Объективные закономерности между объемом административной власти и численностью занятых (исполнителей).
1. Степень непосредственного административного воздействия снижается с ростом числа занятых ( исполнителей ).
2. Степень непосредственного административного воздействия снижается с увеличением временного горизонта плана (важно для решений, связанных с развитием организации).
3. Степень непосредственного административного воздействия на подчиненных снижается с ростом числа противоречивых целей (важно при определении уровня детализации решения в условиях неопределенности).
4. В любом случае есть хорошее правило: "Остановись - оглянись - прислушайся".
5. Ясная политика и общие задачи повышают степень административного воздействия. Таким образом, эти закономерности важно знать при определении структуры.
Основные этапы процесса разработки управленческих решений.
Подготовка управленческого решения
(постановка целей)
Получение информации о ситуации
Прогноз или анализ положения ( процесса )
Диагностика ситуации
Выявления проблемной ситуации
Разработка прогноза развития ситуации
Постановка проблемы
Формирование целей.
Разработка управленческого решения
Постановка задачи
Генерирование альтернативных вариантов
Отбор основных вариантов управленческих решений
Разработка сценариев развития ситуации
Экспертная оценка основных вариантов управляющих решений
Принятие решения, реализация, анализ результата
Коллективная экспертная оценка
Принятие решения
Разработка плана действий
Контроль реализации плана
Анализ результатов развития ситуации
29. Роль человеческого фактора в подготовке управленческого решения.
Роль руководителя в процессе разработки управленческих решений:
Человеческий фактор предполагает, что в сложном процессе разработки управленческих решений ключевую роль играет человек. Это и руководитель, и ведущий специалист, и рядовой исполнитель. От слаженной работы всех работников зависит качество решений и эффективность совместной деятельности.
Человеческий фактор принятия управленческих решений включает:
1) Умелое делегирование полномочий.
2) Осуществление коммуникаций, наличие обратной связи с персоналом и потребителями.
3) Поведенческие особенности руководителей, организационная культура.
4) Стиль руководства, отношение к нанятому персоналу и организация совместной работы с целью разработки управленческих решений.
5) Методы кадровой работы и система управления персоналом.
6) Своевременное предупреждение конфликтов.
Особое место в теории управления занимает проблема руководства. Основной принцип управления - единоначалие. Суть его в том, что власть, право решения, ответственность и возможности контролировать процессы и отношения в организации предоставляются только одному должностному лицу. Делегирование полномочий — это передача прав и ответственности от вышестоящего руководителя к нижестоящему, от линейного руководителя к руководителю штабной структуры, от руководителя непосредственно к подчиненному.
Поведенческие особенности руководителей включают:
1) Используемые руководителем методы оценки и контроля.
2) Реагирование на возникновение в организации проблем или критических ситуаций.
3) Реализуемую ролевую модель, побуждающую работников к подражанию.
4) Критерии распределения ресурсов организации.
5) Критерии, по которым руководитель определяет уровень вознаграждения и статус работника.
6) Критерии, которые использует руководитель при найме, отборе, продвижении, переводе и увольнении работников.
Психологические механизмы, влияющие на принятие управленческих решений
Считается, что на принятие решений особенно влияют следующие психологические факторы:
1. Особенности мышления (творческие способности, логика, скорость мышления, пространственное мышление и пр.);
2. Мотивация ( степень заинтересованности в принятии тех или иных решений);
3. Личностные особенности (тревожность, уровень самооценки и пр .);
4. Деловые качества (ответственность, настойчивость, самостоятельность, коммуникабельность и пр.);
5. Ценности и установки, лежащие в основе приоритетов, и предрасположенность к конкретным действиям.
6. Этические принципы, которых придерживается руководитель (справедливость, честность, внимание к людям и пр.)