Выбор темы бакалаврской работы

Квалификационной работы

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» в качестве методических указаний для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по направлению
подготовки 080100.62 Экономика

Оренбург

УДК 658 : 378.091.27 (076.5)

ББК 65.291я7+74.48я7

М 54

Рецензент – профессор, доктор экономических наук, Е.Г. Чмышенко

Авторы: Е.В. Смирнова, В.М. Воронина, Т.И. Валишевская,
О.В. Федорищева

М54 Методика подготовки и процедура защиты бакалаврской выпускной квалификационной работы: методические указания /
Е.В. Смирнова, В.М. Воронина, Т.И. Валишевская,
О.В. Федорищева; Оренбургский гос. ун-т.-Оренбург:
ОГУ, 2014. – 59 с.

Методические указания содержат рекомендации по реализации основных этапов выполнения бакалаврской выпускной квалификационной работы и описание процедуры защиты.

Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100.62 Экономика, профили: «Экономика предприятий и организаций (электроэнергетика), «Экономика предприятий и организаций (пищевая промышленность)», «Экономика предприятий и организаций (машиностроение)».

УДК 658 : 378.091.27 (076.5)

ББК 65.291я7+74.48я7

ã Смирнова Е.В.

Воронина В.М.

Валишевская Т.И.

Федорищева О.В., 2014

ã ОГУ, 2014

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
1 Требования к бакалаврской выпускной квалификационной работе …….
2Выбор и утверждение темы бакалаврской работы ………………………
3Руководство бакалаврской работой………………………………………..
4 Этапы подготовки бакалаврской работы………………………………….
5 Подбор и первоначальное ознакомление с литературой по избранной теме…………………………………………………………………………….  
6 Составление предварительного варианта плана бакалаврской работы….
7 Изучение литературы, сбор и обработка фактологического материала…
8 Составление окончательного плана бакалаврской работы………………
9 Написание текста бакалаврской работы; передача отдельных глав на проверку научному руководителю…………………………………………..  
10Порядок предоставления к защите бакалаврской работы.………….........
11Предварительная защита бакалаврской работы ….……………………
12Порядок защиты бакалаврской работы.…………………………………..
13 Критерии оценки бакалаврской работы…………...……………………….
14 Содержание и структура бакалаврской работы…………………………
14.1 Титульный лист…………………. ………………………………………
14.2 Задание……………………………………………………………………
14.3 Аннотация………………………………………………………………..
14.4 Содержание………………………………………………………………
14.5 Введение ………………………………………………………………….
14.6 Основная часть…………………………………………………………….
14.7 Заключение ………………………………………………………………
14.8 Список использованных источников……………………………………..
14.9 Приложения………………………………………………………………...
Список использованных источников………………………………………….
Приложение А Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования……………………………………………….    
Приложение Б Пример оформления аннотации на тему бакалаврской работы «Анализ эффективности использования оборотных активов организации»……………………………………………………………………..    
Приложение В Примерный перечень тем бакалаврских работ ……………...

Введение

Главной целью методических указаний является оказание помощи студентам всех форм обучения при написании и подготовке к защите выпускной квалификационной работы по направлению 080100.62 Экономика, профили: «Экономика предприятий и организаций (электроэнергетика), «Экономика предприятий и организаций (пищевая промышленность)», «Экономика предприятий и организаций (машиностроение)».

Выпускная квалификационная работа дает возможность университету:

- проверить и оценить готовность и способность студента-выпускника проводить самостоятельные научно-практические исследования по заданной теме;

- определить умения и навыки студента-выпускника логически обоснованно, научно и практически аргументировано, экономически грамотно отстаивать свои интересы и интересы организации, государства и общества в любой конкретной ситуации;

- присвоить квалификацию бакалавра по направлению 080100 - Экономика выпускнику ВУЗа.

Выпускная квалификационная работа выполняется в форме бакалаврской работы и представляет собой профильную, законченную научно-практическую работу, подготовленную на примере избранной в качестве объекта исследования организации (предприятия). Она подтверждает степень бакалавра-выпускника и свидетельствует о наличии фундаментальной подготовки по соответствующему направлению. Бакалаврская работа должна содержать разработку экономической проблемы, связанной с управлением, организацией анализа, разработкой рекомендаций по формированию и реализации направлений экономической политики организации (предприятия) в современных условиях.

Целью выполнения бакалаврской работы является систематизация и закрепление знаний, умений и практических навыков студентов-выпускников, полученных в процессе обучения в учебном заведении, овладение методами исследования экономических процессов, выявление проблем и разработка предложений по их решению.

Бакалаврская работа должна включать теоретическую часть, в которой студент-выпускник должен продемонстрировать знания теории и специальных дисциплин по разрабатываемой проблеме, а также практическую часть, где необходимо показать умение использовать методы изученных экономических и управленческих дисциплин для решения поставленных в бакалаврской работе задач. Практическая часть работы должна охватывать вторую и третью главы бакалаврской работы.

Задачами выполнения бакалаврской работы являются:

− систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний в области экономики;

− применение полученных знаний и навыков по соответствующему профилю экономических знаний при решении конкретных экономических, научных и производственных задач;

− умение применять инструментарий для оценки конкретных экономических проблем организаций (предприятий);

− развитие навыков ведения самостоятельной работы и применения методик исследования при решении разрабатываемых в бакалаврской работе проблем и вопросов;

− выяснение степени подготовки студента-выпускника к самостоятельной работе в области экономики в современных условиях.

Основные требования к бакалаврской работе:

− высокий уровень изложения теоретического материала, достигаемый путем глубокого изучения теоретических исследований российских и зарубежных авторов, законодательных и нормативных документов;

− обобщение взглядов экономистов по теоретическим и практическим вопросам, умение высказывать и обосновывать собственное мнение на основе их критического осмысления;

− научный, творческий подход к изучаемому фактологическому[1]) материалу, направленный на выявление и использование внутрихозяйственных резервов организаций (предприятий), резервов экономического роста в той или иной сфере деятельности; повышение эффективности и производительности труда; улучшение экономической работы в организации (предприятии); совершенствование организации анализа, оптимизация системы управления;

− использование статистической информации, ее обработка и подготовка для анализа и оценки;

− самостоятельная разработка направлений совершенствования деятельности организаций (предприятий) по рассматриваемой проблеме;

− обобщение опыта, накопленного в отечественной и зарубежной практике, и на его основе выявление возможных путей решения исследуемой проблемы;

− проведение самостоятельного анализа публичной финансовой и внутренней управленческой информации организации (предприятия) с обоснованием причин сложившейся ситуации;

− литературное изложение и оформление бакалаврской работы с соблюдением предъявляемых требований.

Бакалаврская работа должна быть написана студентом-выпускником самостоятельно.

Выполненная на высоком научном уровне бакалаврская работа является обязательным условием для рекомендации выпускника в магистратуру.

1 Требования к бакалаврской выпускной
квалификационной работе

Бакалаврская работа является одним из основных элементов учебного процесса по подготовке экономистов высокой квалификации в сфере экономики по отраслям.

Выполнение и защита бакалаврской работы, как и сдача государственного экзамена, завершают подготовку бакалавра.

В процессе выполнения бакалаврской работы студент-выпускник закрепляет, а также расширяет полученные в процессе обучения знания по дисциплинам экономического и профессионального циклов. Бакалаврская работа, как правило, должна иметь элементы самостоятельно проведенного научного исследования, в котором содержатся теоретические аспекты, выводы и конкретные экономически обоснованные предложения по улучшению деятельности организации (предприятия) в соответствии с избранной темой.

Студент-выпускник должен показать в бакалаврской работе умение грамотно и аргументированно излагать свои мысли и формулировать предложения, правильно пользоваться специальной литературой.

Хорошо подготовленная и успешно защищенная бакалаврская работа позволяет студенту-выпускнику лучше осознать свои творческие возможности и оценить их с точки зрения, как практической деятельности, так и возможности дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре.

По своей сущности бакалаврская работа является научно-исследовательской, практической работой и представляет собой наиболее активную форму обучения, сочетающую теоретический анализ, изучение современной практики хозяйствования и разработку практических рекомендаций по решению конкретных экономических и управленческих задач.

При выполнении бакалаврской работы предполагается решение следующих задач:

‒ обосновать и раскрыть сущность экономических категорий, явлений и проблем в соответствии с темой работы;

‒ развить навыки самостоятельной работы, полученные в процессе обучения, в проведении научного исследования по избранной теме;

‒ показать умение правильно использовать нормативно-правовые материалы, а также критически осмысливать содержание литературных источников и оценивать материалы практики по избранной теме;

‒ продемонстрировать четкое понимание теории в решении конкретных практических задач исследуемой проблемы;

‒ проявить умение систематизировать и обобщать данные статистических сборников, бухгалтерской отчетности объекта исследования, прочих данных;

‒ представить навыки владения современными автоматизированными информационными технологиями;

‒ показать способность систематизации и обобщения знаний и полученных данных при проведении исследования и на этой основе формулировать выводы и делать предложения для внедрения в практику организации (предприятия).

Для решения поставленных задач в бакалаврской работе должны содержаться: теоретические аспекты исследуемой темы, анализ имеющейся литературы по теме работы; организационно-экономическая характеристика организации (предприятия), включая динамику его основных экономических показателей, описание действующих нормативных положений; характеристика состояния предметной области исследования, с акцентом на проблемы, выявленные путем применения соответствующего инструментария; разработка собственных экономически обоснованных предложений студента-выпускника, направленных на устранение выявленных в ходе исследования проблем в предметной области исследования.

Содержание бакалаврской работы должно корреспондировать с компетенциями, предусмотренными федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100.62 Экономика, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «21» декабря 2009 г. № 747, и соответствующим учебным планом (приложение А).

Работа представляется на защиту в Государственную аттестационную комиссию (ГАК). Предметом защиты при этом выступают не просто познания студента-выпускника в избранной теме, а обоснованные в работе предложения по улучшению деятельности организации (предприятия).

Объем бакалаврской работы без приложений не менее 55 страниц при одинарном интервале печати.

Предварительная защита бакалаврских работ

Предварительная защита проводится с целью выявления степени готовности студента-выпускника к предстоящей защите, а также своевременной корректировки выявленных недостатков, как в самой работе, так и в проекте доклада.

Основными задачами предварительной защиты выпускной работы являются:

1) оценка актуальности и новизны бакалаврской работы;

2) определение степени готовности студента-выпускника к окончательной защите (соответствие содержания разделов названию темы, содержание и качество демонстрационного материала и т.п.);

3) оценка уровня освоения студентом-выпускником материала исследования;

4) выявление последовательности и лаконичности изложения доклада, а также обоснованности предлагаемых мероприятий;

5) предложения и рекомендации по улучшению структуры доклада.

Предзащита проводится руководителем бакалаврской работы.

Руководитель проверяет комплектность бакалаврской работы, знакомится с демонстрационным материалом.

Критерии, принимаемые во внимание на предварительной защите:

‒ соответствие содержания теме бакалаврской работы;

‒ полнота и правильность оформления работы (включая план работы и все необходимые разделы), а также количество и качество демонстрационного материала;

‒ степень владения выпускником материалом исследования, логичность и последовательность доклада, качество ответов на вопросы;

‒ умение корректно обосновывать и аргументировать мероприятия и рекомендации, предложенные в работе.

Рекомендуемая структура доклада, используемого при защите бакалаврской работы представлена в таблице 2. Время доклада - около 7 минут.

Таблица 2- Рекомендуемая структура доклада бакалаврской работы

Время Содержание доклада
2 минуты актуальность темы, цель бакалаврской работы и задачи, решаемые в ней, предмет, объект исследования и его краткая характеристика
3 минуты краткое изложение содержания работы: основные результаты, полученные в рамках предметной области исследования и сопутствующие им проблемы
2 минуты экономическое обоснование предлагаемых мероприятий, направленных на устранение проблем

Как правило, доклад строится в той же последовательности, в какой выполнена работа. В основу выступления должны быть положены предложения исполнителя работы, полученные в процессе написания бакалаврской работы. Более полное обоснованиедается тем предложениям, которые рекомендуются для внедрения в практику. В процессе подготовки доклада записываются тезисы.

В демонстрационный материал включаются наиболее показательные графики, таблицы, схемы, диаграммы и другие материалы, отражающие основные положения работы, которые рекомендуется представлять по ходу защиты бакалаврской работы.

Демонстрационный материал предполагает наличие титульного листа, на котором указывается набор стандартных реквизитов. Каждый вид иллюстративного материала имеет свой порядковый номер, количество материала согласовывается с руководителем бакалаврской работы.

По ходу предзащиты в доклад и демонстрационный материал вносятся изменения и дополнения. Отредактированные доклад и материал используются на окончательной защите.

В случае необходимости (наличие нерешенных вопросов, для консультации по тем или иным вопросам и пр.) руководитель бакалаврской работы приглашает на предзащиту других преподавателей кафедры.

Содержание и структура бакалаврской работы

Бакалаврская работа содержит следующие элементы:

− титульный лист;

− задание на выпускную квалификационную работу;

− аннотацию;

− содержание;

− введение;

− основную часть;

− заключение;

− список использованных источников;

− приложения.

Состав и структура дипломной работы бакалавра без приложений приведена в таблице 3.

Таблица 3 - Структура основной части бакалаврской работы без приложений

Содержание Структура работы, %
Введение ≈ 3 - 4
1 Теоретическая часть ≈ 24 - 27
2 Аналитическая часть ≈ 40 - 42
3 Рекомендательная часть ≈ 20 - 27
Заключение ≈ 5 - 9
Список использованных источников ≈ 5 - 9

В бакалаврскую работу вкладывается лист нормоконтроля, отзыв руководителя и рецензия с печатью.

На переплетенный экземпляр выпускной работы наклеивается обложка.

Титульный лист

Титульный лист является первым листом бакалаврской работы. Переносы слов в надписях титульного листа не допускаются. На титульном листе указывают классификационный код. На титульном листе указывается факультет, на котором учится студент –выпускник (факультет экономики и управления).

На титульном листе ставятся подписи студента-выпускника, руководителя, рецензента, нормоконтролера. Заверяется бакалаврская работа заведующим кафедрой.

Задание

Задание на бакалаврскую работу составляется и утверждается на выпускающей кафедре.

Бланк задания следует помещать после титульного листа. Задание содержит тему бакалаврской работы, исходные данные к работе, перечень подлежащих разработке вопросов, перечень графического материала, дату выдачи задания и срок сдачи работы с подписями руководителя и исполнителя. Заполняется бланк научным руководителем работы. Задание на бакалаврскую работу подписывается руководителем, студентом-выпускником и утверждается заведующим кафедрой.

Аннотация

Аннотация – это краткая характеристика бакалаврской работы с точки зрения содержания глав работы, основных результатов исследования, её практической значимости.

Аннотация приводится на русском и иностранном языках.

Аннотация на русском языке является третьим листом текстовой части бакалаврской работы.

Пример аннотации на русском языке на тему бакалаврской работы «Анализ эффективности использования оборотных активов организации» приведен в приложении Б.

Аннотация на иностранном языке располагается на следующем листе. Допускается аннотацию на русском и иностранном языках помещать на одном листе.

Содержание

Содержание бакалаврской работы должно включать перечень заголовков всех глав, параграфов работы, список использованных источников и приложения в строгом соответствии с текстом бакалаврской работы. В столбце справа параллельно каждому заголовку указывается номер страницы.

Введение

Во введенииобосновывается актуальность выбранной темы, четко оп­ределяется цель и формируются конкретные задачи исследования.

В нем указывается объект и предмет исследования, отражается степень изученности предмета исследования в литературе. Особое внимание следует обратить на методологию и методики исследования. Студент-выпускник должен определить и конкретизировать тот круг вопросов, который он намерен изучить, пояснив чем обусловлено ограничение круга исследуемых вопросов; указать какие проблемы он выносит на обсуждение и в рамках какого периода эти исследования проводились. При этом необходимо отметить, с чем связаны временные границы исследуемой проблемы, на каких фактических материалах строится дипломная работа и т.д. Во введении определяется практическое значение работы.

Актуальность темы определяется ее недостаточной разработанностью в теоретическом и практическом аспекте, проблемами организации и управления на предприятии.

Цель должна определять проблему исследования по выбранной теме, а также направления и методы их решения. Цель должна быть сформулирована кратко и четко, основываясь на актуальности темы исследования.

Задачи исследования должны содержать теоретические и практические результаты исследования, полученные в ходе написания бакалаврской работы. Задачи должны определять содержание работы.

Объектом исследования может выступать все то, на что направлена познавательная и иная деятельность. Обычно объектом исследования в бакалаврской работе является организация (предприятие).

Предметом исследования является тот или иной аспект деятельности предприятия, явление, которое подлежит исследованию. Предмет исследования формулируется исходя из названия темы бакалаврской работы. Например, если выбрана тема «Совершенствование маркетинговой деятельности организации», то предметом исследования бакалаврской работы будет непосредственно маркетинговая деятельность организации.

Методология исследования – это основные положения теории и специальные методы научного познания. К ним относятся диалектический метод, математические методы анализа, статистический анализ, социологические опросы, наблюдение и т.п.

Практическая значимость - возможность применения полученных результатов исследования в практической деятельности.

Введение целесообразно доработать после выполнения основной части работы, т.к. в данном случае появляется возможность более точно и ясно оп­ределить актуальность темы, цели и задачи исследования, отразить собст­венные подходы к их решению. По объему введение не должно превышать 2 страниц.

Основная часть

Содержание основной части бакалаврской работы должно отвечать заданию и требованиям кафедры. Основная часть работы включает главы, параграфы последовательно и логично раскрывающие содержание исследования.

В основной части работы должно быть три главы. Количество параграфов строго не регламентируется. Основная часть отражает теоретическое обоснование и состояние изучаемой проблемы, содержание и основные результаты выполненной работы.

Первая глава носит общетеоретический характер. Глубокое изучение теории должно послужить основой для правильного решения всех критических вопросов и получения верных, экономически обоснованных выводов и предложений. В ней на основе изучения учебной литературы, публикаций в периодической печати, современных экономических исследований рассматриваются причины возникновения, этапы исследования проблем, раскрывается сущность экономических категорий, систематизируются позиции российских и зарубежных ученых, затрагиваются дискуссионные вопросы. Студент-выпускник может аргументировать собственную точку зрения относительно понятий, проблем, определений, выводов, а не ограничиваться простым пересказом существующих в экономической литературе взглядов. В этой главе можно показать отраслевые особенности, связанные с деятельности исследуемой организации (предприятия), проблемы и перспективы на отечественном рынке, методики анализа по теме исследования.

При рассмотрении теоретических вопросов возможно использование статистического материала, который позволяет более аргументировано и наглядно, изложить свою точку зрения.

Примерный объем первой главы - 13-15 страниц.

Вторая главаносит аналитический характер, является более конкретной и детально раскрывающей существо рассматриваемой проблемы. В первом параграфе этой главы обычно дается организационно-экономическая характеристика организации (предприятия) с описанием истории возникновения, видов деятельности, динамики основных экономических показателей, организационной структуры управления и т д.

В качестве примера приведена форма таблицы, в соответствии с которой можно отразить динамику основных экономических показателей, характеризующих деятельность предприятия (таблица 4). После таблицы должны быть сделаны выводы.

Таблица 4 -Динамика основных экономических показателей, характеризующих деятельность ОАО «Н - ский механический завод» за 201Х-201Х гг.

Показатели Годы Абсолютное отклонение, (+,-) Темп роста, %
2013 от 2012 гг. 2014 от 2013 гг. 2013 к 2012 гг. 2014 к 2013 гг.
1 Выручка, тыс.р.              
2 Полная себестоимость продаж (включая управленческие и коммерческие расходы), тыс.р.              
3 Прибыль от продаж, тыс.р.              
4 Чистая прибыль, тыс.р.              
5 Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала, чел.              
               
Продолжение таблицы 4  
6 Фонд оплаты труда промышленно-производственного персонала, тыс.р.              
7 Среднемесячная заработная плата одного работающего, р.              
8 Основные средства (среднегодовая стоимость), тыс.р.              
9 Оборотные средства (среднегодовая стоимость), тыс.р.              
10 Среднегодовая стоимость имущества, тыс.р.              
11 Материальные затраты, тыс.р.              
12 Выработка на одного работающего, тыс.р.              
13 Затраты на рубль выручки, р.              
14 Фондоотдача, р.              
15 Материалоотдача, р.              
16 Оборачиваемость оборотных средств, в разах              
17 Рентабельность продукции, %           × ×
18 Рентабельность активов по чистой прибыли, %           × ×

Перечень показателей, приводимых в таблице 4, может быть незначительно расширен или сокращен.

Выводы делаются на основании результатов расчетов граф 5 – 8 по каждому показателю: насколько изменился показатель в указанных единицах измерения, на сколько процентов произошло изменение за весь период исследования с приведением влияющих факторов и причин.

В следующих параграфах проводится анализ согласно теме дипломной работы, выявляются закономерности и тенденции развития на основе использования собранных первичных и отчетных документов, статистической, оперативной управленческой информации за исследуемый период. На основе изучения специальной экономической литературы студент-выпускник останавливается на одной из предлагаемых методик анализа того или иного показателя, явления, процесса. Затем выполняет по выбранной методике анализ и в необходимых случаях диагностику. Так анализ фондоотдачи как обобщающего показателя эффективности использования основных фондов может быть выполнен по методикам таких авторов как Войтоловский Н.В., Савицкая Г.В., Пласкова Н.С., Шеремет А.Д. и др. При инвестиционном анализе можно руководствоваться работами Ендовицкого Д.А., Ковалева В.В. и др. Наиболее часто используемые методы стратегического анализа: SWOT-анализ, PEST-анализ, SNW-анализ и др. Перечень используемых методов определяется темой, содержанием собранного практического материала и другими факторами.

При написании второй главы работы студенты-выпускники должны показать умение самостоятельно анализировать фактологический материал, собранный в период практики, обобщать его, выявлять проблемы и формулировать выводы и предложения.

Содержание второй главы работы необходимо иллюстрировать таблицами, схемами, диаграммами и другими материалами, которые размещают по тексту работы или в виде приложений.

Примерный объем второй главы составляет 22-23 страниц.

Третья глава (11-15 страниц)должна содержать обобщение результатов анализа, основные направления повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также методическое, организационное и экономическое решение задач; предложения и рекомендации; мероприятия, позволяющие устранить угрозы и максимальным образом использовать имеющиеся возможности. В этой главе может определяться эффективность внедрения предложенных студентом-выпускником мероприятий и резервы повышения эффективности хозяйствования предприятия. Базой для разработки конкретных мероприятий и предложений служит проведенный анализ исследуемой проблемы во второй главе, а также имеющийся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт.

При написании дипломной работы следует обратить особое внимание на сохранение логической связи между главами.

Заключение

Заключение является своеобразным резюме, завершающей частью исследования, содержащей выводы по всем главам, практические предложения, базирующиеся на основе проведенных исследований как теоретического, так и практического материала.

Четкие и лаконичные выводы являются концентрацией основных положений работы. Здесь не следует помещать новые положения или развивать, не вытекающие из содержания работы идеи. Выводы представляют собой результат теоретического осмысливания и критической оценки исследуемой проблемы. В них содержатся как отрицательные, так и положительные моменты практики. Они являются обоснованием необходимости и целесообразности проведения рекомендуемых мероприятий.

Предложения и рекомендации должны быть органически увязаны с выводами и направлены на улучшение функционирования исследуемого объекта. При разработке предложений и рекомендаций обращается внимание на их обоснованность, реальность и практическую приемлемость. Заключение рекомендуется писать в виде тезисов, примерный объем 3-5 страниц.

Приложения

Приложения в работе являются дополнительным материалом к основному содержанию бакалаврской работы, подтверждают отдельные положения, выводы, предложения. К ним относятся промежуточные расчеты, таблицы дополнительных цифровых данных, формулы, рисунки. Также в приложения включаются данные по предприятию – объекту исследования. Это может быть организационная структура управления предприятием, бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность и т.д. Содержание приложений зависит от темы работы.

В приложениях целесообразно приводить графический материал большого объема, таблицы большого формата и т.д. Приложения следует оформлять как продолжение бакалаврской работы на листах, следующих за списком использованных источников. В тексте делаются ссылки на соответствующие приложения.

Приложение А

(обязательное)

Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования

Таблица А.1 – Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования

Шифр Наименование
ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
ОК-2 способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы
ОК-3 способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире
ОК-4 способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем
ОК-5 умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
ОК-6 способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
ОК-7 готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе
ОК-8 способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность
ОК-9 способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
ОК-10 способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков
ОК-11 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
ОК-12 способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
ОК-13 владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
ОК-14 владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного
ОК-15 владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
ОК-16 владеет средствами самостоятельного методически правильного использования м

Наши рекомендации