Психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики

Психология (греч. ψυχή - душа; греч. λόγος - слово)- это область знаний о внутреннем (психическом) мире челове­ка и животных, то есть наука о психике.

Психология изучает внутренний мир человека как сознатель­ного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей.

Этапы развития психологической науки:

1 этап - психология как наука о душе.

2 этап - психология как наука о сознании.

3 этап - психология как наука о поведении.

4 этап - психология как наука о психике.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.

Объект психологии - это совокупность различных но­сителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.

общий предмет исследования — факты, закономерности, механизмы психики..

2 Объект, предмет, принципы, задачи и основные методы психологии.

Задачи психологии:

- научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

- научиться управлять ими;

- использовать научные знания с целью повышения эффектив-ности различных отраслей практики;

- быть теоретической основой для прикладной и практической психологии.

Метод в психологии – это способ познания внутренних явлений через анализ внешних психологических фактов.

Классификация методов в психологии:

- методы сбора информации(наблюдение, изучение ре­зультатов деятельности, изучение документов, метод оп­роса, метод тестов, эксперимент, биографический метод);

- методы обработки данных(статистический анализ, другие математические методы);

- методы психологического воздействия(дискуссия, тре­нинг, формирующий эксперимент, убеждение, внуше­ние, релаксация и другие).

Методы психологического исследования - системы операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки.

Классификация методов психологического исследования:

- неэкспериментальные методы; Наблюдение Беседа или интервью Анализ результатов деятельности Анкетирование

- психодиагностические методы; (объект тесты, опросники)

- экспериментальные методы; (эксперимент)

- формирующие методы.

3 Понятие о психике: психическое как субъективное отражение объективного мира.

Психика - это свойство животных и человека отражать объективный мир в его связях и отношениях.

Психика человека –это качественно белее высокий уровень, чем психика животных; это «субъективный образ объективного мира».Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных(Homo sapiens — человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности.

Стадии развития психики и поведения человека и животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри):

1 стадия - стадия элементарной чувствительности;

2 стадия - стадия предметного восприятия;

3 стадия - стадия интеллекта.

Психика человека состоит из трех групп психических явлений:

- психические процессы (познавательные, эмоциональ­ные, волевые, мотивационные и др.);

- психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.);

- психические свойства человека (темперамент, способ­ности, характер, направленность личности).

Психическая деятельностьзависит от особенностей че­ловече-ского организма и функционирования коры го­ловного мозга, в которой выделяют:

- сенсорные зоны (принимают и обрабатывают инфор­мацию от органов чувств и рецепторов);

- моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);

- ассоциативные зоны (служат для переработки инфор­мации).

Развитие психики Существуют разные подходы к по-в филогенезе ниманию того, кому присуща психика:

1) антропсихизм(Декарт) — психика присуща только человеку;

2) панпсихизм(французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы, всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);

3) биопсихизм—психика — это свойство живой природы (присуще и растениям);

4) нейропсихизм (Ч.Дарвин) — психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;

5) мозгопсихизм (К. К.Платонов) — психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе, у насекомых психики нет, т. к. у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга);

Наши рекомендации