Понятие и правовая охрана товарного знака.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в данной сфере, является Закон РФ от 23.09.92 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее в статье - Закон о товарных знаках).
Под товарным знаком и знаком обслуживания (далее - товарный знак) понимаются обозначения, способные отличить соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.
Для того чтобы обеспечить правовую охрану товарного знака, необходимо его зарегистрировать в установленном порядке. Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического лица, а также физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.
В качестве товарных знаков могут выступать: словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации (п. 1 ст. 5 Закона о товарных знаках):
- к словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания;
- к изобразительным обозначениям относятся изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости;
- к объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и композиции линий, фигур;
- к комбинированным обозначениям относятся комбинации элементов разного характера, изобразительных, словесных, объемных и т.д.;
- к другим обозначениям, предусмотренным п. 1 ст. 5 Закона о товарных знаках относятся, например, звуковые, световые и иные обозначения.
Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.
Однако при разработке товарного знака необходимо учитывать, что не допускается регистрация товарных знаков, состоящих только из обозначений:
· не обладающих различительной способностью;
· представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы, официальные названия государств, эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия или сходных с ними до степени смешения;
· вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида;
· являющихся общепринятыми символами и терминами;
· указывающих на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, а также на место и время их производства или сбыта.
Кроме того, разработанный товарный знак должен иметь оригинальность, так как в случае если аналогичный товарный знак или сходный с ним уже был зарегистрирован, то в регистрации будет отказано.
Существуют также некоторые другие ограничения на использование отдельных обозначений в товарных знаках (ст. 7 Закона о товарных знаках). Заявка на государственную регистрацию товарного знака подается в Федеральный институт промышленной собственности Российского агентства по патентам и товарным знакам (ФИПС).
После проведения предварительной экспертизы заявки и экспертизы заявленного обозначения принимается решение о регистрации товарного знака (или об отказе в его регистрации). На основании решения о регистрации товарного знака Патентное ведомство производит регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации и выдает свидетельство на товарный знак его владельцу.
Регистрация товарного знака не является бессрочной, она действует в течение десяти лет с момента поступления заявки в Патентное ведомство. Срок действия регистрации товарного знака может быть продлен по заявлению владельца, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на десять лет.
Юридические и физические лица Российской Федерации имеют право зарегистрировать товарный знак в зарубежных странах или произвести его международную регистрацию.
Заявка на международную регистрацию товарного знака подается через Патентное ведомство.
Рассмотрим правомочия, которыми обладает владелец товарного знака.
Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другим лицам. Никто не может использовать охраняемый товарный знак без разрешения его владельца.Таким образом, основным правомочием владельца товарного знака является его использование, однако указанное право одновременно является и обязанностью владельца.
Владелец товарного знака может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку, указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Российской Федерации.
Товарный знак может быть уступлен его владельцем по договору другому лицу в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован.
Нарушением прав владельца товарного знакапризнается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров. Однако регистрация товарного знака не дает права его владельцу запретить использование этого товарного знака другим лицам в отношении товаров, которые были введены в хозяйственный оборот непосредственно владельцем товарного знака или с его согласия.