Анализ прибыли торгового предприятия, ее распределение
Внутрихозяйственный анализ прибыли включает: текущий (ретроспективный), оперативный, перспективный (прогнозный).
Текущий анализ проводится по отдельным периодам (год, квартал, месяц) на базе официальной отчетности и системного бухгалтерского учета. Его главной задачей является объективная оценка результатов деятельности предприятия, выявление неиспользованных резервов, мобилизация их для повышения экономической эффективности торгово-коммерческой деятельности в следующем хозяйственном году. Этот вид анализа имеет ряд недостатков. Во-первых, выявленные резервы, как правило, означают «упущенную» экономическую выгоду, поскольку она относится к прошлому периоду и ее можно будет учесть только в будущем периоде. Во-вторых, запоздалость получения соответствующей информации не позволяет своевременно восполнить выявленные недостатки в работе. В российской практике именно превалирует этот вид анализа. В зарубежной же практике значительную роль отводят оперативному повседневному анализу. Он основывается на данных первичного учета и непосредственного наблюдения за работой каждого структурного подразделения торгового предприятия и каждого работника в отдельности: на встречах с поставщиками товаров, покупателями, работниками данного предприятия и т.п. Этот вид анализа означает получение информации по принципу «из первых рук». Вместе с тем и этот анализ имеет элемент несовершенства: неточность, приближенность в расчетах. Широкое применение компьютерной техники позволит значительно повысить достоверность аналитических оценок при проведении данного вида анализа.
Особенность и специфика перспективного анализа заключается в рассмотрении процессов хозяйственной деятельности с позиций будущей перспективы (месяц, квартал, год и т.д.).
Предприятия торговли, продавая потребительские товары населению, способствуют реализации заключенного в них прибавочного продукта. Если рассматривать процесс товарного обращения отдельно, то в нем, прибавочный продукт не создается. Но в сфере обращения происходит также ряд производственных операций (транспортировка товаров, их хранение, подработка, подсортировка, упаковка и т.п.), которые создают прибавочный продукт. Доходом для торгового предприятия служит разница между продажной ценой товаров без НДС и акцизов ценой их приобретения. Может показаться, что эта разница есть простая надбавка к цене. Однако превышение цены товаров над их стоимостью на самом деле является денежным выражением части прибавочного продукта, характеризующего результат их финансово-экономической деятельности.
Каждое торговое предприятие в рыночных условиях хозяйствования должно обеспечивать достижение главной цели своего существования, а именно получение оптимальной прибыли, то есть прибыли, соответствующей нормативному значению. Причем обязательным условиям формирования прибыли должно быть соблюдение опережения темпа роста полученного эффекта по сравнению с увеличением затратного характера по реализации товаров как минимум на 1,5 – 2 пункта.
Цель проведения анализа прибыли – изыскание дополнительных источников для ее роста, не вовлеченных предприятием в исследуемом периоде.
Основными задачами анализа прибыли являются:
· привлечение необходимой информационной базы данных за исследуемый период;
· определение величины отклонения фактического размера прибыли от планового и в динамике;
· показ влияния отдельных факториальных признаков на рост или снижение размера полученной прибыли;
· разработка прогнозной модели формирования и использования прибыли в будущем году;
· осуществление контролинга за развитием прибыли в предстоящем периоде.
Финансовые результаты деятельности предприятия содержатся в форме №2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках», которая и является основным источником информации о доходах и расходах предприятия в исследуемом периоде.
Так, в частности, в плане счетов бухгалтерского учета, введенного в действие с 1 января 2001 года в разделе VIII «Финансовые результаты» приведены счета (счет 90 «Продажа»; счет 91 «Прочие доходы и расходы»; счет 99 «Прибыли и убытки» и т.п.). Счет 99 «Прибыли и убытки» содержит обобщенную информацию о формировании конечного финансового результате деятельности предприятия (организации) в отчетном году.
Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные. По дебету счета 99 отражаются убытки (расходы, потери), а по кредиту – прибыли (доходы). Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат отчетного периода, что находит свое выражение в бухгалтерской форме №2 «Отчет о прибылях и убытках».
Но в отличие от бухгалтерского учета формирования доходов и расходов (счет 99) в управленческом учете важнейшим условием является дифференциация прибыли по видам деятельности: от реализации товаров; производственной деятельности; реализации имущества предприятия; соотношения внереализационных доходов и расходов.
Это позволяет определить конкретное участие каждого вида деятельности в формировании общей (валовой) прибыли предприятия.
Анализ прибыли производится в следующей последовательности:
На первом этапе производится анализ выполнения плана прибыли в целом по предприятию и его отдельным подразделениям (если таковой учет на предприятии ведется) путем выявления тенденции изменения массы прибыли и рентабельности за исследуемый период. В этих целях следует исчислить темпы роста (снижения) анализируемых показателей.
На исследуемом предприятии отсутствует подобный учет, поэтому заменим его анализом сравнения показателей отчетного года с аналогичными данными предшествующих лет в динамике (см. табл. 4.2.1 и рис.22).
Таблица 4.2.1
Формирование важнейших экономических показателей торгово-хозяйственной деятельности предприятия в динамике
сумма – тыс. руб.
уровень – в % к обороту
Показатели | Символ | ХХХ1 | ХХХ2 | ХХХ3 | ХХХ4 | ХХХ5 | ХХХ6 | ХХХ6 в % к: | |
ХХХ1г. | ХХХ5г. | ||||||||
Выручка Валовой доход от продажи: Сумма Уровень Издержки обращения: Сумма Уровень Прибыль от реализации: Сумма | 19,99 6,29 | 22,5 13,06 | 24,23 15,76 | 24,29 15,38 | 27,88 11,77 | 29,24 18,64 | 103,7 151,6 - 307,3 - 79,6 | 78,3 82,1 - 123,9 - 51,5 | |
Рентабельность продаж Внереализационные доходы Внереализационные расходы Валовая (балансовая) прибыль: Сумма Уровень Чистая (нераспределенная) прибыль Уровень рентабельности всей хозяйственной деятельности | 13,7 - 13,8 8,96 | 9,44 8,89 5,78 | 8,47 8,01 5,14 | 8,90 8,14 5,26 | 16,11 - 16,04 16,04 | 10,60 9,55 6,54 | - 248,5 - 71,7 - 75,6 - | - - 152,4 46,6 - 31,9 - |
Для большей наглядности формирования прибылеобразующих показателей приведем рис.22.
Рис.22. Форматирование прибылеобразующих показателей в динамике на исследуемом предприятии
За шесть анализируемых лет выручка в действующих ценах возросла всего лишь на 3,7%; практически объем продаж остался на уровне первого года исследуемой динамики.
С учетом же ежегодной инфляции объем продаж товаров должен был возрасти более чем в 1,7 раза (174,6%) и составить в отчетном ХХХ6 году 57 501 тыс. руб. (32 933 тыс. руб. х 1,746), а не 34 140 тыс. руб. как это имеет место в реальной действительности.
Ежегодное снижение физического объема оборота на исследуемом предприятии происходит в результате открытия с 1995 года в зоне его деятельности трех аналогичных магазинов-конкурентов.
При росте объема продаж товаров в динамике на 3,7% издержки обращения возросли более чем в 3 раза (307%), причем из года в год темп их роста значительно опережал сравнимый показатель полученного эффекта (выручки).
Прибыль от реализации товаров за шесть исследуемых лет, несмотря на незначительный рост оборота снизилась на 20,4%. Доминирующим мотиватором снижения размера операционной прибыли явилось опережение темпа роста суммы издержек обращения по сравнению с возрастанием величины валового дохода более чем в 1,5 раза (155,7% = 307,3-103,7).
Если гипотетически предположить, что сумма издержек обращения в ХХХ6 году по сравнению со стартовым периодом ХХХ1 г. возросла тоже на 3,7%, то предприятие могло бы дополнительно получить операционную прибыль в размере 4 216 тыс. руб. (2 070 х 1,037 = 2 146 тыс. руб.; 6 362 – 2 146 = 4 216). В реальной же действительности этого не случилось: налицо – «упущенная экономическая выгода», которая в динамике составила 4 216 тыс. руб.
Главнейшими слагаемыми формирования прибыли от реализации товаров являются, с одной стороны, доходы, полученные от продажи, а с другой – расходы, связанные с их реализацией.
Годовая величина прибыли (за исключением ХХХ5 года) колебалась от 2 393 тыс. руб. до 4 512 тыс. руб. ХХХ5 год явился исключением из общих правил по всем буквально экономическим показателям в силу действия чисто объективных факторов: временное закрытие по ряду причин магазинов-конкурентов.
Начиная с ХХХ2 года и по ХХХ4 годы включительно величина операционной прибыли (а равно балансовой и чистой) ежегодно снижалась, главным образом, в связи с систематическим уменьшением объема оборота. Лишь только в одном году – ХХХ6 – объем прибыли превысил сравнимую величину ХХХ2 года. Формирование прибыли от реализации товаров осуществлялось главным образом благодаря постоянному росту дохода, полученного от продажи товаров на единицу реализованной продукции. За ХХХ1 – ХХХ6 гг. уровень дохода (торговой надбавки), как уже отмечалось, возрос на 9,25% к обороту. Но в еще большем размере возросла в динамике затратоемкость – на 12,35% к обороту. В результате рентабельность продаж товаров в динамике уменьшилась на 3,1% к обороту (13,7 – 10,6; 12,35 – 9,25).
Снижение физической величины оборота и чрезмерно высокий рост затрат по реализации товаров создали реальную экономическую предпосылку к ежегодной абсолютной потере операционной прибыли.
Лишь только благодаря, как уже отмечалось, высокому имиджу исследуемого предприятия оно смогло увеличить размер применяемой торговой надбавки к покупной цене товара почти на 10% к обороту, в результате чего сумма валового дохода в динамике увеличилась более чем в 1,5 раза (151,6%) при росте объема продаж только на 3,7%.
Значительное отстаивание темпа роста валового дохода от издержек обращения привело к ежегодному снижению полученной операционной прибыли. Так, в частности, в ХХХ6 году размер снижения операционной прибыли составил 19,8%, или 892 тыс. руб., по сравнению с ХХХ1 годом.
Если взять за 100% величину полученной прибыли от продажи товаров в ХХХ1 году, то ее было получено меньше в ХХХ2 году на 30,5%, в ХХХ3 году – на 38,7; в ХХХ4; году – на 47,0; в ХХХ6 году – на 19,8%.
Аналогичная тенденция прослеживается и за последние два года (см. табл.4.1.1). При снижении валового дохода на 17,9% сумма издержек обращения возросла на 23,9%. В итоге прибыль от реализации товаров снизилась почти вдвое (48,5%), или на 3 406 тыс. руб. Иными словами, при росте среднего размера торговой надбавки на 1,36% к обороту общая издержкоемкость увеличилась на 6,87%, в результате чего рентабельность продаж за два последних года снизилась на 5,51% к обороту.
Значительное же превышение величины внереализационных расходов над внереализационными доходами в ХХХ6 году на 360,0 тыс. руб. увеличило размер снижения балансовой прибыли по сравнению с аналогичным показателем операционной прибыли с 3 406 тыс. до 3 737 тыс. руб. (см. табл.4.2.3).
Экономическая теория и практика требуют проведения оценки не только конечных результатов хозяйственной деятельности торгового предприятия, но и показ степени влияния того или иного факториального признака на конечный результат работы, то есть на полученную прибыль. Этому посвящается второй этап анализа формирования прибыли. Результаты факторного анализа прибыли покажем на примере последних двух лет исследуемой динамики (табл. 4.2.3).
Влияние важнейших факторов на изменение операционной прибыли:
а) влияние снижения объема выручки в действующих ценах на уменьшение размера операционной прибыли:
в том числе:
– снижение физического объема оборота:
– рост цен на потребительские товары:
;
Таблица 4.2.3
Важнейшие экономические показатели
торгово-хозяйственной деятельности предприятия в динамике[19]
сумма – тыс. руб.
уровень – в % к обороту
Показатели | Символы | Прошлый год | Отчетный год | Отклонен. (+,-) | Темп роста в %% |
Выручка Валовой доход: Сумма Уровень Издержки обращения: Сумма Уровень Прибыль от реализации товаров: Сумма Рентабельность продаж Внереализационных доходы Внереализационных расходы Прибыль – всего (балансовая прибыль): Сумма Общая рентабельность Чистая прибыль | ; | 27,883 11,775 16,108 - 16,04 | 29,238 18,635 10,603 9,55 | -9478 1,355 6,86 -3406 -5,505 -3737 -6,49 -4761 | 78,3 82,1 - 123,9 - 51,5 - - в 15,2 р. 46,6 - 31,9 |
б) влияние роста среднего размера торговой надбавки на прирост операционной прибыли
в) влияние роста затратоемкости на снижение размера операционной прибыли
Влияние всех приведенных основных факторов на изменение операционной прибыли:
Общее влияние всех приведенных факторов (см. табл.4.2.4) на изменение балансовой прибыли (с учетом сальдо внереализационных доходов и расходов):
Таблица 4.2.4
Сводная таблица, характеризующая
влияние приведенных экономических факторов на изменение операционной и балансовой прибыли за два смежных периода
сумма – тыс. руб.
уровень – в % к обороту
Факторы | Влияние каждого факториального признака на изменение размера прибыли (операционной, балансовой) | |
сумма | уровень | |
- Снижение объема выручки - Увеличение среднего размера торговой надбавки - Рост общей затратоемкости | -1526,7 462,6 -2342,0 | 1,355 6,86 |
Итого: | -3406 | -5,505 |
- Увеличение внереализационных доходов - Увеличение внереализационных расходов | 0,24 -1,22 | |
Влияние всех факторов на изменение балансовой прибыли | -3737 | -6,49 |
Обобщенные результаты исследования высвечивают следующую картину:
а) влияние позитивных факторов на рост операционной прибыли:
– увеличение среднего уровня торговой надбавки…….462,6 тыс. руб.
– рост цен на товары……………………………………1 021,1 тыс. руб.
ИТОГО:…………………………………………………………...1 483,7 тыс. руб.
б) влияние негативных факторов на снижение размера операционной прибыли:
– снижение физического объема оборота……….……2 547,7 тыс. руб.
– рост общей издержкоемкости…………………..……2 342,0 тыс. руб.
ИТОГО:……………………………………………………………4 889,7 тыс. руб.
Совокупное превышение действия негативных факторов над позитивными в итоге привело к снижению размера прибыли от продажи товаров на 3 406 тыс. руб. (4 889,7-1 483,7).
Однако превышение величины отклонения внереализационных расходов над внереализационными доходами на 331 тыс.руб. (413 – 82) в итоге привело к возрастанию снижения размера балансовой прибыли с 3 406 тыс.руб. до 3 737 тыс.руб.
Но на практике имеет большое значение не только проведение количественно измеримого факторного анализа важнейших прибылеобразующих показателей, но и оценка участия каждой товарной группы в их формировании за исследуемый период. Обратимся к помощи табл.4.2.5.
Таблица 4.2.5
Сложившиеся удельные веса важнейших
прибылеобразующих показателей в общем итоге соответствующего
показателя за два последних года на исследуемом предприятии
в % к итогу
Товарные группы | Прошлый год | Отчетный год | ||||||||||||||
выручка | зан. место | вал. дох. | зан. место | изд. обр. | зан. место | приб. от пр. | зан. место | выручка | зан. место | вал. дох. | зан. место | изд. обр. | зан. место | приб. от пр. | зан. место | |
«A» | 38,2 | 24,6 | 39,6 | 13,6 | 30,5 | 25,0 | 30,0 | 16,2 | ||||||||
«B» | 24,1 | 32,6 | 25,5 | 37,9 | 27,8 | 35,9 | 28,0 | 49,9 | ||||||||
«C» | 21,3 | 14,9 | 24,9 | 7,5 | 22,6 | 23,1 | 31,4 | 8,6 | ||||||||
«L» | 9,1 | 6,5 | 6,1 | 6,9 | 11,5 | 8,3 | 8,1 | 8,7 | ||||||||
«Q» | 7,3 | 21,4 | 3,9 | 34,1 | 7,6 | 7,7 | 2,5 | 16,6 | ||||||||
Итого: |
За два смежных периода весомый вклад в формирование прибыли от продажи товаров (операционной прибыли) внесли такие две товарные группы, как «В» и «Q». Так, например, товарная группа «В», занимая вторую позицию в объеме реализации товаров и по затратному характеру, тем не менее имеет самый высокий удельный вес прибыли в общем итоге. Например, за отчетный год эта доля составила 49,9%, то есть 1-е место.
Товарная группа «Q», занимая последнее пятое место по выручке и затратам, тем не менее по операционной прибыли занимает 2-е место, или 16,6% всей полученной прибыли.
Только эти две товарные группы позволили получить предприятию в отчетном году 66,5% всей прибыли; правда, это на 5,5% меньше сравнимого показателя прошлого года (72%). Думается, что исследуемому предприятию есть над чем задуматься, прогнозируя бюджет формирования прибыли от реализации товаров на будущий год, так как от данных товарных групп прежде всего зависит ожидаемая величина операционной прибыли, а следовательно, и стабильность экономического и финансового роста предприятия.
Предприятию следует обратить внимание на товарную группу «А». Занимая 1-е место в обороте (30,5%), 2-е место в валовом доходе (25,0%) и 2-е место по издержкам обращения (30,0%), тем не менее по формированию операционной прибыли она занимает лишь 3-е место (16,2% всей прибыли отчетного года). Главная причина этого – высокая издержкоемкость реализации данной товарной группы. Исследование формирования причин столь высокой издержкоемкости может найти и здесь неиспользованные внутренние резервы для дальнейшего снижения затратоемкости и на этой основе – увеличение удельного веса полученной прибыли в общем ее объеме.
Самой же издержкоемкой товарной группой является товарная группа «С», на долю которой приходится, например, в отчетном году: по обороту 4-е место, валовому доходу – 3-е место, издержкам обращения – 1-е место, а в итоге по операционной прибыли – 5-е последнее место. Снижение издержек обращения на 1% при прочих равных условиях, позволило бы предприятию получить дополнительную операционную прибыль от реализации товарной группы «С» в размере почти 20 тыс. руб. в год.
Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется не только результатами ее формирования, но и характером ее распределения – этому посвящен четвертый этап анализа прибыли. Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия.
Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Высокая роль характера распределения прибыли в деятельности предприятия определяется следующими основными положениями:
1. Распределение прибыли непосредственно реализует главную цель политики управления ею – повышение уровня благосостояния собственников предприятия. Они получают в конце определенного периода времени, чаще всего года, доходы на вложенный капитал в виде дивидендов, процентов и т.п.
2. Распределение прибыли является основным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости предприятия. В прямой форме это воздействие проявляется в обеспечении прироста капитала в процессе капитализации части распределенной прибыли.
3. Пропорции распределения прибыли определяют темпы реализации стратегии развития предприятия. Эта стратегия реализуется в процессе инвестиционной деятельности предприятия, объемы которой определяются возможностями формирования финансовых ресурсов, в первую очередь за счет внутренних источников. А реинвестируемая в процессе распределения прибыль является основным из этих внутренних источников.
4. Характер распределения прибыли является важнейшим индикатором инвестиционной привлекательности предприятия. В процессе привлечения собственного капитала из внешних источников, уровень выплачиваемых дивидендов (или других форм инвестиционного дохода) является одним из основных оценочных критериев. Кроме того, как было показано выше, возрастание уровня дивидендных выплат определяет соответствующий рост стоимости акций на фондовом рынке, формируя дополнительный доход инвесторов.
5. Распределение прибыли является одной из действенных форм воздействия на трудовую активность персонала предприятия. Объемы и формы участия персонала в распределении прибыли определяют уровень трудовой мотивации работников, способствуют стабилизации персонала и росту производительности труда.
6. Пропорции распределения прибыли формируют уровень обеспечения дополнительной социальной защищенности работников, в условиях низкой действенности государственных форм социальной защищенности занятых работников. Эта роль распределительного механизма прибыли на предприятии позволяет дополнить их минимальную социальную
защищенность.
7. Характер распределения прибыли оказывает влияние на уровень текущей платежеспособности предприятия. При направлении чистой прибыли в воспроизводственную деятельность предприятия, а также наличие нераспределенной прибыли значительно повышают платежеспособность предприятия, так как увеличивают величину его собственного капитала, и
наоборот.
8. Пропорции распределения капитализируемой прибыли значительно влияют на стабильность коммерческой деятельности предприятия. Чем больше этих средств накопления будет направлено на прирост оборотного капитала, тем больше предприятие сможет купить потребительских товаров в будущем периоде, тем самым увеличивая свою прибыль, и
наоборот.
Основной целью политики распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями с учетом обеспечения реализации стратегии его развития и роста его рыночной стоимости.
Исходя из этой основной цели в процессе формирования политики распределения прибыли предприятия решаются следующие основные задачи:
1) обеспечение получения собственниками необходимой нормы прибыли на инвестируемый капитал;
2) обеспечение приоритетных целей стратегического развития предприятия за счет капитализируемой части прибыли;
3) обеспечение стимулирования трудовой активности и дополнительной социальной защиты персонала и др.
В процессе формирования политики распределения прибыли на данном предприятии обеспечивается ее использование по следующим основным направлениям, ежегодно предусматриваемым в бюджете доходов и расходов предприятия (рис. 2.2.3).
Рис.23. Основные направления распределения прибыли предприятия за отчетный период
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации на каждом предприятии к Уставу обязательно прилагается коллективный договор по формированию и использованию чистой прибыли, заключаемый сроком на три года между работодателем и работниками; через каждые три года данный договор пересматривается и при необходимости корректируется с учетом новых условий хозяйствования. В данном договоре регламентируются права и обязанности обеих сторон.
Тем не менее ежегодно на предприятии принимается учетная политика на предстоящий год, в которой, в частности, предусматривается использование так называемой чистой прибыли на конкретные цели либо только в сумме, либо только в процентном отношении к чистой прибыли (бухгалтерский счет №84) – см. рис. 23.
Но не обязательно вся прибыль должна быть распределена на указанные цели. Нераспределенная прибыль может быть приведена полностью в III-м разделе бухгалтерского баланса «Капитал и резервы». Наличие этой суммы в балансе делает предприятие (организацию) в экономическом плане более привлекательным для инвесторов, кредиторов, банков и т.п.
Таким образом механизм распределения прибыли выполняет в итоге следующие основные функции:
– является мерилом оценки деятельности предприятия;
– служит источником пополнения государственного бюджета;
– выступает источником вознаграждения владельца акций, паев в уставном капитале предприятия;
– является источником самофинансирования развития предприятия;
– используется в качестве источника материального поощрения.
Глубокий анализ формирования и использования прибыли представляет собой важный информационный источник разработки обоснованного прогноза и на его основе плана прибыли как на предстоящий год, так и перспективу.