Основные этапы и факторы развития СМИ
Человек в древнейшие времена выступал в качестве средства коммуникации. Знания передавались от одних членов племени к другим, от старейшин к молодым сородичам. Шаманы и оракулы сохраняли информацию на листах пергамента, в виде наскальной живописи, на глиняных дощечках. Это были зачатки появления прессы относятся еще к 5-му веку до нашей эры. Тогда в Римской Империи стали выходить первые газеты. Современные печатные издания они стали напоминать во времена правления Юлия Цезаря (примерно 60-ый год до нашей эры). Имеются также сведения, что и в странах Азии выпускались доисторические издания в виде еженедельных бюллетеней.
В Средние Века информационную и прикладную функцию несли так называемые «летучие листки». Например, такие из них, как куранты, ревю или реляции, были очень широко распространены в то время. Но настоящий толчок к развитию прессы и, соответственно, журналистики, дало изобретение 1440-го года. Тогда Гуттенберг придумал процесс печатания с помощью подвижных литер.
Важная причина, почему нельзя считать датой рождения прессы древнейшие времена, состоит в том, что в те столетия информация могла передаваться во множестве эпистолярных форм. К примеру, в летописях, жизнеописаниях, хрониках, путешествиях.
Предпосылки развития:
- Переход от натурального хозяйста к товарно-денежным отношениям;
- Развитие торговли способствовало интенсивному обмену информацией между людьми;
- Со временем, печатные издания стали неотъемлемой частью жизни людей, так как они влияли и формировали общественное мнение; проявляется политическая направленность.
- Усиление политической борьбы Разделение прессы на массовую и элитарную (конец 20 в - промежуточные виды прессы.)
- «Информационная революция», Плюрализм,Формирование общегуманистической журналистики.
Выделим основные этапы в развитии СМИ:
- до начала нашей эры наблюдались прагазетные явления,
- эпоха рукописных изданий охватывает период с начала нашей эры до 15-го века,
- 15-17 века – период становления газетно-журнального дела, изобретение и широкое распространение книгопечатания,
- с 17-го до начала 20-го веков происходит совершенствование полиграфической базы, журналистика формируется как общественный институт,
- первая половина 20-го века ознаменована позиционированием СМИ как рычага власти, а порой и еще одной властвующей структурой в дополнение к уже имеющимся,
- вторая половина 20-го века характеризуется становлением электронных средств коммуникации, а соответственно и электронных СМИ,
- в современном мире средства массовой информации играют важнейшую роль во всех сферах жизни общества, журналистика стала более доступной, открытой и распространенной, что открывает ей большие возможности для участия в процессе формирования мировоззрения людей.
С 1990 года по настоящее время СМИ России прошли три этапа.
Первый этап. 1990-1993гг. характеризуется разбродом и шатанием. Происходит акционирование СМИ, и журналистские коллективы и редакции СМИ вместе с творческой независимостью получили кучу финансово-хозяйственных проблем.
Второй этап. 1994-1998гг. характеризуется мощными финансовыми вливаниями, скупкой СМИ олигархами (не как бизнес, а как средство влияния). Происходило сильное лоббирование корпоративных интересов той или иной группы с помощью СМИ.
Третий этап. 1998-настоящее время. Начался после кризиса, когда начали задумываться о рентабельности, экономической эффективности своих вложений. Сегодня можно говорить о том, что идеология собственников СМИ значительно изменилась – им нужна эффективная экономическая отдача. Сейчас инвесторы готовы вкладывать в то, что приносит прибыль. Российские СМИ всё больше начинают походить на западный образец ведения бизнеса.
Российский рынок прессы
Сегодняшняя ситуация - « финансовые трудности». Упали доходы от подписки и от рекламы, падение – до 50%. Предприятия перешли на режим жесткой экономии, сокращают и оптимизируют свои затраты. Более 200 изданий приостановили свой выпуск. Наиболее уязвимыми к финансовой сложности стали глянцевые издания. Кризис оставил глубокие следы на жизнеспособности большинства СМИ. По мнению экспертов, общая ситуация на рынке прессы несколько улучшилась, что связано с подъемом экономики и ростом рекламного рынка. При этом потребительская активность населения в отношении прессы не изменилась. Физические продажи тиражей периодики сокращаются, еще хуже обстоят дела с подпиской. Изменение информационных запросов под влиянием интернета и непростое состояние покупательной способности привели к тому, что ускоряется процесс «вымывания» непопулярных изданий, падают тиражи и аудитория платных газет в крупных городах, уменьшается интерес к дорогим «глянцевым» журналам. И наоборот, хорошо продаютсяприкладные и развлекательные журналы средней ценовой категории, но в целом аудитория прессы за прошлый год сократилась. Рынки розничного и подписного распространения прессы находятся в плохом состоянии. Объёмы каталожной подписки плавно снижаются. Перед издателями прессы стоит вопрос – сосредоточиться ли на развитии цифровых версий или сделать упор на печатную прессу, а интернет использовать как один из каналов продвижения. К середине 2011 года последствия кризиса серьезно отразились на СМИ, но для большинства СМИ не были губительны. Жизнестойкие СМИ преодолели кризис и успешно развиваются дальше.1990. В России функционируют: радио «MAXIMUM», «Радио 7», «Авторадио». Создана первая «радиостанция в Интернете» - «Internet Talk Radio». Появляются радиостанции: «Серебряный дождь» (первая начала вещание через Интернет в режиме реального времени круглосуточно), «Ретро FM». Радиостанция «Радио 101» первая российская радиостанция, открывшая свой сайт и начавшая транслировать свои программы в интернете параллельно с вещание по радио. Начинают вещание «ХИТ FM», «Радио Шансон». 2000. Вещают: «Маяк-24», «Ретро FM», «Юмор FM», «Радио Дача» и др. В 2010 году из 52 московских радиостанций 47 входят в состав медиахолдингов.
Имеется широкий спектр разных по типам радиостанций. Наряду с государственными развиваются коммерческие, частные и другие станции. Негосударственный сектор радиовещания преобладает над государственным. Бурное развитие коммерческих радиостанций. Создаются: русско-французские станции («Европа Плюс»), русско-американские («Максимум», «Радио 7»).К концу 90-х сильно растет конкуренция в сфере радиовещания за частоты, качество звучания, рекламу, доступ к информации, аудиторию... В сфере коммерческого вещания создаются мощные вещательные корпорации.