Туристские путешествия, история развития туризма

Содержание

.Пояснительная записка.
1.Учебно-тематический план : 1год обучения.
2.Содержание учебной программы: 1год обучения.
3. Учебно-тематический план : 2 год обучения.
4. Содержание учебной программы: 2 год обучения. 5. Учебно-тематический план: 3 год обучения. 6. Содержание учебной программы: 3 год обучения.
7. Методическое обеспечение.
8.Список литературы. 9. Приложение.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Тропа" туристско-краеведческой направленности. Модифицированная.

В программе использовано содержание отдельных фрагментов образовательных учебных программ по различным видам туризма: М.И. Крайман «Юные спасатели», (2000); В.М.Куликов, Л.М.Ротштейн «Пешеходный туризм», (2005); Ю.С.Константинов «Туристы-проводники», (2004) .

В настоящее время одной из острых проблем является проблема физического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Большинство детей и подростков ведут малоподвижный образ жизни, много времени проводят за компьютером, что становится причиной ухудшения их здоровья, снижения физических показателей. Освоение информационных технологий помимо плюсов становится причиной того, что дети все чаще ограничиваются виртуальным общением. Не менее важной проблемой является то, что дети, проявляя интерес к туризму и краеведению, не имеют определенных знаний и навыков туристической и краеведческой деятельности, выживания в экстремальных условиях, оказания первой медицинской помощи.

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Тропа» заключается в том, что она призвана способствовать решению обозначенной проблемы: удовлетворить потребности детей в данном виде дополнительного образования. Дать юным туристам и краеведам основы знаний походной деятельности, первой медицинской помощи, развить их физические показатели, сформировать мотивацию к изучению родного края, участию в туристических мероприятиях, привить навыки выживания в экстремальных ситуациях. В условиях туристической деятельности учащиеся получат навыки взаимопомощи, сотрудничества и взаимодействия, у них сформируются чувства гражданственности и патриотизма, такие качества характера, как толерантность, желание прийти на помощь.

Новизна программы заключается в том, что в процессе ее успешного освоения учащиеся получат возможность участвовать в походах высокой категории сложности, соревнованиях по спортивному ориентированию, пожарному делу. Успешное освоение программы предполагает получение учащимися спортивных разрядов.

Педагогическая целесообразность программы определяется ее социальной значимостью. Она ориентирована на решение педагогических задач, связанных с укреплением физического и нравственного здоровья учащихся; проявлением их личностных возможностей, духовным развитием.

Отличительные особенности данной программы в том, что в неё включен раздел пожарного дела. Необходимость его изучения связана с безопасностью учащихся в условиях туристической деятельности.

Цель программы: Формирование физически здоровой и нравственно устойчивой личности посредством вовлечения ее в активную туристическую и социальную деятельность.

Задачи программы:

Воспитательные:

· Воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, любовь к родному краю, волю, смелость, настойчивость, дисциплинированность, упорство в достижении цели.

Обучающие:

· Ознакомить с основами туристических, краеведческих, пожарных и доврачебных медицинских знаний;

· научить применять на практике полученные знания;

· научить выживать в экстремальных условиях.

Развивающие

· развивать мотивацию к изучению истории родного края;

· развивать практические навыки спелео туризма и скалолазания, умение решать жизненно важные проблемы в экстремальных ситуациях;

· формировать потребность в здоровом образе жизни.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тропа» разработана для учащихся 12-17 лет, рассчитана на три года обучения.

Первый год обучения занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа, на втором и третьим году обучения 3 раза в неделю по 2 часа, (учебный час составляет 45 минут, перерыв между занятиями - 10 минут). Первый год обучения рассчитан на 144 часа, второй год обучения - 216ч, третий год обучении - 216 ч. Большую часть программы составляют практические занятия.

В коллектив принимаются дети с основной группой здоровья, независимо от их способностей и уровня физической подготовки.

Реализация программы предполагается в разнообразных формах учебных занятий, большая часть которых представлена практикой по общей и специальной физической под­готовке учащихся, однодневными учебно-трениро­вочными походами, экскур­сиями. Коллективные формы работы предполагается сочетать с групповыми, коллективными и индивидуальными, комбинированными, занятия применения ЗУНОВ, занятия повторения зуновю

В период осенних, зимних, весенних каникул практические навыки предполагается отрабатывать в многодневных походах, в которых учащиеся продемонстрируют ЗУНЫ. Особое вни­мание уделяется занятиям по общей и специальной физической под­готовке учащихся.

В результате изучения программного материала первого года обучения учащиеся:

Знают:

· Основы туристических знаний;

· Основы краеведческих знаний,

· Основы первой доврачебной помощи;

· Основы противопожарной безопасности;

· прививают жизненно необходимые навыки,

· постепенно повышают туристское мастерство,

Умеют:

· готовить пищу на костре;

· ориентироваться по карте;

· устанавливать палатку, организовывать бивуак;

· оказывать первую доврачебную помощь;

· работать с компасом.

Владеют:

· набором стандартных навыков по ориентированию, краеведению,

· приобретают умение самосто­ятельно решать вопросы самообслуживания, участия в туристских походах,

· соблюдения правилами безопасной жизнедеятельности и туризма.

Учащиеся второго года обучения:

Знают:

· историю, краеведение родных мест;

· овладевают опытом участия в районных и областных соревнованиях по спортивному ориентированию и спортивному туризму.

Умеют:

· организовывать бивуак на многодневные походы;

· выживать в не стандартных ситуациях в походе;

· готовить карты схемы для похода;

· читать и анализировать походные карты.

Владеют:

· углубленными знаниями оказания первой доврачебной медицинской помощи;

· практическими туристическими навыками

· владеют тактикой движения в походе;

· владеют опытом совершения однодневных и многодневных туристических походов;

Учащиеся третьего года обучения.

Знают

· историю развития краеведения в России,Кузбассе;

· более глубокие факты из краеведения;

· походные истории

Умеют:

· самостоятельно готовить трассу для тренировок;

· самостоятельно разбивать бивуак в аварийных ситуациях;

· самостоятельно оказывать первую доврачебную помощь;

· организовать самостоятельно походы первой и второй сложности;

· самостоятельно готовиться к походу различной категории.

Владеют:

· владеют опытом участия в районных и областных соревнованиях по спортивному туризму;

· владеют опытом участия в категорийном сложном походе;

· владеют навыками оказания первой доврачебной помощи.

Проверка результатов обучения проводится в доступных и интересных формах, в которых учащиеся демонстрируют полученные знания, умения и навыки:

в походах: туристическом, выходного дня, зачетном, некатегорийном или категорийном;

в соревнованиях: внутри объединения, районных, межрайонных, областных. Проводимый течение учебного года мониторинг дает возможность проследить динамику роста знаний и технико-тактического мастерства учащихся.

Программа предусматривает исследовательскую деятельность по профилю.

Конечным результатом успешного освоения программы будет являться участие в категорийном походе и областных соревнованиях повышенной сложности.

Учебно – тематический план

Год обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Всего Теории Практ
1. Основы туристской подготовки
1.1. Туристские путешествия, история развития туризма
1.2. Личное и групповое туристское снаряжение
1.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.
1.4. Подготовка к походу, путешествию
1.5. Питание в туристском походе
1.6. Туристские должности в группе
1.7. Организация передвижения в походе, преодоление препятствий
1.8. Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий
1.9. Организация и проведение походов
1.10. Подведение итогов похода
2. Топография и ориентирование
2.1. Понятие о топографической и спортивной картах
2.2. Условные знаки и обозначения
2.3. Ориентирование по горизонту, азимут
2.4. Компас. Работа с компасом.
2.5. Измерение расстояний
2.6. Виды и способы спортивного ориентирования
3. Краеведение
3.1. Родной край, его природные особенности.
3.2. Туристские возможности родного края
3.3. Изучение маршрутов путешествия
4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь
4.1. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний
4.2. Походная медицинская аптечка, назначение медикаментов
4.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи
4.4. Приемы транспортировки пострадавшего
5. Общая и специальная физическая подготовка
5.1. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений
5.2. Техника безопасности, предупреждение спортивных травм на тренировках
5.3. Общая физическая подготовка
5.4. Специальная физическая подготовка
6. Туристское многоборье
6.1. Соревнования туристов: виды, формы организации.
6.2. Классификация дистанций
6.3. Скалолазание
6.4. Техника пешего туристского многоборья
6.5. Соревнования  
  Итого за период обучения

Содержание учебной программы

Год обучения

1. Основы туристской подготовки

Подготовка к походу, путешествию.

Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе.

Изучение района похода: изучение литературы, карт, отчетов о походах, видео и фотоматериалов. Разработка маршрута, составление плана-графика движения.

Подготовка личного и общественного снаряжения.

Практические занятия:

Составление плана подготовки 1-3-дневного похода. Изучение маршрутов походов.

Подготовка личного и общественного снаряжения.

Питание в туристском походе

Значение правильного питания в походе.

Два варианта организации питания в однодневном походе: на бутербродах и с приготовлением горячих блюд.

Организация питания в 2-3-дневном походе.

Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре.

Практические занятия:

Составление меню и списка продуктов для 1 – 3 дневного похода.

Практические занятия:

Составление списка группы. Выбор должностей.

Выполнение заданий согласно выбранным должностям.

Подведение итогов похода.

Обсуждение итогов похода в группе, отчеты ответственных по участкам работы.

Обработка собранных материалов. Составление отчета о походе, составление иллюстрированной схемы, маршрутной ленты, подготовка фотографий, видеофильма, коллекций и пособий. Выполнение творческих работ участниками похода. Составление отчета для организации, давшей задание.

Ремонт и сдача инвентаря, взятого напрокат.

Практические занятия:

Ремонт и сдача инвентаря.

Топография и ориентирование

Практические занятия:

Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте.

Условные знаки

Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топознаков по группам. Масштабные и немасштабные знаки, площадные (заполняющие) и контурные знаки. Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики.

Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристика местности по рельефу.

Практические занятия:

Изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с различными формами рельефа. Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры, мини-соревнования.

Практические занятия:

Упражнения на глазомерную оценку азимутов. Упражнения на инструментальное (транспортиром) измерение азимутов на карте.

Компас, работа с компасом

Компас. Типы компасов. Устройство компаса Адрианова. Спортивный жидкостный компас. Правила обращения с компасом.

Ориентир, что может служить ориентиром. Визирование и визирный луч. Движение по азимуту, его применение.

Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечки. Техника выполнения засечек компасом Адрианова и жидкостным.

Практические занятия:

Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определение азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по азимуту, прохождение азимутальных отрезков.

Измерение расстояний

Способы измерения расстояний на местности и карте. Курвиметр, использование нитки. Средний шаг, от чего зависит его величина.

Глазомерный способ измерения расстояния. Определение расстояния по времени движения.

Практические занятия:

Измерение кривых линий на картах разного масштаба курвиметром или ниткой. Тренировочные упражнения на микроглазомер на картах разного масштаба.

Способы ориентирования

Ориентирование на местности с помощью карты в походе. Виды ориентиров: линейный, точечный, звуковой, ориентир-цель, ориентир-маяк. Необходимость непрерывного чтения карты. Способы определения точек стояния на карте (привязки). Сходные (параллельные) ситуации. Движение по азимуту в походе, обход препятствий, сохранение общего заданного направления. Виды и организация разведки в походе, опрос местных жителей.

Движение по легенде (с помощью подробного текстового описания пути).

Практические занятия:

Упражнения по отбору основных контрольных ориентиров на карте по заданному маршруту, отысканию на карте сходных (параллельных) ситуаций, определению способов привязки.

Краеведение

Практические занятия:

Знакомство с картой своего края. «Путешествие» по карте.

Практические занятия:

Подготовка материала по району предстоящего похода.

Туристское многоборье

Основы скалолазания.

Индивидуальное и парное лазанье по скальным стенкам

Ориентирование во время лазанья по стенкам (поиск полок, зацепов, трещин, опор и т. д.).

Зацепы и их использование

Прижимы.

Карнизы и их преодоление.

Щели. Подъем в распор.

Второй год обучения

№ п\п Наименование Количество часов
всего теория практика
Введение -
Наш край (край, где мы живем)
2.1 Местоположение на карте России
2.2 Ландшафт, рельеф.
2.3 Животный и растительный мир. Климат. Полезные ископаемые.
2.4 Места памятных событий в нашей области, районе, поселке.
2.5 Современная жизнь области, района.
2.6 Памятники культуры и истории, достопримечательности района
Подготовка, проведение и подведение итогов походов и экскурсий
3.1 Формирование туристической группы, распределение туристических и краеведческих должностей среди участников туристической группы.
3.2 Подготовка туристического группового и личного снаряжения. Составление меню на поход и расчет необходимых продуктов. -
3.3 Подготовка карт, схем, компаса и т.д. -
3.4 Подведение итогов: обработка и оформление собранных краеведческих материалов, обработка фотоматериалов. -
3.5 Изготовление экспозиции, отчета о проделанной работе. -
3.6 Туристический вечер с рассказом о проведенных походах, экскурсиях -
Топография и ориентирование
4.1 Для чего топография и ориентирование -
4.2 Определение понятия «ориентирование на местности» -
4.3 Карта и схема, их виды. -
4.4 Определение понятия «азимут». Компас, его предназначение. -
4.5 Нанесение на карту пути маршрута -
Краеведческая и другая общественно полезная работа. Выполнение экспедиционных заданий.
5.1 Содержание и методика выполнения заданий. -
5.2 Охрана и помощь в содержании памятников культуры и истории. -
Особенности сбор и обработки материалов походов и экскурсий.
6.1 Форма, содержание и способ ведения походного дневника. -
6.2 Сбор образцов для коллекций растений, горных пород, находок и т.д. -
6.3 Зарисовка, фотографирование, записи рассказов ветеранов и т.д. -
6.4 Изготовление экспонатов, экспозиций. -
Первая доврачебная медицинская помощь. Обеспечение безопасности в походе и на экскурсии.
7.1 Предупреждение несчастных случаев -
7.2 Первая доврачебная помощь.
7.3 Простейшие приемы страховки и самостраховки. -
Особенности туристических походов -
8.1 Формы и виды туристических походов. -
8.2 Велосипедный поход. - -
8.3 Пеший поход. -
Экскурсии (2 экскурсии) -
Двухдневный туристический поход (2 похода). -
Многодневный туристический поход. -
  итого

Содержание программы

2 год обучения.

Введение.

Что такое туризм. План работы объединения. Значение туризма и

краеведения для всестороннего развития обучающихся: образование, воспитание, оздоровление. Туристические и краеведческие навыки, которые может получить юный турист на занятиях объединения и в походных условиях. План работы объединения: экскурсии, походы (показ слайдов, фотографий, отчетов предыдущих групп.)

Практические занятия:

работа с контурными картами, политической и физической картами, викторина.

2.2 Ландшафт, рельеф.

Ландшафт и рельеф Кемеровской области и Промышленновского района.

Практические занятия:

: Работа с картой, интеллектуальная викторина.

2.3 Животный и растительный мир. Климат. Полезные ископаемые. Растения и животные обитающие на территории родного края. Растения и животные занесенные в красную книгу. Климатические условия на территории Кемеровской области. Наличие полезных ископаемых.

Практические занятия:

: Работа с картой Кемеровской области, тесты .

2.4 Места памятных событий в нашей области, районе, поселке.

Места памяти. Мемориалы и памятники в области, районе, поселке.

Практические занятия

: Работа с картой, тесты, конкурсы.

2.5 Современная жизнь области, района.

Современная обстановка в области, районе поселке. Социально-экономическое и культурное положение. Развитие области и поселка.

Практические занятия:

Проведении тестов по истории поселка.

2.6 Памятники культуры и истории, достопримечательности района.

Изучение достопримечательностей памятников культуры и истории нашего района.

Практические занятия

тесты, работа с фотографиями

Подготовка, проведение и подведение итогов походов и экскурсий.

3.1 Формирование туристической группы, распределение туристических и краеведческих должностей среди участников туристической группы.

Туристско-краеведческий цикл (подготовка, проведение и подведение итогов туристско-краеведческих мероприятий) – основы работы объединения. Формирование туристической группы, распределение туристических и краеведческих должностей среди участников туристических групп.

Практические занятия

Выбор должностей.

3.2 Подготовка туристического группового и личного снаряжения. Составление меню на поход и расчет необходимых продуктов.

Практические занятия

Разработка маршрутов. Подготовка личного и группового снаряжения. составления меню на поход и расчет необходимых продуктов, их хранение, получение и подготовка продуктов питания к походу, приготовление пищи в походных условиях. Подготовка карт, схем, компаса, карандашей и т.д.

3.3 Подготовка карт, схем, компаса и т.д.

Практические занятия:

Подготовка карт, схем, компаса, карандашей и т.д.

3.4 Подведение итогов: обработка и оформление собранных краеведческих материалов, обработка фотоматериалов.

Практические занятия:

Запись участников объединения своих впечатлений, фотографирование, зарисовка, сбор образцов для коллекций. Подведение итогов: обработка и оформление собранных краеведческих материалов: обработка фотоматериалов похода; создание паспорта или полного отчета о походе; изготовление экспозиции о походе на краеведческую выставку. Туристический вечер с рассказом о проведенных походах и экскурсиях.

3.5 Изготовление экспозиции, отчета о проделанной работе.

Практические занятия

: Подведение итогов: обработка и оформление собранных краеведческих материалов: обработка фотоматериалов похода; создание паспорта или полного отчета о походе; изготовление экспозиции о походе на краеведческую выставку. Туристический вечер с рассказом о проведенных походах и экскурсиях.

3.6 Туристический вечер с рассказом о проведенных походах, экскурсиях (6ч.)

Практические занятия

Подведение итогов: обработка и оформление собранных краеведческих материалов: обработка фотоматериалов похода; создание паспорта или полного отчета о походе; изготовление экспозиции о походе на краеведческую выставку. Туристический вечер с рассказом о проведенных походах и экскурсиях.

Содержание учебной программы

Год обучения

1.Итоги летнего зачетного похода. Беседа об итогах летнего похода—обмен мнениями и впечатлениями. Обсуждение плана подведения итогов, распределение работ.

Практические занятия. Подготовка отчета: приведение в порядок походной документации и записей, составление отчетов по должностям, отчета о маршруте, отчета по экспедиционному заданию и другим краеведческим наблюдениям; подготовка фотографий, коллекций, топографических карт, рисунков, текстов, фильма (диафильма), репетирование песен, устных рассказов, оформление выставки (альбома), оформление значков и разрядов участникам похода.

Итоговый вечер участников похода и их родителей, выступление на общешкольном туристском празднике, участие в районном (городском, областном) слете туристского актива по итогам летнего сезона.

2.Туризм в СССР,РФ. История развития туризма в СССР. Современная организация туризма в стране. Понятие о плановом и самодеятельном туризме, транспортном и спортивном туризме. Что такое краеведение.

Значение туризма в организации отдыха и коммунистического воспитания советских людей, образовательное значение туризма, роль туризма в подготовке к защите Родины, в выборе профессии и подготовке человека к предстоящей трудовой деятельности.

Постановления партии и правительства о развитии туризма в стране. Достижения советских туристов. Что читать о туризме и путешествиях, о знаменитых ученых-путешественниках.

Виды туризма, формы туристских мероприятий. Всесоюзная туристская краеведческая экспедиция пионеров и школьников «Моя Родина — СССР». Туристские слеты, соревнования и конкурсы.

Туризм в комплексе ГТО. Значок «Турист СССР», разрядные нормативы по туризму. Понятие о категориях сложности спортивных путешествий.

Правила организации туристских походов: состав туристской группы, права и обязанности членов туристской группы, порядок оформления путевых документов в маршрутно-квалификационных комиссиях.

Правила поведения туристов в походе: культура взаимоотношений с местными жителями, оказание помощи терпящим бедствие; понятие о системе КСС, обеспечение безопасности в походе, соблюдение режима движения группы через контрольные пункты; охрана природы, памятников истории и культуры, общественно полезная деятельность туристов на маршрутах походов.

2.1Краеведческая подготовка. Дальнейшее углубление знаний о своем крае: географическое положение и туристские возможности края; реки, озера, рельеф, почвы, полезные ископаемые, климат, растительный и животный мир области; промышленность, сельское хозяйство, транспорт, новостройки области. Население и культура, знатные люди края; история края, места революционной, боевой и трудовой славы. Исторические и культурные памятники, музеи, интересные природные уголки края. Обзор наиболее интересных объектов сопредельных областей и района планируемого зачетного путешествия.

Методика выполнения взятого группой экспедиционного краеведческого задания. Типовое содержание отчета о туристском походе. Всесоюзный заочный конкурс на лучшее путешествие.

Практические занятия. Работа с картой области: изготовление контурной карты и нанесение на нее интересных объектов; «путешествия» по карте. Заслушивание докладов по краеведческим темам, просмотр фотографий, диафильмов, подбор газетных вырезок. Решение задач типа: как проехать из нашего города (села) в такой-то пункт области (составь маршрут); в каком направлении и на каком расстоянии от областного центра находится такой-то пункт. Проведение краеведческих викторин. Отработка приемов выполнения взятого группой экспедиционного краеведческого задания.

2.2Топографическая подготовка и ориентирование в походе.Обзор материала, пройденного в первый год занятий.

Тактические свойства и виды местности. Что такое рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Что такое горизонталь, сечение, заложение, отметка, бергштрих. Основные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Определение крутизны склонов.

План и карта. Виды и свойства карт. Километровая сетка, копирование карт. Что такое топографическая схема, кроки, маршрутная лента, обзорная карта. Обязанности топографа тургруппы. Работа с картой на маршруте по ее дополнению и уточнению.

Определение термина «ориентирование». Условия ориентирования в походе на открытой и закрытой местности (при потере обзора), при наличии и отсутствии карт, на местности бедной и богатой ориентирами. Способы и приемы ориентирования в различных условиях летом и зимой. Виды и правила разведки на маршруте. Обязанности проводников и разведчиков.

Магнитные свойства Земли. Истинный и магнитный полюса, магнитные меридианы, магнитное склонение, магнитные аномалии. От чего зависит точность движения по азимутам. Виды ориентирования на туристских соревнованиях: открытый, маркированный, обозначенный и азимутальный маршруты, ориентирование по легенде, определение точки стояния (привязка).

Практические занятия. Повторительные упражнения по программе 1-го года занятий.

Зарисовка новых топографических знаков и характеристик местных предметов. Отыскание на карте типичных форм рельефа, определение крутизны склонов по шкале заложений, составление характеристик участков местности по картам. Сравнение и оценка результатов. Вычисление магнитных азимутов -линий по исходным данным. Определение магнитных азимутов заданных линий (маршрута по данным карты). Составление легенд, заданных на картах маршрутов. Сравнение и оценка результатов. Задачи на вычисление пройденного пути по времени и скорости движения на разных участках местности (по \ карте). Перевод полученного результата в масштаб карты. Обратная задача. Сравнение и оценка результатов. Разбор случаев удачного и неудачного действия проводников на маршрутах (из практики походов кружковцев).

2.3Медицинская подготовка. Повторение гигиенических правил туриста, изученных на первом году занятий.

Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды. Правила использования химических средств защиты от кровососущих. Индивидуальный медицинский пакет туриста. Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях, порезах, ссадинах, укусах насекомых и пресмыкающихся, при растяжении связок Меры предупреждения перечисленных травм и заболеваний. Как остановить кровотечение. Что такое снежная слепота,еепредупреждение. Способы транспортировки пострадавшего, заболевшего. Обязанности санитаров походной туристской группы при подготовке и во время похода. Ведение санитарного походного журнала, ежедневный санитарный контроль за соблюдением правил личной гигиены, за чистотой посуды. Опасности бесконтрольного употребления грибов, ягод, трав. Почему турист не имеет права скрывать свое недомогание.

Практические занятия. Освоение приемов самоконтроля. Обработка и перевязка ран, наложение жгута. Конкурс на лучшего санитара группы.

2.4 Туристское хозяйство. Смета путешествия. Виды расходов и источники их покрытия. Государственная дотация на туристское путешествие Кому предоставляется право на бесплатное участие в турпоходе. Обязанности казначея группы. Отчет туристской группы за произведенные в походе расходы.

Личное снаряжение, одежда и обувь туриста в дальнемпоходе; типы рюкзаков, оборудование рюкзака (подгонка лямок, войлочные подушечки на лямках, изготовление непромокаемого вкладыша). Одежда и обувь для зимних походов (меховая куртка, капюшон, маска, брюки, бахилы, рукавицы, свитер. сменная обувь, белье, носки); типы лыж, какие лыжи и крепления пригодны для похода, установка и подгонка креплений, смоление и смазывание лыж; предметы походной постели (спальный мешок, коврик или надувной матрас, вкладыш, «подушка», чехол для спального мешка).

Альпеншток, его конструкция, изготовление, правила использования. Прочие предметы личного снаряжения: блокнот, карандаши, ручка, конверты, репшнур, туалетные принадлежности, посуда, очки, часы, мешочки для упаковки снаряжения, планшет для карты, накомарник, запасные стельки, куски тесьмы, шнура и т. д. Как готовить личное снаряжение к походу.

Групповое снаряжение. Особенности снаряжения для многодневных походов по малонаселенной местности. Типы палаток; как подготовить палатку к походу (конструкция стоек, колышки, веревки, амортизаторы, тенты, полог, подстилка, проклеивание швов). Упаковка и переноска палаток. Сушка и проветривание палаток в пути. Обязанности старосты по палатке. Хозяйственное оборудование для дежурных по кухне (хознабор): таганок, крючки, цепочки, рукавицы, сухое горючее, растопка, неприкосновенный запас спичек, ножи разные, клеенка столовая, фанерка, половник, мочалки, мыло и горчица сухая, веревка, палка для развешивания, соль. Походная посуда для варки пищи, чехлы для посуды, хранение и переноска посуды. Топоры, пилы. Как заточить и развести пилу. Состав и назначение ремаптечки, обязанности реммастера до и во время похода. Особенности снаряжения для зимнего похода. Специальное снаряжение группы для производства краеведческих работ. Документы, инструменты, основная и вспомогательная веревки, фотоаппараты, рыболовные принадлежности, фонари. Обязанности завхоза группы по снаряжению.

Значение, режим и особенности организации питания туристов в сложном спортивном походе. Денежные нормы питания туристов. Весовые и калорийные нормы дневного рациона. Перечень наиболее часто применяемых в туристских походах продуктов и блюд, их калорийность, стоимость, вес. Составление расписания приема пищи в полевых условиях, в столовых населенных пунктов и во время длительных переездов. Замена обедов перекусами. Составление меню и расчет потребного количества продуктов на каждый пр

Наши рекомендации