Медиаисследования электронных СМИ

Медиаисследование – это исследования различного рода средства массовой информации на предмет целесообразности и эффективности размещаемой в них рекламы. Основная задача медиаисследований – получение определённого рода информации о средствах массовой информации, аудитории СМИ и размещаемой в них рекламе, определение предпочтений телезрителей, радиослушателей и читателей.

По периодичности медиаисследования бывают:

  1. разовые (проводятся один раз и все);
  2. волновые (проводятся периодически "волнами", обычно с равными промежутками времени между волнами, периодичность - обычно не чаще раза в квартал);
  3. непрерывные (проводятся постоянно в течение длительного промежутка времени (годы)).

Исследования любой периодичности имеют свои четкие границы применимости.
По способу получения данных:

  1. опросные (респондента опрашивают способом интервью, дневников, анкет; в любом случае в опросе, так или иначе принимает участие другой человек);
  2. аппаратные (человек полностью исключен из процесса опроса; респондент взаимодействует с прибором, который и снимает данные о его поведении).

Еще одна важная классификация – по длительности отношений с респондентом МИ бывают:

  1. панельные (респондент опрашивается регулярно, в течение какого то срока);
  2. с переменным составом респондентов (в выборке каждый раз новые люди).

Самый простой и дешевый способ проведения МИ в электронных СМИ (ТВ, радио, сетевые издания) – сбор данных при помощи интервью, дневников (дневниковая панель), анкет. Одним из главных недостатков этих методов (все они происходят с участием «третьего лица») является человеческий фактор: проводящий опрос может каким-то образом повлиять на ответ респондента, допустить ошибки и неточности в сборе данных и т.д. – что не может не отразиться на результатах опроса. Для более точных результатов стали использовать электронную систему регистрации при помощи пиплметров.

Дневниковая панель – метод сбора информации, построенный на фиксированной, на длительный период выборке и предполагающий самостоятельное заполнение респондентами дневников своей деятельности по интересующему вопросу. Данный метод реализуется в том, что отобранные респонденты в течение определенного времени ежедневно заполняют анкету-дневник, регистрируя, какой сайт (канал, радиостанцию), сколько и когда они посещали (смотрели, слушали). Собранные таким образом материалы, после соответствующей обработки, дают в результате рейтинги по временным интервалам, по тематике сайтов (каналов), по целевым аудиториям и т.п. Достоинство метода – относительная дешевизна. Главный недостаток – трудность контроля достоверности заполнения дневников и длительность процесса обработки данных.

Электронная система регистрации при помощи пиплметров. Наиболее современным и объективным, среди практически применяемых методов измерения телеаудитории-аудитории, считается метод электронного учета посещения каналов. К телевизору респондентов, входящих в выборку, подключается специальное устройство, которое фиксирует, какой канал открыт в данное время и время просмотра этого канала. Эта информация запоминается и периодически передается на центральный узел, где суммируется и обрабатывается. Достоинства метода – высокая точность и объективность. Недостаток метода – дороговизна; не дает информации о характеристиках аудитории, смотрящих тот или иной канал. К достоинствам подобного метода сбора информации относится уменьшение субъективизма респондентов при фиксации данных, оперативность в получении данных и возможность замеров данных с точностью до секунды. На сегодняшний день данный способ измерения аудитории электронных СМИ является основным в подавляющем большинстве стран с развитым рекламным рынком.

Функции СМИ

По Лассуэлу:

· Поддержание уровня осведомленности аудитории о событиях, происходящих в обществе

· Связывание воедино элементов внешней среды и формирование целостного представления об окружающем мире

· Передача социальных норм новым поколениям потребителей информации, принятых обществом

Райт добавил функцию развлечения (использование СМИ для удовольствия).

Так же есть функции: ухода от реальности, снижения тревоги, погружения в виртуальный мир.

Катля и Каде выделяют:

· Функция антенны – снабжение общества информацией

· Функция усилителя – усиление функции антенны до тех пор, пока не овладеет всем обществом

· Функция призмы – преломление определенного события

· Функция эха – отражение обществом информации с целью сохранения социального порядка

Патерсон выделяет функции СМИ:

· Служить политической системе

· Служить обществу

· Просвещать публику, сделать её способной к самоуправлению

· Защитить права и свободы личности от государства

· Служить экономической системе с помощью средств рекламы

· Обеспечивать развлечение общества

· Поддерживать свою собственную финансовую независимость

СМИ и бизнес

Рыночные преобразования 90-х годов перевели работу тысяч СМИ на принципы самофинансирования и самоокупаемости. Всем СМИ пришлось быть эффективными коммерсантами и товаропроизводителями. Медиа – динамично развивающийся и значимый бизнес, объединяющий в своем составе разнообразные предприятия (информационные агентства, издательства периодической печати, фирмы по распространению прессы, компании производители теле- и радиопрограмм, эфирные теле- и радиоканалы, звукозаписывающие фирмы, мультимедийные компании, продюсерские центры, дизайн и web-студии, рекламные агентства). Все вместе они обеспечивают более 4,1 % ВВП. Как любая сфера общественного производства, медиабизнес живет и развивается по общим законам экономики. В нем находят отражение все явления хозяйственной жизни, протекают разнообразные бизнес-процессы (экономические, финансовые, социальные, технические, организационные, производственные, технологические и другие стороны функционирования бизнеса). Для многих медиа рекламные услуги – это основной источник существования. В экономике России сектор СМИ – один из наиболее рентабельных. Особенности медиабизнеса – множественность, взаимообусловленность каналов получения доходов, таких как: продажи информационного продукта, содержания, рекламы, информационных услуг. Перспективным источником финансирования медиабизнеса являются доходы от интернет-проектов. Рост доходов СМИ прямым образом влияет на рост стоимости медиаактивов и повышает порог вложения в реальный бизнес. Медиа – прибыльный бизнес. Об этом говорит интерес к нему самых богатых людей мира, которые в большей части являются медиамагнатами и владеют полностью или частично крупнейшими медиаактивами.

Наши рекомендации