Конкуренция и конкурентоспособность как движущие силы экономического развития. Конкурентные преимущества.

Конкуренция– процесс соперничества субъектов по поводу реализации ими своих конкурентных преимуществ на конкретном рынке в конкретное время для одержания победы или достижения других целей в рамках действующего законодательства. Конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения.

Конкуренция и конкурентоспособность как движущие силы экономического развития. Конкурентные преимущества. - student2.ru Конкурентоспособность товара можно определить как его комплексную и многоаспектную хар-ку, определяющую его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обеспечивает возможность реализации этого товара в определенный момент времени на конкретном рынке. Конкурентоспособность обусловливается качественными и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей. При этом среди товаров аналогичного назначения большей конкурентоспособностью (К) на рынке обладает тот, который благодаря своим свойствам обеспечивает наибольший полезный эффект (Р) по отношению к цене потребления (С). По этой причине условие предпочтения одного из товаров всем иным имеет вид:

Конкурентоспособность предприятия это способность и возможность конкретного производителя выпускать и реализовывать пользующуюся спросом у потребителя продукцию, получая при этом прибыль. Конкурентоспособность предприятия зависит от пяти групп факторов: конкурентоспособность продукции, деловая активность, ликвидность и финансовая устойчивость, рентабельность, эффективность использования ресурсов.

Высокая конкурентоспособность предприятия обусловливается наличием 3 признаков:

- потребители довольны и готовы купить повторно продукцию этой фирмы (потребители возвращаются, а товары нет);

- общество, собственники, партнеры не имеют претензий к фирме;

- работники гордятся своим участием в деятельности фирмы, а посторонние считают за честь трудиться в этой компании.

Конкурентное преимущество– характеристики, свойства товара или организации в целом, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Впервые концепцию конкурентных преимуществ обосновал М. Портер. В соответствии с этим была предложена иерархия уровней конкурентных преимуществ с точки зрения их значимости:

1) Преимущества низкого ранга (сырье, дешевая рабочая сила, масштабы производства) придают фирме недостаточную конкурентоспособность, так как они легкодоступны конкурентам и широко распространены.

2) К преимуществам более высокого порядка относят репутацию фирмы, связи с клиентами, а также инвестиционную привлекательность фирмы, которая заставляет инвестора вкладывать средства в определенную сферу деятельности.

3) К конкурентным преимуществам наивысшего порядка относят запатентованную технологию, дифференциацию на основе уникальных товаров и услуг, высокий профессионализм персонала и проч. Следовательно, важнейшим источником создания и удержания конкурентного преимущества является постоянное обновление и инновационное развитие производства.

КП могут быть внешними (отличительные качества товара, которые образуют ценность для покупателя за счет сокращения издержек или повышения качества) или внутренними (превосходство фирмы в отношении издержек производства, менеджмента или товара, которое создает ценность для изготовителя, позволяющей добиться меньшей себестоимости, чем у конкурента). Создавать КП – задача СМ.

13.Теория конкурентного преимущества М. Портера.

Для выживания или победы в конкурентной борьбе любая система должна обладать определенными преимуществами перед своими конкурентами.

Конкурентное преимущество – характеристики, свойства товара ил организации в целом, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Эти характеристики могут относиться к самому товару (услуге), к дополнительным услугам, к формам производства, сбыта или продаж, специфичным для фирмы или товара.

На основании анализа статистического материала около 100 отраслей 8 промышленно развитых стран М. Портер в 1990 году в книге «Конкурентные преимущества стран» создал оригинальную теорию конкурентного преимущества страны.

Конкуренция и конкурентоспособность как движущие силы экономического развития. Конкурентные преимущества. - student2.ru Портер отмечает, что в любой отрасли экономики суть конкуренции можно выразить 5 силами, детерминанты конкурентных преимуществ, которые создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны:

1. Борьба с существующими конкурентами внутри отрасли

2. Новые конкуренты

3. Покупатели

4. Поставщики

5. Товары-заменители

1 Параметры факторов производства (связанные с научно-техническим прогрессом, - информационная, научная и техническая обеспеченность и состояние рыночной, производственной и социальной инфраструктуры, а также, кроме того, традиционные факторы производства - труд, земля, капитал, предпринимательская активность.)

2 Стратегия фирмы (соответствие положению фирмы в отрасли и состояния рынка)

3 Параметры спроса (емкость рынка, его динамика, дифференциация, уровень требований покупателей к качеству товара)

4 Родственные и поддерживающие отрасли (обеспечивают экспортные отрасли необходимыми материалами, комплектующими изделиями, информацией)

К особым детерминантам конкурентных преимуществ относятся случай или случайные события и государственная политика, благодаря которым может произойти изменение в конкурентном преимуществе (усиление или утрата). Правительства могут лишь способствовать успеху конкурентной борьбы отечественных производителей. Государство может усилить факторы успеха фирм путем взвешенной экономической политики, поддержки инновационного процесса и стимулирования экспорту.

Детерминанты образуют комплексную систему (взаимосвязанные отношения, находящиеся в процессе постоянного развития). Действуя друг на друга, они усиливают эффект друг друга, следовательно, усиливаются конкурентные преимущества.


Наши рекомендации