микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями.
Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду. Макросреда слагается из шести основных сил: демографические (старение, рост бессемейных хоз-в, географич.миграция, возросший уровень образования), научно-технические (ускорение науч.-тех.прогресса, появление безграничных возможностей, рост ассигнований на НИОКР, ужесточение гос.контроля за доброкачественностью и безопасностью товара), политические (зак-во по регулированию предпринимательской д-ти), экономич. (покупательная способность людей, хар-р распределения доходов), природные (дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергии, рост загрязнения среды), факторы культурного окружения (стойкая приверженность основным традиционным культурным ценностям, субкультуры в рамках единой культуры, отношение людей к самим себе, взаимоотношения людей друг с другом, отношение людей к общественным институтам). Фирма и ее поставщики, маркетинговые посредники, клиентура, конкуренты и контактные аудитории функционируют в рамках макросреды сил, которые либо открывают новые возможности, либо грозят фирме новыми опасностями. Эти силы представляют собой те самые «не поддающиеся контролю» факторы, за которыми фирма должна внимательно следить и на которые должна реагировать.
Только учет всех внешних факторов поможет предприятию выжить в нынешних нелегких условиях.
Содержание инновационных процессов. Инновация как противоречие единства старого и нового, как процесс разработки внедрения нового
Содержание инновационных процессов
Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию. Он представляет собой последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от замысла, идеи до конечного продукта, технологии, услуги, получающих практическое использование в социокультурном сервисе. Он включает в себя процессы распространения новшества, его совершенствования за счёт приобретения новых потребительских свойств, повышения эффективности, улучшение качества услуги и т.д.
В сфере социально-культурного сервиса и туризма наиболее общая градация инновационного процесса может быть следующей:
- ранняя стадия – от возникновения идеи до её технико-технологической проработки;
- средняя – от технико-технологической проработки до подготовки и организации производства новых социокультурных услуг;
- заключительная – до практического предоставления и потребления новых социально-культурной услуги.
Иначе говоря, в инновационном процессе выделяются три стадии: исследования и разработки, освоения, предоставления и потребления новых социокультурных услуг.
Инновация как противоречие единства старого и нового
По своей наиболее общей (философской) сути инновация представляет переход от старого к новому. Важно правильно понимать не только конкретный механизм инновации, но и её философскую сущность.
Противоположными философскими трактовками перехода от старого к новому являются диалектическая и метафизическая. И та, и другая опираются на реально существующие в природе и в обществе две противоположные формы уничтожения новым старого, коротко говоря, два вида отрицания: внешнее и внутреннее. Внешнее отрицание представляет собой полное уничтожение старого в процессе воздействия на него какой-либо внешней силой (например, размол зерна на мельнице). Внутреннее отрицание - это уничтожение старого за счёт его саморазвития, это самоотрицание старого (например, уничтожение зерна вследствие того, что из него выросло растение). С философской точки зрения внешнее отрицание можно назвать метафизическим, а внутреннее - диалектическим. Метафизическое понимание нового является упрощённым, односторонним, примитивным. Хотя оно может иногда вести к успешной деятельности, чаще всего оно не в состоянии помочь правильно понять системные, сложно-динамические процессы и потому обеспечить успех конкретной деятельности новатора. И напротив, диалектическое понимание связи между старым и новым есть глубокое, многостороннее и правильное. Оно позволяет адекватно отразить не только простые, но и сложные системно-динамические процессы, и благодаря этому правильно ориентироваться в конкретной инновационной деятельности.
Диалектическая связь между старым и новым характеризуется категорией «диалектическое снятие». Оно означает, что:
1) старое в процессе отрицания новым уничтожается не полностью, а только в той части, которая устарела и не соответствует потребностям нового;
2) сохраняющаяся часть старого воспринимается новым, ибо в той или иной мере способствует формированию нового;
3) в процессе возникновения нового сохраняющаяся часть старого органически включается в структуру нового, т. е. между ними и другими элементами нового устанавливаются разнообразные связи (структурные, системные, функциональные и пр.);
4) часть старого, включённая в структуру нового, получает в нём своё развитие и выходит на более высокий уровень в сравнении с тем, на каком она находилась в рамках старого.
При отражении (познании) процесса рождения нового возможны его самые различные трактовки, обусловленные, в конечном счете, интересами отражающих субъектов (индивидов, разных социальных групп). Если субъект заинтересован в рождении нового, то оно представляется ему закономерным, необходимым, неизбежным. Новизна для него очевидна и преимущества её перед старым несомненны. Если же субъект не заинтересован в рождении нового, то ни новизны, ни преимуществ в рождающемся явлении, процессе он не видит, либо оно кажется ему псевдоноваторским, повторением того, что уже было, а потому совершенно случайным, незакономерным и ненужным. При этом незаинтересованный субъект, естественно, встаёт на метафизическую позицию, упрощая саму суть нового явления, процесса. И напротив, заинтересованный в новом субъект стремится к диалектическому пониманию нового.
Диалектика взаимодействия интересов в отражении ими процесса рождения нового может оказаться совсем иной в процессе оценки и дальнейшего внедрения в жизнь. Причём в отражении (понимании) нового субъекты всегда стремятся к максимальной объективности. Поэтому на данном этапе, как правило, наибольшее воздействие оказывают экономические интересы субъектов как самые фундаментальные и материальные. Наибольшее действие иных интересов встречается довольно редко.
Таким образом, социально-философский уровень исследования диалектики старого и нового, инноваций предполагает учёт всех факторов, влияющих на инновационное поведение социальных субъектов (индивидов, малых и больших социальных групп), а также тех, которые составляют объективные условия деятельности субъектов (природные, экономические, технико-технологические, политические и т. д.). В сложной диалектике их взаимодействия направляющей силой, своеобразным компасом выступает общефилософская ориентация субъекта (не обязательно даже осознаваемая им) - диалектическая или метафизическая.
Наконец, специально-научный уровень как конкретизация социально-философского понимания противоречивого взаимодействия старого и нового, процесса, инновации существует в рамках социокультурного знания вообще и сервисного в частности.
Инновация как процесс разработки и внедрения нового
Совокупность всех видов деятельности, связанных с разработкой и внедрением инновационной продукции образует инновационную сферу. Однако в неё входят не только различные вида деятельности производителей и потребителей инновационной продукции. Сюда включаются и соответствующие организации, фирмы, объединения, которые осуществляют инновационную деятельность на любом этапе инновационного процесса. Они составляют инновационную инфраструктуру.
Конечной целью формирования инновационной структуры в сфере социально-культурного сервиса и туризма является развитие социального сервиса и туризма в интересах общества, повышения культурного уровня населения, улучшения жизни людей.
Совокупная деятельность организаций обеспечивает осуществление инновационного процесса, в котором можно выделить ряд последовательных стадий.
1. Определение целей инновационной деятельности. При этом возможны два пути:
а) цель определяется самой социально-культурной сервисной практикой. Функционирование социокультурной сервисной фирмы, организации обнаруживает проблемы, требующие инновационной деятельности, сулящей радикальное преобразование фирмы.
б) цель порождается новыми научными достижениями из самых разных областей знания.
2. Стадия разработки новшества, которое может существенно повысить качество социально-культурного сервиса и туризма в целом либо в какой-то его части. Определяющее влияние на создание новшества оказывает уровень научного обеспечения.
3. Стадия внедрения новшества в социально-культурную практику, т. е. превращения новшества в инновацию. Она складывается из ряда необходимых этапов на пути продвижения нового в жизнь: обоснования применимости и эффективности новшества именно в данном виде и т.д.
4. Стадия использования инновации в социокультурной сервисной или туристической деятельности. Данная стадия выявляет, прежде всего, недостатки и ошибки процесса внедрения новшества, позволяет довести до необходимого совершенства нововведение и в какой-то мере обнаружить возможности дальнейшего развития данной социокультурной услуги.
Инновации в туризме
По экономическим показателям он занимает второе место после нефтеперерабатывающей отрасли, по числу рабочих мест он знимает первую позицию. По данным ВТО в этой сфере ежегодно создаётся около 3 млн. новых рабочих мест.
Новшествами в туризме выступают те или иные туристические услуги: культурно-исторические памятники; всевозможные достопримечательности как общественного, так и природного характера; интересные в разных отношениях (в эстетическом, климатическом, познавательном, для отдыха или развлечений и т. д.) уголки природы; своеобразие образа жизни, нравов, обычаев, кулинарии, празднеств самых разных народов мира; привлекательные формы отдыха и развлечений и т. д.
Однако освоение туристических ресурсов может быть как быстрым, так и долговременным в зависимости от масштабов того или иного ресурса. Поэтому инновационная деятельность в туризме связана как с текущим планированием, так и с перспективным проектированием, с их взаимодействием.
Исходной основой для инновационной деятельности в туризме является вербальная модель тура, которая предлагает ответы на следующие вопросы.
1. Кто планируемый потребитель тура?
2. На какие материальные возможности рассчитан тур?
3. Каков возрастной состав туристов?
4. Планируемый вид туризма?
5. Какие туристические ресурсы берутся за основу для разработок тура?
6. Почему предполагается, что разработанная модель тура будет успешной?
7. Каковы слабые места разработанной модели тура?
Данный пример взят из методического пособия Т. П. Кавериной. Тур на 8 дней.
Специалист в области туризма должен быть творческим работником. Только в этом случае он сможет, с одной стороны, успешно решать задачи инновационного развития своей фирмы, а с другой – реализовать личную карьеру. Отсюда важная задача, которую должно решать образование в области скс и т – это развитие творческих способностей студентов.
55. Инновационный проект в социально-культурном сервисе и туризме Сущность и содержание инновационного проекта
Перспективный ИП представляет собой сложную систему взаимообусловленных, взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение системного результата в развитии сервисной социокультурной или туристской фирмы либо предоставляемых ею услуг. ИП всегда связан с внедрением каких-то новшеств в практику социокультурного сервиса. Выделяют следующие типы проектов:
Модернизационный – когда представляемая с-к или т услуга существенно меняется за счёт добавления новых качеств или вообще заменяется принципиально иной услугой.
Новаторский – когда в деятельности с-к и т деятельности фирм используется принципиально новые техника и технология.
Опережающий – когда фирма внедряет в свою деятельность такую культурную или туристскую услугу, которая нигде, никогда и никем не предоставлялась.
Пионерский – когда появляются ранее не существовавшие материальные и духовные блага, выступающие объектом социокультурного потребления; новые конструкции и технологии, которые выполняют прежние либо даже новые функции в скс и т.
С точки зрения масштабности решаемых задач ИП в сфере скс и т могут быть разделены следующим образом:
1) монопроекты – проекты, выполняемые одной фирмой, связанные с постановкой однозначной инновационной цели (конкретной услуги, определённой технологии и т. д.);
2) мультипроекты выполняются рядом фирм, каждая из которых обрабатывает и внедряет свою часть единого согласованного проекта;
3) мегапроекты – это многоцелевые проекты, но связанные одним деревом целей, которое направлено на существенное преобразование всей либо подотрасли скс и т.
По выполняемым объёмам работ и продолжительности ИП подразделяются обычно на краткосрочные (до 2 лет), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (более 5 лет).
Основными разделами перспективного ИП являются:
1) содержание и актуальность инновационной проблемы (идеи);
2) дерево целей проекта;
3) система мероприятий по реализации дерева целей проекта.
Первый раздел предполагает краткое изложение сути тех новшеств, которые планируются ввести в сервисную практику социокультурной и туристской фирмы.
Второй раздел Дерево целей – это комплекс задач с распределением подцелей. При разработке дерева целей необходимо придерживаться следующих правил:
1) выделить основную цель.
2) выделить самостоятельные цели, которые помогут основной цели.
3) необходимо как можно точнее формулировать подцели, т. к. от их реализации зависит достижение основной цели.
4) необходимо минимизировать количество целей и подцелей.
5) надо ранжировать цели, т. е. определить ранги целей по степени реальной важности и их уровень в дереве целей.
Третий раздел. Содержание данного раздела складывается из следующих элементов:
1. Разработка плана мероприятий по реализации проекта. По каждому мероприятию необходимо определить исполнителей, необходимые ресурсы и сроки; осуществления.
2. Разработка графиков (четкого плана действий).
3. Выполнение работы.
4. Контроль за выполнением работ и соблюдением графиков.
5. Корректировка графиков, содержания выполняемых работ и даже плана мероприятий по реализации инновационного проекта, если в этом возникает необходимость.
Творчество в профессиональной деятельности специалиста в сфере СКС и Т. Традиции и новаторство в СКС и Т. Творчество – двигатель развития СКС и Т. Творчество как необходимая характеристика специалиста
Традиции и новаторство
Конкретное решение проблемы традиций и новаторства можно выразить в тех требованиях:
- Необходимо ценить труд и материальные достижения предшествующих поколений.
- То, что берётся из наследия прошлого, не может быть использовано без определённых преобразований.
- Учитывая цикличность многих процессов общественной жизни надо использовать старое в качестве основы, существенного момента при созидании нового.
Новаторство, созидание нового при инновационном развитии скс и т тоже требует соблюдения определённых условий:
- новое всегда следует рассматривать в контексте исторического развития общества в целом, духовной культуры, сферы скс и т, конкретного вида социокультурных и туристских услуг;
- правильное понимание сути нового должно исходить из оценки его содержания, а не внешних, формальных черт, сторон, качеств;
- истинно новое отличается от старого как по содержанию, так и по форме, ибо новое содержание всегда требует соответствующей ему формы.
Творчество – двигатель развития СКС и Т
В настоящее время ни одна вещь, ни один процесс, ни одна услуга в жизни людей не обходятся без предварительной профессиональной, всесторонней творческой проработки.
В сфере скс и т творчество превратилось в постоянно действующий двигатель развития. В современном мире без инновационного творчества невозможно приобрести конкурентные преимущества на рынке с-к и т услуг.
Творчество является необходимым средством развития и содержания в деятельности социокультурной сервисной фирмы:
- При внедрении новой социокультурной услуги качественно меняется содержание, что позволяет говорить о принципиальной новизне услуги.
- При использовании культурно-исторических событий, явлений, реальных предметов и т. п. в социокультурном сервисе происходит творческий процесс конструирования услуги.
- Изменение содержания социокультурной услуги может происходить в результате внедрения новой техники или технологии.
Творчество как необходимая характеристика специалиста
Творчество как важнейшая и необходимая характеристика менеджера по инновациям в сфере скс и т есть показатель его ума. У менеджера по инновациям должен быть, прежде всего, творческий ум. Выражением такого ума являются следующие качества.
1. Самостоятельность мышления (умение выдвигать новые идеи услуг, технологий и т. д), способность находить неординарные решения в кризисных ситуациях.
2. Смелость мысли (ответственность за принимаемые решения), не надеяться на других, не перекладывать решение важных вопросов на других и т. п.
3. Сознательное усвоение и творческая переработка опыта, накопленного другими в сфере скс и т, в инновационном менеджменте. Чем больше специалист усвоил опыт других людей, тем больше у него будет шансов не изобретать велосипед, тем прозорливее он будет в видении нового, в принятии нестандартных решений.
4. Широта ума характеризует объём знаний не только в профессиональной сфере, но и в смежных областях.
5. Глубина ума – умение постигать сущность вещей, явлений, процессов, видеть закономерности и тенденции их развития.
6. Гибкость ума выражается в умении ассоциативно связывать разные области знания, мыслить по аналогии, быстро переходить от одних действий к другим с целью адаптации к изменениям рыночных условий.
Вторая сторона творческого специалиста – его интуиция. Если ум представляет сознательную сторону творчества, то интуиция – бессознательную. Интуицией обозначают в науке то, что в обиходе называют шестым чувством, внутренним голосом.
Интуиция является необходимой стороной профессиональной деятельности творческого специалиста в любой сфере общественной жизни. Интуиция должна постоянно взаимодействовать с сознательными, логическими размышлениями.
Организация и управление социокультурным творчеством. Основные принципы управления творческим коллективом. Планирование социокультурного творчества
Оптимальная величина группы составляет 7-8 человек. Успех в деятельности творческого коллектива во многом зависит от того, соблюдаются ли в управлении следующие основные принципы.
1. Принцип информативности о существе проблемы. Деятельность работников в творческом коллективе связана друг с другом.
2. Принцип превентивной оценки работы требует при обнаружении каждого новшества производить тотчас же и его оценку.
3. Принцип инициативы снизу, т. е. ни одна идея, ни одно замечание, поступающее от разработчиков проблемы не должны оставаться без внимания руководителя творческой группы, какими бы «дикими» ни казались они ему.
4. Принцип тотальности означает, что каждый работник творческой группы должен быть вовлечён как в общие, так и во все частные вопросы инновационной проблемы.
5. Принцип перманентного информирования. Руководитель коллектива должен систематически информировать всех работников как о достигнутых успехах в решении творческой задачи, так и о трудностях, осложнениях и т. п.
6. Принцип непрерывности деятельности.
7. Принцип индивидуальной компенсации. Постоянно заботясь о материальном и материальном стимулировании творческих работников, руководитель должен учитывать индивидуальные особенности каждого в его потребностях, интересах, ценностных ориентациях.
8. Принцип учёта типологических особенностей восприятия инноваций различных людей. Энтузиастов, рационалистов, нейтралов, скептиков и консерваторов.
Планирование с-к творчества
Руководитель, составляющий план работы творческой группы, должен быть не просто высококвалифицированным специалистом в области скс и т, но и уметь предвидеть, быть хорошим организатором коллективного труда.
Можно выделить следующие наиболее важные задачи, которые должен решать руководитель творческого коллектива в процессе планирования его работы.
- Исходной основой для текущего планирования должен служить перспективный план инновационного развития фирмы, работающей на ниве скс и т.
- Системный подход к планированию означает, что составитель должен учесть все этапы, элементы, организацию творческой деятельности.
- Проведение в группе регулярных совещаний для решения конкретных постоянно возникающих задач (обсуждение достигаемых каждым работником результатов, оценка дальнейшего исследования и т. д.).
План работы творческой группы принято составлять с введением следующих разделов.
1. Организационная часть. Мероприятия по формированию творческой группы, проведение инструктажей, создание необходимой материально-технической базы, определение конечных целей, выдача индивидуальных заданий.
2. Информационное обеспечение. Поиск информации в библиотеке, в Интернете, в архивах и т. д.; знакомство с новейшей информацией на конференциях, семинарах, выставках и т. д.
3. Экспериментально-конструкторская работа (научно-исследовательская, прикладная, опросы т.д.).
4. Исследовательско-внедренческие мероприятия.
5. Пропаганда достижений творческой группы.
Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам: валидность, надежность, однозначность, точность
1. валидность (полноценный, пригодный, соответствующий) – характеристика психодиагностической методики как валидной свидетельствует о ее соответствии и пригодности для оценивания именно того психического качества, для которого она предназначается. Валидность может быть теоретической и практической. Теоретическая определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым посредством других методик. Практическая проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. Валидность может быть внутренней и внешней. Внутренняя означает соответствие содержащихся в методике заданий, суждений и т.п. общей цели и смыслу методики в целом. Внешняя = практической.
Рассмотрим критерии, по которым можно практически судить, является ли данная методика валидной или нет:
1. поведенческие показатели
2. достижения испытуемого в различных видах деятельности – учебной, трудовой и т.п.
3. данные, свидетельствующие о выполнении различных контрольных проб и заданий.
4. данные, получаемые при помощи других методик – валидных, связь которых установлена с проверяемой методикой.
2. надежность – характеризует возможность получения с помощью методики устойчивых показателей. Надежность можно установить 2 способами:
1. путем сравнения результатов, получаемых при помощи данной методики разными людьми.
2. путем сравнения результатов, получаемых при помощи применения одной и той же методики в идентичных условиях.
3. Точность – отражает ее способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства. Чем точнее методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества.
4. Однозначность – характеризуется тем, в какой степени, получаемые с ее помощью данные, отражают изменения именно и только того свойства, для оценивания которого данная методика применяется.
Кроме применяемой методики на результаты психодиагностики влияют и другие факторы:
- возраст испытуемого
- индивидуальная или групповая форма проведения диагностики
- ситуация в диагностике
- поведение экспериментатора во время диагностики
- время проведения тестирования
Теоретико-методологические подходы к исследованию личности: психоанализ (Фрейд, Юнг и др.), гуманистическая психология (Маслоу, Роджерс и др.), гештальтпсихология (Вертгеймер, Коффка и др.), динамическая теория поля Левина.
I. Психоан-з. Возн. в к. 19 в., основоп-к – З. Фрейд. Основыва-ся на положении о том, что повед-е ч-ка опр-ся не только и не столько сознанием, сколько бессозн-но. Осн. м-ды иссл-ия: м-д своб-х ассоциаций, гипноз, толков-е снов, ошибочных д-ий. В основе концепции лежит 3х уровневая стр-ра лич-ти:
СВЕРХ Я – носитель моральных запретов↓
Я или сознание
↑
ОНО – бессозн-ная часть психики
сублимация + ← защит-ые мех-змы → – неврозы
Дост-ва конц-ии Фрейда:
1. вкл-л в объект иссл-ия пс-гии сферу бессозн-го;
2. предложил конкр. м-ды его изуч-я;
3. дал начало иссл-ию внутриличн-х конфл-ов;
4. иссл-вал роль мотивационных фак-ров, как регуляторов чел-го повед-я.
Недост-ки концепции Фрейда:
1. преувеличил роль секс-ой сферы в жизни и психике ч-ка;
2. ч-к понимался в основном как биол. сущ-во, кот. нах. в состоянии непрерывной войны с общ-вом.
Уч-ком и последователем З.Ф. был К.Юнг. Он выделил в стр-ре лич-ти 2 вида бессозн-го:
1. Индив-ое: отражает личностный опыт отд. ч-ка и состоит из переживаний, кот-ые кагда-то были созн-ми, но потом из-за забвения или подавл-я утратили свой созн. хар-р.
2. Коллек-ое: это более глубокий слой чел-ой психики, кот. сост. из психический первообразов или архитипов, предст. собой скрытые следы памяти чел-го прошлого
Юнг выд-л неск. типов л-ти:
1. экстраверсия– интроверсия,
2. рациональный– иррациональный,
3. мыслительный–рациональный,
2. ощущающий–интуитивный.
II. Гуманистическая пс-гия. Возн-ет в 50-60 гг. 20 в.. Исходит из понимания ч-ка как здоровой творч-кой лич-ти, стремящегося к самовыраж-ию, к самореализации. Отрицает прим-е экспир-ов в псохол-х иссл-ях. Любовь, творч-во,высшие цен-ти и близкие данным понятия хар-ют базисные п-ти ч-ка.
Амер. уч. А.Маслоу иссл-ет мотивацию повед-ия ч-ка, создавая иерархическую теорию:
1. физиол-е п-ти 4. п-ть в самоутв-ии.
2. п-ти в самосохр-ии. 5. п-ть в самореализации.
3. п-ть в общении.
Карл Роджерс исход. из того, что повед-е ч-ка опр-ся его внутр. мотивами, и ч-к свободен в выборе св. поступков и в опр-ии св. судьбы. Он счит., что в сознании кажд. ч-ка изнач-но заключ-ся стремление к самосохр-ю и и реализации себя в общ-ве. Представ-е о том как сможет ч-к реализ-ть себя в общ-ве составляет «реальное Я». Однако ч-к склонен предсталять себя тем, кем ему хотелось бы стать в рез-те реал-ции св. возм-тей. Это «идеальное Я». Согл. конц. Роджерса «реальное Я» часто сталк-ся с противореч-ми, по причине того, что конфл-ет с общ-вом. В то же время, общ-во д. создавать усл-я д/разв-я и реал-ции способ-тей кажд. ч-ка.
III. Гештальт психология.
Возн. в нач. 20 в. Основоп-ки К.Вертгеймер и В.Кёллер. Пон-е гештальт означ. образ, форма, орг-ция. Осн. идеи гештальтпс-гии:
1. Идея образа как целостного формирования.
2. Идея изоморфизма, указ-щая на структурное подобие психич-х и объек-х матер-ых пр-ссов(напр., соотв-е в реальных межличн-х отн-ях субъек-го переживается как психологич-й комфорт).
3. Идея ассимиляции и контраста исп-ся при восприятии ч-ка ч-ком.
В психологии данное понятие употребляется в смысле организованного целого, свойства которого не сводятся к сумме свойств его частей. Главное понятие этой психологии – понятие комплексного качества к