Тема 9. аутсорсинг и аутстаффинг в управлении проектами
ЦЕЛЬ: ознакомиться с понятиями аутсорсинг и аутстаффинг в управлении проектами.
Аутсорсинг является одной из наиболее современных и успешных бизнес-моделей, позволяющих добиться реальных конкурентных преимуществ. Современный аутсорсинг в области информационных технологий – достаточно распространенное явление, имеющее ряд особенностей, которые будут рассмотрены в этой теме.
Широкое распространение аутсорсинга в мире современного бизнеса – это относительно новое явление, хотя сам по себе аутсорсинг и не является изобретением последнего времени.
Дело в том, что в современном мире развитой рыночной экономики компании сталкиваются с беспрецедентным давлением со стороны рынка. Выживают и добиваются успеха только те, кто ведет свой бизнес наиболее эффективным способом, добиваясь снижения операционных расходов при сохранении высокого качества товаров и услуг. Для увеличения эффективности деятельности, компании вынуждены все более специализироваться, сосредотачивая максимальные ресурсы лишь на тех видах деятельности, в которых они наиболее успешны. Аутсорсинг является одной из наиболее современных и успешных бизнес-моделей, позволяющих добиться реальных конкурентных преимуществ как раз за счет перенесения всех не основных для компании видов деятельности на плечи сторонних организаций, что дает возможность полностью сосредоточиться лишь на основных видах деятельности, в которых компания имеет серьезные преимущества перед конкурентами.
Что такое аутсорсинг?
При переводе на русский язык «в лоб» звучит как «заимствование ресурсов извне». Другими же словами, аутсорсинг – это выполнение сторонней организацией определенных задач или некоторых бизнес-процессов, обычно не являющихся профильным для бизнеса компании, но, тем не менее, необходимых для полноценного функционирования бизнеса. При использовании аутсорсинга компания может сосредоточить все свои ресурсы на том виде деятельности, который считает основным, и передать остальные (поддерживающие, сопутствующие) функции надежному и профессиональному партнеру.
Аутсорсинг – это выполнение сторонней организацией определенных задач или некоторых бизнес-процессов, не являющихся профильными для бизнеса компании, но необходимых для полноценного функционирования бизнеса.
Наиболее часто аутсорсингу подлежат:
· информационные технологии, включая разработку, интеграцию, внедрение или поддержку программного обеспечения,
· ведение бухгалтерии,
· расчет заработной платы,
· набор и обучение персонала,
· административная поддержка,
· маркетинговые и PR услуги,
· обслуживание корпоративной собственности,
· организация питания и уборки офиса,
· служба безопасности.
Частично аутсорсинг используется с весьма давних времен. Например, уже давно было принято не держать в каждой компании специальную службу охраны, а пользоваться услугами специальных охранных фирм. Однако тенденцией последнего времени, особенно в странах (и секторах экономики) с развитой рыночной конкуренцией, является чрезвычайно широкое использование аутсорсинга. В настоящее время не редкость, когда компании для всех упомянутых выше вспомогательных видов деятельности не держат специальных сотрудников, а пользуются услугами специальных фирм.
Например,
ü для организации регулярной уборки помещения заключается договор с клининговой фирмой вместо того, чтобы держать штат уборщиц;
ü для организации набора персонала заключается договор с рекрутинговым агентством вместо содержания собственной кадровой службы;
ü для организации регулярных курсов повышения квалификации сотрудников заключается договор с образовательной организацией (учебным центром), специализирующейся именно на учебной деятельности, вместо содержания собственных преподавателей и организаторов учебного процесса.
В последнее время популярность приобретает и аутсорсинг менеджмента проектов. При этом именно для функции профессионального управления проектом нанимается специальная аутсорсинговая компания, специализирующаяся на этом виде деятельности.
Плюсы и минусы аутсорсинга.
Аутсорсинг, безусловно, обладает рядом преимуществ по сравнению с классической бизнес-моделью, когда компания, наряду с основным бизнесом, занимается еще и всеми обеспечивающими функциями.
На стратегическом уровне аутсорсинг позволяет:
- сфокусировать внимание на основном бизнесе;
- уменьшить необходимость инвестиций в неосновные фонды;
- гибко реагировать на изменения на рынке (кризисы, дефолты) и внутри компании (реорганизации, реструктуризации, слияния, поглощения) и др.
Тактические преимущества аутсорсинга следующие:
· отсутствие необходимости в расширении штата компании;
· сокращение косвенных (накладных) расходов. Важно подчеркнуть, что речь о снижении только косвенных расходов, а не всех вообще расходов: в ряде случаев аутсорсинг может вести и к росту затрат. Однако даже и в последнем случае многие компании готовы пойти на возможный рост затрат в связи с переходом на аутсорсинг в основном ради того, чтобы получить преимущества от сосредоточения усилий на своей основной деятельности;
· гарантированное качество услуг, предоставляемых профессиональной аутсорсинговой компанией.
Однако аутсорсинг имеет и ряд минусов:
- это может быть довольно дорогим удовольствием. Например, услуги профессиональной клининговой компании могут обойтись существенно дороже заработной платы уборщицы;
- аутсорсингом нужно управлять, что не тривиально. Управление аутсорсингом может иметь весьма специфические сложности, в особенности, если речь идет о разработке программного обеспечения;
- наконец, аутсорсинг, в особенности в области разработки программного обеспечения, несет в себе ряд дополнительных рисков.
В каких случаях использование аутсорсинга наиболее эффективно? Вот основные из таких ситуаций:
ü Компания принимает стратегическое решение сосредоточить ресурсы на основном виде деятельности.
ü Компания переживает период внутренних перемен (реструктуризация, реорганизация, процесс слияния, поглощения). Передача в этот момент части внутренних функций является наиболее безболезненным путем решения задач, стоящих перед организацией.
ü Бизнес растет и нагрузки на отдельные функции увеличиваются пропорционально с ним. Используя аутсорсинг, отпадает необходимость нанимать дополнительный персонал и оборудовать рабочие места – аутсорсинговый партнер выполнит любой объем работы точно и в срок.
ü Крупные компании часто сталкиваются с тем, что стоимость неосновных бизнес-процессов становится непропорционально высокой. Использование аутсорсинга в этом случае может дать ощутимую экономическую выгоду.
ü Компания испытывает недовольство тем уровнем сервиса, который оказывают внутренние службы.
Аутстаффинг.
Аутсорсинг – не единственная бизнес-стратегия, дающая компании возможность сосредоточиться на тех видах деятельности, в которых она видит свои основные конкурентные преимущества. В последнее время большую популярность приобретает и другая стратегия, направленная на реализацию той же цели — аутстаффинг.
Аутстаффинг – это вывод персонала за штат компании и трудоустройство его в специальное аутстаффинговое агентство. Иногда компаниям экономически выгоднее вывести персонал, подлежащий сокращению, или временный персонал, набранный для выполнения конкретного проекта, за штат, а не проводить его через свой отдел кадров.
Чаще всего этой услугой пользуются крупные международные корпорации, в которых управлению человеческими ресурсами уделяется огромное внимание. Участвуя в программе аутстаффинга, эти компании сокращают расходы по содержанию персонала – им не надо думать о разработке компенсационных пакетов, заботиться о планах развития карьеры, тренингах, решать спорные трудовые вопросы – все это осуществляет аутстаффинговое агентство. Немаловажно также, что в случае необходимости провести сокращения компания не подрывает свой имидж и стоимость своих акций, потому что формально никаких сокращений не происходит.
Итак, фактически сотрудники работают в компании, однако, формально они числятся работниками агентства, оказывающего эту услугу. В агентстве лежат их трудовые книжки, ведутся личныедела, выплачивается зарплата и все связанные с ней налоги и выплаты, аесли необходимо, осуществляются процедуры по завершению трудовогодоговора. Компания ежемесячно выплачивает агентству фиксированнуюсумму, включающую в себя комиссию за аутстаффинг и стоимостьрасходов по содержанию персонала в штате агентства.
Аутстаффинг эффективен, если:
- в компании существует жесткое ограничение по численности персонала или по фонду оплаты труда;
- необходимо привлечение персонала для выполнения временных работ или проектов (выполнение дополнительного объема работ, сезонные работы), в т.ч. необходимо снизить затраты, вызванные простоями;
- для проверки кандидата необходим более длительный, чем установлен действующим законодательством, испытательный срок.
Аутстаффинг позволяет:
- сократить административные издержки;
- решить проблемы, связанные с ограничением штата;
- оптимизировать отношения с персоналом, задействованным в отдельных проектах, в том числе выплачивать бонусы и вознаграждения;
- ввести дополнительный нематериальный стимул для работников – быть переведенными в штат;
- увеличить мобильность в вопросах привлечения, сокращения персонала;
- освободить собственные кадровые службы и бухгалтерию от части функций в области ведения бухгалтерского и налогового учета, а также кадрового делопроизводства;
- сохранить или получить статус малого предприятия, возможность работать по упрощенной системе налогообложения;
- снизить финансовую нагрузку и риски и увеличение прибыли в расчете на одного сотрудника;
- исключить риски трудовых споров (эти риски несет аутстаффинговое агентство).
Очевидным результатом этого является повышение эффективности компаний, снижение расходов и усиление позиций на рынке.
В связи с развитием информационных технологий, в особенности Интернета, в последнее время аутстаффинг иногда принимает форму «виртуального офиса». В данной разновидности ведения бизнеса персонал, предоставляемый компании аутстаффинговым агентством, фактически работает в компании, но физически не присутствует в офисе компании. Физически персонал работает в помещениях аутстаффингового агентства, общаясь с компанией-работодателем по Интернету. Такой режим работы дает еще больше выгод компании, пользующейся аутстаффингом, поскольку отпадает необходимость в содержании дополнительных производственных площадей и оборудования. Не все виды бизнеса позволяют использовать технологию «виртуального офиса», но проекты по разработке программного обеспечения позволяют, и в этой области технология «виртуального офиса» распространяется все шире.
Аутсорсинг – это выполнение сторонней организацией определенных задач или некоторых бизнес-процессов, обычно не являющихся профильным для бизнеса компании, но, тем не менее, необходимых для полноценного функционирования бизнеса.
Аутстаффинг – это вывод персонала за штат компании и трудоустройство его в специальное аутстаффинговое агентство.
Обе эти бизнес-стратегии все чаще применяются в последнее время с целью позволить компаниям сосредоточиться на тех видах деятельности, в которых они имеют конкурентные преимущества. Аутсорсинг программных проектов, как правило, вызван необходимостью снижения затрат на разработку программного обеспечения. Реализация аутсорсинговых программных проектов связана с рядом специфических трудностей, а именно, с необходимостью координации действий заказчика-потребителя разрабатываемого продукта и аутсорсинговых компаний-субподрядчиков, разрабатывающих отдельные его компоненты, когда «субподрядчики» как правило не имеют непосредственного контакта с заказчиком. Следует при этом уделять особое внимание менеджменту проекта и интеграции и тестированию системы в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Новиков Ф.А. Управление проектами и разработкой ПО: учебно-методическое пособие / Ф.А. Новиков, Э.А. Опалева, Е.О. Степанов. – Москва: Инфра–М, 2008. – 255 с.
2. Сергеев, И.В. Экономика организации (предприятия): учебное пособие / И.В. Сергеев. – Москва: Финансы и статистика, 2008. – 573 с.
ТЕМА 10. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ
ЦЕЛЬ: рассчитать калькуляцию затрат.
Стоимость сырья и основных материалов рассчитывают исходя из их потребности на годовой выпуск продукции и действующих оптовых цен. Результаты расчета сводятся в таблицу 6.
Таблица 6
Расчет стоимости сырья и основных материалов
Наименование | Количество в смену, кг | Количество на годовой выпуск, кг | Цена за ед., руб. | Сумма, тыс. руб. |
1. | ||||
2. | ||||
4. и т. д. | ||||
Итого |
Транспортно - заготовительные расходы.
Принимаются в размере 5% от стоимости сырья и основных материалов.
ТЗ = Ссырья × 0,05,
где Ссырья – стоимость сырья, тыс. руб.
В статью затрат вспомогательные материалы включаются затраты на материалы, которые, не являясь составной частью продукции, используются как необходимые компоненты при ее изготовлении для обеспечения нормального технологического процесса и упаковки продукции.
Стоимость вспомогательных материалов рассчитывают по нормам их расхода на годовой выпуск продукции и ценам их приобретения с учетом транспортно - заготовительных расходов.
Результаты расчета сводятся в таблицу 7.
Таблица 7
Расчет стоимости вспомогательных материалов
Наименование | Ед. изм. | Количество в смену, кг | Количество на годовой выпуск, кг | Цена за ед., руб. | Сумма, тыс. руб. |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. и т.д. | |||||
Итого |
Рассчитать стоимость тары и упаковки и свести в таблицу 8.
Таблица 8
Расчет стоимости тары и упаковочных материалов
Наименование | Ед. изм. | Количество в смену | Количество на годовой выпуск | Цена за ед., руб. | Сумма, тыс. руб. |
1. | шт. | ||||
2. | шт. | ||||
3. и т. д. | шт. | ||||
Итого |
Топливо и энергия на технологические цели.
В данную статью включают стоимость приобретаемых со стороны топлива и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели. Годовая потребность в топливе и энергии определяется на основе сменного расхода и числа смен работы предприятия в год.
ТиЭ = Рсм ×Мст,
где Рсм – расход энергии в смену;
Мст – число смен работы предприятия.
Стоимость энергозатрат и воды рассчитывают по действующим тарифам и годовой потребности в них. Результаты расчета сводятся в таблицу 9.
Таблица 9
Расчет стоимости топлива и энергии на технологические цели
Наименование | Выработка | Норма | Количест- | Количество | Цена за | Сумма, |
т | на | во в | на | ед. | тыс. руб. | |
1 т | смену | год | руб. | |||
Холод, Дж | ||||||
Электро- | ||||||
энергия, кВтч | ||||||
Пар, т | ||||||
Вода, м³ | ||||||
Газ, м³ | ||||||
Сжатый воздух, м³ | ||||||
Итого |
Расходы на оплату труда.
В статье отражаются расходы на оплату труда производственных рабочих (ЗП раб).
Отчисления в социальные фонды
Определяется от суммы на оплату труда производственных рабочих по установленной законодательством норме, которая составляет 34%
СН = ОТ × 0,34
Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования.
Расчет затрат по этой статье включает амортизацию оборудования и транспортных средств, затраты на эксплуатацию, текущий, средний и капитальный ремонты, возмещение износа малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и приспособлений. Величина расходов по содержанию и эксплуатации оборудования принимается на уровне 15,4 % от балансовой стоимости оборудования.
Аоб. = Соб. × 0,154
Цеховые расходы.
К статье относятся затраты по обслуживанию и управлению цехами основного производства.
1. Содержание цехового персонала.
Отражает расходы на оплату труда аппарата управления предприятия с учетом отчислений на социальные нужды. (34%)
С1 = ЗПауп + ЗПауп × 0,34
2. Амортизация основных технологических цехов.
Принимается в размере 1,7 % от стоимости зданий и сооружений.
С2 = Сзд × 0,017
3. Содержание зданий и сооружений.
- стоимость освещения - сумма определяется от стоимости электроэнергии на технологические цели в размере 4 %
СО = Сэн × 0,04
- стоимость отопления - сумма определяется от стоимости пара на технологические цели в размере 15 %
СТ = Спар × 0,15
- прочие расходы - сумма определяется в размере 0,5 % от стоимости зданий.
ПР = Сзд × 0,005
Итого С3
4. Охрана труда, изобретательство и рационализаторство.
Расходы по данной статье принимаются в размере 5% от заработной платы производственных рабочих. С4 = ЗПраб × 0,05
5. Износ малоценного и быстроизнашивающегося инвентаря. Принимается на уровне 2 % от стоимости технологического оборудования.
С5 = Соб × 0,02
5. Прочие цеховые расходы.
В статью включаются расходы, не предусмотренные предыдущими статьями. Величина прочих цеховых расходов принимается на уровне 1 % от фонда заработной платы основных производственных рабочих.
С6 = ЗПраб × 0,01
Результаты расчета цеховых расходов сводятся в таблицу 10.
Таблица 10
Смета цеховых расходов
Статьи расходов | Сумма, тыс. руб. |
1. Содержание цехового персонала | |
2. Амортизация основных технологических цехов | |
3. Содержание зданий и сооружений | |
4. Охрана труда, изобретательство и рационализаторство | |
5. Износ малоценного и быстроизнашивающегося инвентаря | |
6. Прочие цеховые расходы | |
Итого |
Общезаводские расходы.
Сумму этих расходов принимают на уровне 10 % от фонда заработной платы производственных рабочих.
ОР = ЗПраб × 0,1
Прочие производственные расходы.
Эти расходы принимают на уровне 2-3 % от суммы предыдущих статей
себестоимости продукции.
Прочие внепроизводственные расходы.
Эти расходы принимают на уровне 2-4 % от суммы предыдущих статей
себестоимости продукции.
Результаты расчета полной себестоимости товарной продукции сводится в таблицу 11.
Таблица 11
Проектная полная себестоимость товарной продукции
Статьи затрат | Продукт А, тыс. руб. | Продукт Б, тыс. руб. |
1. Сырье и основные материалы | ||
2. Транспортно-заготовительные расходы | ||
3. Вспомогательные материалы | ||
4.Тара и упаковочные материалы | ||
5.Топливо и энергия на технологические цели | ||
6.Расходы на оплату труда | ||
7. Отчисления в социальные фонды | ||
8. Амортизация оборудования | ||
9. Цеховые расходы | ||
10. Общезаводские расходы | ||
12. Прочие производственные расходы | ||
13. Производственная себестоимость | ||
14. Прочие внепроизводственные расходы | ||
15.Полная себестоимость |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Чечевицына, Л.Н. Экономика предприятия: учебное пособие / Л.Н. Чечевицына, Е.В. Чечевицына. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 378 с.
2. Чуев, И.Н.Экономика предприятия: учебник / И.Н. Чуев, Л.Н. Чуева. – Москва: Дашков и К, 2008. – 414 с.
3. Экономика организации (предприятия): учебник / Е.В. Арсенова [и др.]. – Москва: Экономистъ, 2009. – 617 с.