Анализ системы менеджмента качества ЗАО «ЧЗМК»
Разработка, внедрение и сертификация систем менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ISO серии 9000 приобретают в последнее время все более широкий характер. В этой связи особенно актуальными и значимыми становятся вопросы оценки результативности СМК. Очевидно, для такой оценки необходимо использовать определенную систему показателей, разработка и обоснование которой представляет собой достаточно сложную задачу.
Это объясняется, во-первых, высокой степенью взаимосвязанности показателей: изменение одних может быть следствием изменения других, из-за чего бывает очень трудно выделить наиболее значимый показатель. Во-вторых, в зависимости от сферы деятельности той или иной организации выделяемые ими показатели могут существенно различаться. Кроме того, СМК представляет собой часть менеджмента организации, деятельность которой направлена на эффективное управление процессами, которые, так или иначе, влияют на качество выполнения требований и удовлетворения потребностей заинтересованных сторон (потребителей, деловых партнеров, персонала предприятия, владельцев и акционеров). Для всестороннего анализа и оценки любого процесса управления, или аспекта деятельности организации, могут использоваться не только количественные, но и качественные показатели.
В ЗАО «ЧЗМК» разработана, внедрена и находится в рабочем состоянии система менеджмента качества на изготовление съемных грузозахватных приспособлений, перебазировку, диагностирование, эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт грузоподъемных кранов и на электрофизические измерения электроустановок мощностью до 1000 В.
По результатам анализа производственной деятельности предприятия определены следующие процессы:
1) управление документацией;
2) ответственность руководства;
3) менеджмент ресурсов;
Производство услуг.
Управление документацией в ЗАО «ЧЗМК» включает следующую деятельность:
1) проверку документов на адекватность до их выпуска;
2) анализ и актуализацию по мере необходимости и переутверждение документов;
3) обеспечение идентификации изменений и статуса пересмотра документов;
4) обеспечение наличия соответствующих версий документов в местах их применения;
5) обеспечение сохранения документов четкими и легко идентифицируемыми;
6) обеспечение идентификации документов внешнего происхождения и управление их рассылкой;
7) предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов и применение соответствующей идентификации таких документов, оставленных для справочно-информационных целей.
Главной целью управления документацией является обеспечение наличия нужного документа системы качества в нужный момент в нужном месте.
Управлению подлежит следующая документация:[12]
1) документация системы менеджмента качества (Политика и цели в области качества, Руководство по качеству, стандарты предприятия, паспорта процессов, программа «Качество»);
2) внешние ТНПА (технические регламенты, технические кодексы, государственные стандарты, технические условия);
3) техническая документация (проектно-сметная документация);
4) должностные инструкции;
5) договоры (контракты);
6) организационно–распорядительная документация.
Для подтверждения соответствия требованиям и результативности функционирования системы менеджмента качества в ЗАО «ЧЗМК» ведутся и поддерживаются в рабочем состоянии следующие записи:
1) результаты анализа производства продукции со стороны руководства;
2) данные об образовании, подготовке, повышении квалификации, навыках и опыте персонала;
3) записи, необходимые для обеспечения доказательства того, что процессы создания продукции и созданная в результате продукция соответствуют установленным требованиям;
4) записи результатов анализа (требований, относящихся к продукции) и действий, вытекающих из анализа;
5) данные о результатах оценивания и любых необходимых действий, вытекающих из оценки поставщиков;
6) записи по результатам регистрации способности специальных процессов достигать запланированных результатов;
7) данные о состоянии продукции, поставленной потребителем (потеря, нанесение повреждений, другие случаи непригодности);
8) данные по калибровке и поверке контрольного, измерительного и испытательного оборудования, откалиброванного и (или) поверенного в установленные периоды или перед его применением по образцовым эталонам;
9) записи (внутренних) аудитов и их результаты;
10) данные, свидетельствующие о соответствии качества продукции и выполняемых работ установленным требованиям при контроле и испытании, с указанием лица, разрешившего выпуск продукции;
11) данные о характере несоответствий и любых последующих предпринятых действиях, включая полученные разрешения на отклонения;
12) данные о проведенных корректирующих действиях и их результативности.
Основным показателем, характеризующим работу по управлению документацией в ЗАО «ЧЗМК», можно рассматривать процент документов, которые не соответствуют требованиям стандартов. Это несоответствие определяется в ходе аудиторских проверок и текущего контроля со стороны руководства. Данные аудиторских проверок на ЗАО «ЧЗМК» представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Соответствие документов ЗАО «ЧЗМК» требованиям стандартов
Вид документации | |||||||||
Всего | КНД | %НД | Всего | КНД | %НД | Всего | КНД | %НД | |
Документация производственной деятельности | 4,6 | 4,1 | 1,1 | ||||||
ТНПА | 6,2 | 4,4 | 4,4 | ||||||
Техническая документация | 10,9 | 8,7 | 8,2 | ||||||
Должностные инструкции | 8,3 | 6,5 | 6,3 | ||||||
Договоры на производство продукции | 1,1 | 1,7 | 0,8 | ||||||
Организационно-распорядительная документация | 6,3 | 2,7 | 1,3 | ||||||
Итого | 6,4 | 4,5 | 3,7 |
Динамику изменения результативного показателя можно проследить на рисунке 2.
Рисунок 2 – Динамика изменения показателя несоответствующей документации за период 2012-2014 гг.
В 2013 г. данный показатель заметно снизился по сравнения с 2012 г. в 1,4 раза. В 2014 г. снижение процента несоответствующей документации составило 21 %, чему поспособствовало проведение корректирующих мероприятий, разработанных по результатам аудиторских проверок.
Построенный график наглядно показывает снижения количества несоответствующей документации на предприятии, что положительно характеризует работу по совершенствованию в ЗАО «ЧЗМК».
Однако негативным моментом на фоне положительной тенденции изменения данного показателя все еще остается достаточно большое количество несоответствий технической документации. Для снижения общего показателя несоответствующей документации и технической документации в частности можно возложить функцию контроля за документами, сопровождающими производство продукции, на отдельное лицо или структурное подразделение. Таким подразделением может стать постоянно действующая комиссия контроля качества производства продукции.
Следующим процессом деятельности предприятия является ответственность руководства.
Высшее руководство ЗАО «ЧЗМК» обеспечивает и несет ответственность за функционирование и постоянное повышение результативности системы менеджмента качества предприятия через:
1) доведение до сведения работников предприятия важности выполнения требований потребителей, а также законодательных требований;
2) разработку и принятие политики в области качества;
3) обеспечение разработки целей в области качества;
4) проведение анализа функционирования СМК со стороны руководства;
5) обеспечение ресурсами, необходимыми для функционирования и постоянного улучшения системы менеджмента качества ЗАО «ЧЗМК».
Для оценки работы на предприятии процесса «Ответственность руководства», необходимо установить соответствует ли данный процесс требованиям СМК. Основные критерии соответствия приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Оценка соответствия процесса «Ответственность руководства»
Название критерия | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. |
Политика в области качества конкретно сформулирована и соответствует целям предприятия. | + | + | + |
Налажено обеспечение ресурсами, необходимыми для функционирования и постоянного улучшения системы менеджмента качества. | - | - | - |
Установлен порядок оценки выполнения Политики в области качества | - | - | + |
Персонал ознакомлен с Политикой в области качества. | - | + | + |
Цели в области качества являются измеримыми и достижимыми. | - | - | - |
Цели в области качества установлены на уровне подразделений. | - | + | + |
Осуществляется разработка мер для постоянного улучшения выполняемых работ | - | - | - |
Четко установлено распределение ответственности в области качества | - | - | - |
Представитель руководства по качеству имеет должный статус и полномочия. | - | - | - |
Полнота входных данных для анализа со стороны руководства. | + | + | + |
Определен порядок использования результатов анализа функционирования СМК | - | + | + |
Проведение заседаний координационного совета по анализу хода работ и разработке документов СМК. | + | + | + |
Итого соответствий |
На основании данных, приведенных в таблице 2, можно рассчитать коэффициент степени соответствия рассматриваемого процесса. Коэффициент определяется как отношение количества соответствий к общему количеству критериев оценки. Динамика изменения данного коэффициента представлена на рисунке 3.
В 2012 г. наблюдалось большое количество несоответствий процесса основным оценочным критериям, результатом чего стало низкое значение коэффициента соответствия – 0,25. Это вызвано тем, что в этом году в ЗАО «ЧЗМК» процесс совершенствования СМК был на начальном этапе. В 2013 г. отмечен резкий рост коэффициента до значения 0,5, что вызвано разработкой мероприятий по устранению недостатков, выявленных в предыдущем году. Дальнейшее увеличение рассматриваемого коэффициента было выявлено и в 2014 г. – рост составил 0,083.
Рисунок 3 – Динамика изменения коэффициента соответствия процесса «Ответственность руководства»
Рост коэффициента соответствия свидетельствует о повышении эффективности работы руководства предприятия в области качества, о стремлении достичь поставленных целей.
Менеджмент ресурсов. Высшее руководство ЗАО «ЧЗМК» определяет и обеспечивает управление ресурсами, которые необходимы для:
1) внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, а также постоянного повышения ее результативности;
2) повышения удовлетворенности потребителей путем выполнению их требований.
Для бесперебойного функционирования производственной деятельности и СМК руководство обеспечивает предприятие следующими ресурсами:
1) человеческими ресурсами (кадрами);
2) зданиями;
3) машинами, механизмами (башенные краны, автокраны, экскаваторы);
4) оборудованием, приспособлениями, инструментом, средствами измерения и контроля;
5) транспортом и связью;
6) информационными ресурсами;
7) производственной средой.
Персонал ЗАО «ЧЗМК», выполняющий работу, влияющую на качество продукции, является компетентным в соответствии с полученным образованием, подготовкой, навыками и опытом.
Необходимая компетентность персонала подразделения определяется руководителем подразделения в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником и штатным расписанием в должностных инструкциях.
На каждого принятого на работу сотрудника инспектор по кадрам ведет личное дело, заполняется личная карточка.
Повышение квалификации сотрудников предприятия осуществляется с учетом существующих и прогнозируемых потребностей в квалифицированном персонале.
Входными данными для определения потребности в повышении квалификации и обучении являются Политика и цели в области качества, предложения директора, ответственных исполнителей и руководителей, результаты аудитов, предложения сторонних организаций, осуществляющих повышение квалификации.
Выходные данные – результаты повышения квалификации и обучения, подтвержденные документально (сертификат, свидетельство).
Сотрудник, прошедший обучение, сдает копию документа, подтверждающего повышение квалификации, инспектору по кадрам Общества. Копия подтверждающего документа подшивается в личное дело сотрудника, запись об обучении заносится в приложение к личной карточке.
Количество сотрудников ЗАО «ЧЗМК», прошедших курсы (семинары, тренинги) по повышению квалификации, с каждым годом растет, что можно увидеть на рисунке 4.
Рисунок 4 – Количественная характеристика работы по повышению квалификации сотрудников в ЗАО «ЧЗМК»
Из приведенной диаграммы видно, что в 2013 г. квалификацию повысило на четыре человека больше, чем за предыдущий год. Значительное увеличение данного показателя было отмечено в 2014 г. – прирост составил 23,6 % по сравнению с 2013 г. В процессе обучения персонал предприятия получает возможность овладеть новыми навыками, пополнить существующие профессиональные знания. Это позволяет сотрудникам более четко, качественно и своевременно выполнять возложенные на них функции, достигать поставленных целей.
Осведомленность сотрудников об актуальности и важности их деятельности и вкладе в достижение целей в области качества обеспечивается директором на Дне качества.
Результативность предпринятых мер по подготовке необходимого уровня компетентности сотрудников оценивает руководитель при выполнении работ.
В ЗАО «ЧЗМК» определена, обеспечена и поддерживается в рабочем состоянии инфраструктура, необходимая для достижения соответствий продукции установленным требованиям.
Инфраструктура предприятия включает:
1) производственные здания и помещения в городе Челябинске;
2) рабочее пространство и рабочие места;
3) средства труда непроизводственного назначения (компьютерная техника, оргтехника, канцтовары);
4) механизмы, оборудование для производственных процессов, оснастка;
5) транспорт и связь.
Управление инфраструктурой осуществляют структурные подразделения в соответствии с функциями, предусмотренными действующими положениями и должностными инструкциями.
Директор обеспечивает выделение необходимых финансовых ресурсов для обеспечения подразделений инфраструктурой.
Производственная среда включает физические, экологические и другие факторы, оказывающие влияния на условия, в которых осуществляется производственная деятельность: температурный режим в помещениях, влажность, шум, общая и индивидуальная освещённость, санитарные условия в помещениях, загрязнение, запыленность, воздушные потоки, различные виды излучений.
Физические факторы производственной среды предприятия обеспечивают условия для процесса производства работ, безопасность и охрану здоровья сотрудников. Ежедневный контроль условий в помещениях осуществляют руководители подразделений.
В помещениях ЗАО «ЧЗМК» обеспечиваются требования безопасной работы и пожарной безопасности.
В ЗАО «ЧЗМК» проводится инструктаж работников по охране труда, который по характеру и времени проведения подразделяется на вводный, первичный (на рабочем месте), повторный, внеплановый, целевой.
Ответственность за своевременное проведение инструктажей сотрудников по технике безопасности и соблюдение правил пожарной безопасности несут руководители подразделений.
Инженером по охране труда составляется, утверждённый директором, список работников, обеспечиваемых спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты, мылом, молоком, смывающими и обезвреживающими средствами.
Согласно перечня планируется приобретение и выдача работникам ЗАО «ЧЗМК» средств индивидуальной защиты в соответствии с принятыми нормативами.