Преступления против государственной власти, службы и службы в органах местного самоуправления
В литературе называются должностными преступлениями. Эти преступления совершаются в сфере деятельности гос аппарата: в различных его звеньях. Как правило совершаются должностными лицами, но мб и не должностные лица.
В особенной части должностные преступления в зависимости от видового и родового объектах сформированы в разных главах. Делятся на 3 группы:
1) Общие должностные преступления – совершаются в органах гос власти или управления гл.30 УК.
2) Специальные должностные преступления – совершаются судьями и аналогичными лицами – гл.31 УК.
3) Альтернативно-должностные преступления. Если применительно к первой и второй группе объект – интересы гос и муницип службы, то тут чуть иначе. Направлены на причинение вреда иным отношениям, но используется должностное положение.
Использовать служебное положение можно совершая преступления не в сфере гос аппарата, а при осуществлении коммерческой и иной деятельности. Такие преступления сосредоточены в главе преступления против интересов коммерческих и иных организаций.
Общие должностные преступления отличаются от второй группы благодаря совокупности следующих признаков:
· Совершаются лицами, кот используют как правило свои долдностные полномочия
· Совершаются благодаря использованию законных полномочий, кот наделено должностное лицо
· Совершается вопреки интересам службы.
Эти признаки являются очень важными.
Все должностные преступления посягают на один общий видовой объект – нормальная деятельность гос аппарата, авторитет гос службы. В конкретных составах гл.30 есть преступления, кот наряду с подрывом деятельности гос аппарата причиняют иной ущерб, может появиться иной объект. Понятие существенный ущерб включает и имущественный ущерб. Можем столкнуться с преступлением «превышение должностных полномочий» - это посягательство на доп объекты, связанные с жизнью и здоровьем граждан.
Злоупотребление должностными полномочиями разнообразно, поэтому формируются признаки (отдельные составы) для разграничения. Если говорим о злоупотреблении положениями, то это материальный состав. В остальных составы сформулированы как формальные.
Если конструкция материальная, то последствия мб материально-имущественные, материально-физические.
С точки зрения характеристики деяния эти преступления мб совершены как путем активных действий, так и путем комбинации действий или бездействий.
Субъективная сторона общедолжностных преступлений – совершение действии умышленного характера. в некоторых составах в обязательные признаки состава включены мотивы и цели.
В квалифицированных составах можем встретить характеристику субъективной сторны, кот говорит о двойной форме вины. Это мб ст.286 ч.3.
Субъект преступления – как правило должностное лицо. Однако мб и не должностное лицо. Таким образом, субъект должностного преступления неоднороден и его можно подразделить. Гос или муницип служащий. Не являющийся должностным лицом.
Гос служащий – гражданин РФ, исполняющий обязанности по гос службе, должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта.
Муниципальный служащий – это гражданин РФ, исполняющий в порядке, определенном муниципальным прав актом в соответствии с ФЗ обязанности за вознаграждение из местного бюджета.
Должностное лицо будет рассмотрено позже.
Систематизируются по субъекту преступления. Выделили три категории, а подгрупп 4:
1) Совершаемые только должностными лицами – 285, 285.1, 285.2, 286,287, 289, 290, 293 УК.
2) Преступления совершаемые как должностными лицами, так и не являющимися таковыми – 292, 292.1.
3) Совершаются только гос служащими и служащими местного управления, не являющиеся должностными лицами – ст.288 УК.
4) Совершаются общим субъектом – 291, 291.1 УК.
Понятие должностного лица
Должностное лицо в рамках главы 30 – это представитель власти; лицо, наделенное организационно-распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями в органах гос власти, гос учреждении, гос корпорациях, вооруженных силах и других воинских образованиях; должностное лицо, занимающее должность государственную или субъекта федерации; иностранное должностное лицо или лицо публичной международной организации.
Представитель власти. Понятие представителя власти раскрывается в примечании к ст.318 УК. В рамках гл.30 могут выступать должностные лица по признаку иных ипостасях, пленум 16 октября 2009№19; постановление ВС о взяточничестве и коммерческом подкупе 2000 года.
Это лицо, кот наделено правами и обязанности по осуществлению функции гос или суд власти, а так же (исходя из примечания 318) иные лица правоохранительных и контролирующих органов, наделенных распорядительными полномочиями в отношение лиц, не находящихся от них в служебной зависимости или наделенные правом принимать решения, обязательными для исполнения гражданами, организации, не зависимо от их форм собственности.
К представителю власти:
· Депутаты ГД, члены СФ. На эхтом же ровне в субъекте
· Члены правительства РФ, на этом же уровне в субъекте
· Федеральные судьи, мир судьи
· Наделенные полномочиями сотрудники внутренних дел
· Аудиторы, находящиеся на гос службе
· Гос инспекторы, контролеры
· Органы санитарных, пожарных, экологических инспекций
В примечании к ст.285 УК говорится, что должностным признается лицо по признаку власти, если оно занимает на соответствующей основе определенную должность, либо выполняет эти обязанности не в связи выполнения обязанности на постоянной основе, а по специальному поручению. Пло спец поручению эти действия могут носить как продолжаемый, так и однократный характер. Это присяжные заседатели, стажеры ОВД, стажеры следователя в СК. Это лицо назначается на временное исполнение обязанностей должностного лица.
Должностное лицо – это лицо, кот выполняет организационно-распорядительные, хоз полномочия в гос органах, гос учреждениях, вооруженных силах и т.д. Эти функции выполняются по определенному месту службы. в определенных случаях можно злоупотребить положением и не во время рабочего дня. Госучреждение образовательное, медицинское именно учреждение, а не организация. Организациями мб ГУПы и МУПы. Можно ли директора ГУПА или МУПА признать должностным лицом? Нет, это не учреждение, это предприятие.
Организационно-распорядительные функции – функции, связанные с деятельностью коллектива. Это руководитель университета, дворца культуры, поликлиники. Но эти функции могут относиться к управлению в отношении определенной группы лиц. Это утверждение штатной дисциплины, расстановка по рабочим местам, вознаграждение за высокий результат в труде, наложение взысканий. В отличие от представителя власти распорядительные полномочия в области управления людьми относится к конкретному лицу.
Административно-хозяйственные полномочия – управление и распоряжение гос и муницип имуществом. Для признания лица должностным достаточно, если будет установлено, что лицо выполняет либо ОР, либо АХ полномочия.
Должностные лица, занимающие гос должности РФ. Чтобы определить, надо обратиться к сводному перечню гос должностей РФ – Указ Президента 1995 года (в ред.2010). лица, занимающие гос должности субъекта РФ – в каждом субъекте есть свой нормативный акт 2О реестре гос должностей Санкт-Петербурга», например, и федеральный нпа «О типовых гос должностях субъектов РФ, утвержденный указом президента 2009 13/81.
Органы местнонго самоуправления относятся также к этим должностным лицам. Высшее должностное лицо органа управления муниципального образования.