Государственное регулирование СМИ
Сейчас существуют проблемы, связанные со свободой доступа к информации журналистов, защитой общества от ложной информации. СМИ не выполняют в полной мере образовательных задач, задач сохранения и развития культур.
Регулирование на федеральном уровне. Для решения этих проблем существует государственная информационная политика (ГИП). Она обеспечивает в деятельности СМИ баланс интересов личности, общества, государства. Нужно опираться на следующие принципы:
· Недопущение подчинения СМИ интересам власти и бизнеса (усиления влияния власти, её нажима)
· Препятствие концентрации и монополизации СМИ, которая может привести к уменьшению независимых источников информации
· Содействие развитию местных СМИ и защита интересов региональных рынков массовой информации
· Совершенствование законодательной власти в части реализации свобода слова и информации
· Свободное распространение массовой информации
· Недопущение распространения насилия и нетерпимости через СМИ
· Обеспечение плюрализма СИМ
· Доступ к официальной информации
Государственно-административное регулирование СМИ. Вопросами СМИ занимаются: Комитет Госдумы РФ по информационной политике, технологиям и связи (в государственной думе), Министерство связи и массовых коммуникаций РФ и Федеральная антимонопольная служба РФ (со стороны исполнительной власти), Минком связь (в функциях: выработка гос. политики и нормативно-правовое регулирование МК и СМИ, координация и контроль деятельности: Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), Федерального агентства по информационным технологиям (Россинформтехнологии), Федерального агентства связи (Россвязь)). Роскомнадзор. Отвечает за регистрацию, перерегистрацию и ликвидацию СМИ в соответствии с законодательством. Роспечать. Ведает вопросами печати. Выдает справки на получение льгот для периодических печатных изданий, книжной продукции и полиграфических материалов. Предоставляет информацию о тиражах печатных СИМ. Предоставляет субсидии в сфере электронных СМИ. Предоставляет субсидии из федерального бюджета для периодической печати, осуществляющей реализацию социально значимых проектов. ФАС РФ занимается вопросами соблюдения законов о рекламе, в сфере конкуренции на рынках, следит за деятельностью монополий.
Регулирование СМИ на уровне субъектов РФ. Здесь контроль ведут Министерства информации и печати, Департаменты информационной политики (осуществляют единую информационную политику правительства, её прозрачность, содействуют реализации получения прав журналистов и граждан на получение и распространение информации, поддержка деятельности СМИ). Губернаторы и их правительства следят за информационной открытостью органов исполнительной власти и доступностью информации. Информационная политика субъектов РФ занимается: организацией мероприятий и фестивалей для СМИ, содействует журналистам в освещении происходящих мероприятий.
Медиабренды
Бренд СМИ, или медиабренд – это средство массовой информации, обладающее сильным идеологическим влиянием на читателя, зрителя, слушателя, формирующее аудитории и меняющее её под себя, имеющее узнаваемый образ. С точки зрения медиаменеджмента, бренд – это фабричная или торговая марко со своим виртуальным окружением.
Можно условно разделить характеристики медиабренда на маркетинговые (те, что важны для формирования бренда в любой среде) и редакционные (имеющие значение только для СМИ). К последним относятся характеристики разного уровня среди которых можно выделить:
· Типоформирующие (издатель, целевое назначение и аудитория – отчасти совпадают с маркетинговыми характеристиками);
· Вторичные (авторы, структура, жанры, реклама как контент);
· Формальные (периодичность, объём, тираж, аппарат издания).
Медиабренд отличается от бренда в любой другой среде деятельности и тем, что на его формирование и сохранение статуса оказывает влияние содержание и наполнение информацией.
Медиабренд обладает различными функциями для своего производителя и потребителя.
Основные функции МБренда для производителя:
- бренд позволяет выделиться на фоне конкурентов;
- бренд позволяет избежать необходимости конкурировать исключительно по ценовому фактору;
- бренд обеспечивает эмоциональную связь с потребителем, таким образом, выделяясь среди конкурентов;
- бренд позволяет «сфокусировать» деятельность персонала;
- бренд обеспечивает юридическую защиту уникальных свойств товара;
- бренд упрощает работу с партнерами и доступ к лучшим кадрам на рынке;
- бренд облегчает выход новых товаров на смежные (и не только) рынки.
Основные функции МБренда для потребителя:
- бренд облегчает процедуру выбора товара или услуги;
- бренд снижает затраты на поиск товара;
- бренд снижает риски (функциональные, физические, финансовые, психологические, социальные, потери времени);
- бренд является знаком качества.
Медиабренды несут в большей части разрушительную функцию – погружают людей в фальшивые миры, искусственные ценности и вредные привычки. Но людям это нужно, нужен иллюзорный беззаботный мир, новые впечатления и ценности. Сильные медиабренды способны оставаться в сознании потребителя десятилетиями, примерами могут быть: «Спокойной ночи малыши», «Поле чудес», «Пока все дома» и прочее. Эти «медиа носители» не только самопродающие, но и могут стать платформой для рекламы других продуктов.