Глава 1. специальные налоговые режимы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 2
Глава 1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ... 3
1.1. Общий и специальные режимы налогообложения. 3
1.2. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) 3
1.3. Упрощенная система налогообложения (УСН) 6
1.4. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) 9
1.5. Патентная система налогообложения (ПСН, патент) 10
Глава 2. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ... 11
2.1. Налог на добавленную стоимость (НДС) 11
2.2. Акцизы.. 13
2.3. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) 14
2.4. Налог на прибыль организаций. 19
2.5. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. 23
2.6. Водный налог. 24
2.7. Государственная пошлина. 25
2.8. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 26
Глава 3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ.. 27
3.1. Транспортный налог. 27
3.2. Налог на игорный бизнес. 28
3.3. Налог на имущество организаций. 29
3.4. Земельный налог. 31
3.5. Налог на имущество физических лиц. 32
3.6. Торговые сборы.. 34
Глава 4. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ.. 34
4.1. Страховые взносы на обязательное страхование. 34
4.2. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 37
4.3. Плата за негативное воздействие на окружающую среду. 38
4.4. Таможенные пошлины.. 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 43
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Налоги – одна из древнейших экономических категорий, известных человечеству. Достоверно известно, что налоги существовали в XIII веке до нашей эры, однако очевидно, что прообразы современных налогов существовали еще до появления письменности, поэтому они не могли быть отражены в летописях. Налоги возникли раньше, чем деньги, поэтому первые аналоги налоговых платежей уплачивались в натуральной форме.
Налоги тесно взаимосвязаны с обществом и экономикой, причем и сами определяются существующей в государстве общественной и экономической системой, и в свою очередь оказывают влияние на общественные и экономические процессы.
Налоги устанавливаются государством для обеспечения собственного существования и являются его непременным атрибутом. Государство за счет налогов обеспечивает нормальное существование общества, осуществляя функции по обеспечению безопасности, охране правопорядка, финансирования социальной сферы (здравоохранения, спорта, культуры, образования, науки) и другие. Таким образом, общество, уплачивая налоги, гарантирует собственное существование. Также государство за счет налогов осуществляет поддержку отдельных отраслей экономики.
Знание правил налогообложения необходимо в настоящее время не только экономистам, финансистам, бухгалтерам или юристам, поскольку каждый человек сталкивается с налогами. В тоже время экономисты должны не только знать правила исчисления действующих налогов, но и понимать их сущность, функции, воздействие на результаты деятельности хозяйствующего субъекта.
Кроме налогов в пособии рассматриваются неналоговые платежи, которые Конституционный суд РФ называет фискальными сборами. Хотя формально данные платежи и не относятся ни к налогам, ни к сборам, их уплата является обязательной и регламентируется государством.
Пособие состоит из 5 глав. В первой главе рассматривается теория налогообложения, во второй главе – специальные налоговые режимы, действующие в России, предметом третьей главы являются федеральные налоги и сборы, четвертой – региональные и местные налоги, пятая глава посвящена обязательным неналоговым платежам.
Глава 1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
(Глава 26.3 НК, Решение Горсовета муниципального образования «г. Набережные Челны» от 25.09.2008 N 34/5)
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК, но вводится в действие на территории муниципальных образований нормативными правовыми актами представительных органов этих муниципальных образований. Данные органы также определяют конкретный перечень видов деятельности, подлежащий переводу на ЕНВД (из указанных в ст. 346.26 НК), и устанавливают значение корректирующего коэффициента К2.
С 2013 года система налогообложения в виде ЕНВД является добровольной.
Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
1) оказания бытовых услуг (их групп, подгрупп, видов или отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению).
2) оказания ветеринарных услуг;
3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
4) оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);
5) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
6) розничной торговли, осуществляемой через магазины с площадью торгового зала по каждому объекту не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, и осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
7) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, и осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
8) распространения рекламы с использованием рекламных конструкций и ее размещения на транспортных средствах;
9) оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 квадратных метров;
10) оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.
На уплату ЕНВД не могут переходить налогоплательщики, у которых:
1) средняя численность работников превышает 100 человек,
2) доля участия других организаций в уставном капитале превышает 25%.
Плательщикам ЕНВД необходимо подать заявление в течение 5 рабочих дней с момента перехода на ЕНВД.
Применение ЕНВД предусматривает замену следующих налогов единым налогом.
Таблица 4
Налоги не уплачиваемые при уплате ЕНВД
№ п/п | Организации | Индивидуальные предприниматели |
1. | Налог на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД) | Налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от деятельности, облагаемой ЕНВД) |
2. | НДС (в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), за исключением НДС подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ | |
3. | Налог на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД) | Налог на имущество физических лиц (в части имущества, используемого для предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД) |
Вышеуказанное освобождение налогоплательщиков от налогов на имущество не относится к объектам недвижимости, в отношении которых база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
Остальные налоги и сборы, в том числе транспортный и земельный, а также предусмотренные законодательством обязательные страховые взносы уплачиваются в общеустановленном порядке.
Объект налогообложения – вмененный доход.
Вмененный доход – потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога.
Налоговая база – величина вмененного дохода:
ВД = БД × (ФП1 + ФП2 + ФП3) × К1 × К2,
где ВД – вмененный доход,
БД – значение базовой доходности в месяц по определенному виду предпринимательской деятельности (ст. 346.29 НК);
ФП1, ФП2, ФП3 – физические показатели, характеризующие данный вид деятельности, в каждом месяце квартала (ст. 346.29 НК);
К1, К2 – корректирующие коэффициенты базовой доходности;
К1 – устанавливаемый на календарный год коэффициент–дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем периоде.
Таблица 5
Значение коэффициента-дефлятора
Год | Значение | Нормативно-правовой акт |
1,000 | Федеральный закон от 31.12.2002 № 191-ФЗ | |
1,133 | Приказ Минэкономразвития РФ от 11.11.2003 г. № 337 | |
1,104 | Приказ Минэкономразвития РФ от 09.11.2004 г. № 298 | |
1,132 | Приказ Минэкономразвития РФ от 27.10.2005 г. № 277 | |
1,096 | Приказ Минэкономразвития РФ от 03.11.2006 г. № 359 | |
1,081 | Приказ Минэкономразвития РФ от 19.11.2007 г. № 401 | |
1,148 | Приказ Минэкономразвития РФ от 12.11.2008 г. № 392 | |
1,295 | Приказ Минэкономразвития РФ от 13.11.2009 г. № 465 | |
1,372 | Приказ Минэкономразвития РФ от 27.10.2010 г. № 519 | |
1,4942 | Приказ Минэкономразвития РФ от 01.11.2011 г. № 612 | |
1,569 | Приказ Минэкономразвития РФ от 31.10.2012 г. № 707 | |
1,672 | Приказ Минэкономразвития РФ от 07.11.2013 г. № 652 | |
1,798 | Приказ Минэкономразвития РФ от 20.11.2014 г. № 685 | |
1,798 | Приказ Минэкономразвития РФ от 18.11.2015 г. № 854 | |
1,798 | Приказ Минэкономразвития РФ от 03.11.2016 г. № 698 |
К2 – корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и иные особенности. Устанавливается представительными органами муниципальных районов в пределах от 0,005 до 1 включительно (см. Приложение 1).
Налоговый период – квартал.
Ставка ЕНВД – 15%.
ЕНВД = ВД ×15%.
Сумма ЕНВД, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов (СВ) на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование (см. п.5.1) уплаченных в этом же периоде времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается ЕНВД, и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности (ПВН). При этом работодателями сумма ЕНВД не может быть уменьшена более чем на 50 процентов от самого налога.
ЕНВДу = ЕНВД – Min{СВ+ПВН ; ЕНВД × 50%} =
ЕНВДу = Max{ЕНВД – (СВ+ПВН) ; ЕНВД / 2 },
где ЕНВДу – единый налог на вмененный доход, подлежащий уплате в бюджет.
Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму ЕНВД на уплаченные страховые взносы в фиксированном размере.
ЕНВДу = ЕНВД – ФРСВ,
где ФРСВ – фиксированный размер страхового взноса (см. п.5.1).
Налоговые декларации представляются не позднее 20-го числа месяца следующего за налоговым периодом, а уплата ЕНВД производится не позднее 25-го числа месяца следующего за налоговым периодом по каждому месту осуществления деятельности.
Акцизы
(Глава 22 НК)
Налогоплательщики:
§ организации,
§ индивидуальные предприниматели,
§ лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Подакцизные товары (ст. 181 НК):
1) этиловый спирт;
2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.
3) алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента;
4) табачная продукция;
5) автомобили легковые;
6) мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
7) автомобильный бензин;
8) дизельное топливо;
9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
10) прямогонный бензин, топливо печное бытовое, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин.
11) природный газ (в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации)
Объектом налогообложения являются следующие основные операции (ст.182 НК):
- реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров;
- передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
- ввоз подакцизных товаров на территорию РФ.
Операции, не подлежащие налогообложению указаны в ст. 183 НК.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.
Налоговая база при реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется (ст.187 НК):
1) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);
2) как стоимость реализованных подакцизных товаров, без учета акциза, НДС – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;
3) как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки. В таком же порядке определяется налоговая база по подакцизным товарам при их реализации на безвозмездной основе, при совершении товарообменных (бартерных) операций, а также при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда.
Налоговый период – календарный месяц.
Налоговые ставки (ст. 193 НК) дифференцированы по видам товаров и сырья (см. Приложение 3).
Вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.
Срок представления декларации и срок уплаты налога для большинства налогоплательщиков – не позднее 25 числа следующего месяца, следующего за отчетным.
Водный налог
(Глава 25.2 НК)
Налогоплательщики – организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации (после 1.01.2007 г.).
Таблица 9
Объекты налогообложения и налоговая база по водному налогу
Объект налогообложения | Налоговая база |
Забор воды из водных объектов | объем воды, забранной из водного объекта, в тыс. куб. м. |
Использование акватории водных объектов (за исключением лесосплава в плотах и кошелях) | площадь предоставленного водного пространства, в кв.км. |
Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики | количество произведенной электроэнергии, в тыс. кВт∙ч |
Использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях | произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100, в тыс. куб.м. / 100 км |
Перечень видов водопользования, не признаваемых объектами налогообложения, установлен в п.2 ст. 333.9 НК.
Особенности определения налоговой базы:
1) При заборе воды – объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
Данный объем определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.
2) При использовании акватории водных объектов – площадь предоставленного водного пространства.
Данная площадь определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей технической и проектной документации.
Налоговый период – квартал.
Налоговые ставки (ст. 333.12 НК) устанавливаются дифференцировано в зависимости:
а) от вида водопользования;
б) от экономического района;
в) от бассейна рек, озер, морей.
Начиная с 2015 года ставки водного налога увеличиваются (индексируются) на 15% ежегодно.
Налог уплачивается, а также декларация в налоговый орган представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Государственная пошлина
(Глава 25.3 НК)
Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.
Юридические и физические лица признаются плательщиками в случае, если они:
1) обращаются за совершением юридически значимых действий;
2) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Размер государственной пошлины определяется в зависимости от вида юридического действия в ст. 333.19, 333.21, 333.23, 333.24, 333.26, 333.28, 333.30, 333.31, 333.33 НК.
Например, тариф за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию составляет:
- детям (в том числе усыновленным), супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам (имеющим общего отца и мать) наследодателя - 0,3% стоимости наследуемого имущества, но не более 100 тысяч рублей;
- другим наследникам - 0,6% стоимости наследуемого имущества, но не более 1 миллиона рублей.
В ст. 333.35–333.39 НК установлены льготы по госпошлине в виде освобождения от ее уплаты.
Плательщики уплачивают государственную пошлину в следующие сроки:
1) при обращении в Конституционный Суд РФ, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям – до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной);
2) ответчики – в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;
3) при обращении за совершением нотариальных действий – до совершения нотариальных действий;
4) при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) – до выдачи документов (их копий, дубликатов);
5) при обращении за проставлением апостиля – до проставления апостиля;
6) при обращении за совершением иных юридически значимых действий – до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов;
7) при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов – не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение.
В отдельных случаях предусмотренных ст. 333.40 НК производится возврат уплаченной ранее госпошлины. Возврат осуществляется на основании заявления о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины, подаваемого плательщиком в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена государственная пошлина. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.
Налоговые органы осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах и организациях, осуществляющих в отношении плательщиков действия, за осуществление которых взимается государственная пошлина.
Транспортный налог
(Глава 28 НК, Закон РТ от 29.11.2002 г. № 24-ЗРТ)
Налогоплательщики: лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани, водные и воздушные транспортные средства.
Не являются объектом налогообложения:
1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не более 5 лошадиных сил;
2) легковые автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами, а также легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, полученные через органы социальной защиты населения;
3) промысловые морские и речные суда;
4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских или грузовых перевозок;
5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба;
7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона документом, выдаваемым уполномоченным органом;
8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.
Налоговая база определяется:
1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах;
3) в отношении других водных и воздушных транспортных средств – как единица транспортного средства.
Налоговый период – календарный год. Для организаций установлены также отчетные периоды – первый, второй и третий квартал.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и приведены в Приложении 4.
В случае регистрации транспортного средства или снятия транспортного средства с регистрации исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к 12.
Налогоплательщики – юридические лица представляют налоговую декларацию по налогу в налоговый орган по месту нахождения транспортного средства не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, в Республике Татарстан производят уплату авансовых платежей по налогу не позднее 10 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, а по окончании налогового периода доплату налога – не позднее 10 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Физические лица в Республике Татарстан производят уплату налога в срок не позднее 1 ноября года следующего за истекшим налоговым периодом на основании налогового уведомления, направленного ему налоговым органом по месту нахождения транспортного средства.
Налог на игорный бизнес
(Глава 29 НК, Закон РТ от 24.02.2012 г. № 11-ЗРТ)
Налогоплательщики – организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Игорный бизнес – предпринимательская деятельность, связанная с извлечением доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.
Объекты налогообложения:
1) игровой стол – игровое оборудование, которое представляет собой место с одним или несколькими игровыми полями и при помощи которого организатор азартных игр проводит азартные игры между их участниками либо выступает в качестве их участника через своих работников;
2) игровой автомат – игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников;
3) процессинговый центр тотализатора / букмекерской конторы – часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр проводит учет ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, фиксирует результаты азартных игр, рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей, осуществляет представление информации о принятых ставках и о выигрышах в пункты приема ставок тотализатора / букмекерской конторы.
4) пункт приема ставок тотализатора / букмекерской конторы – территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр и осуществляет представление информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр тотализатора / букмекерской конторы.
Налоговый период – месяц.
Таблица 10
Ставки налога на игорный бизнес
Объект игорного бизнеса | Ставка в НК РФ | Ставка в Республике Татарстан |
Игровой стол | от 25 000 до 125 000 рублей | – |
Игровой автомат | от 1 500 до 7 500 рублей | – |
Процессинговый центр | от 25 000 до 125 000 рублей | 125 000 рублей |
Пункт приема ставок | от 5 000 до 7 000 рублей | 7 000 рублей |
За два дня до установки или выбытия каждого объекта игорного бизнеса налогоплательщик обязан зарегистрировать его в налоговом органе. Если объекты игорного бизнеса не будут зарегистрированы в установленном порядке, то за каждый выявленный объект предусмотрен штраф в трехкратном размере ставки, установленной для соответствующего объекта налогообложения.
Сумма налога для каждого объекта налогообложения вводимого после 15-го числа или выводимого до 15 числа (включительно) уменьшается в данном месяце в 2 раза.
Представление декларации производится в налоговый орган по месту регистрации объектов игорного бизнеса не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В те же сроки производится уплата налога.
Земельный налог
(Глава 31 НК; Решение Горсовета муниципального образования «г. Набережные Челны» от 19.11.2008 г. № 35/6)
Налогоплательщики – организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Объект налогообложения – земельные участки.
Не признаются объектом налогообложения:
1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда;
5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.
Налоговая база – кадастровая стоимость земельных участков, определяемая в соответствии с земельным законодательством РФ в отношении каждого участка по состоянию на 1 января.
Налогоплательщики–организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра. Территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика. Также такие сведения размещаются в сети Интернет (http://maps.rosreestr.ru/).
Исчисление земельного налога для физических лиц производится налоговыми органами.
Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка следующих категорий налогоплательщиков:
1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
3) инвалидов с детства;
4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
5) «чернобыльцев»;
6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
Налоговый период – календарный год.
Отчетные периоды установлены только для организаций – первый квартал, полугодие и девять месяцев.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:
1) 0,3% – в отношении земельных участков:
· отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
· занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
· предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
2) 1,5% – в отношении прочих земельных участков.
Для организаций авансовые платежи по налогу по истечении отчетных периодов определяются как одна четвертая произведения налоговой ставки и кадастровой стоимости земельного участка. По итогам отчетных периодов предоставляются расчеты не позднее последнего числа следующего месяца, а по итогам налогового периода – декларация до 1 февраля следующего года. Для налогоплательщиков города Набережные Челны сроки уплаты налога совпадают со сроками предоставления отчетности.
Для физических лиц предоставление отчетности не предусмотрено. Уплата налога физическими лицами производится на основании налогового уведомления, вручаемого налоговыми органами, в сроки, устанавливаемые представительными органами местного самоуправления, но не ранее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Торговые сборы
(Глава 33 НК)
Торговый сбор вводится по решению представительных органов муниципальных образований, они же определяют виды деятельности (из установленных в НК), с чего будет взиматься сбор, его ставки.
Плательщики сбора – организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования, в отношении которых установлен торговый сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества.
От уплаты сбора освобождаются налогоплательщики, применяющие ЕСХН или патентную систему налогообложения.
На сумму торгового сбора уменьшается подлежащие уплате: НДФЛ, налог на прибыль организаций или единый налог, уплачиваемый при применении УСН.
Объектом обложения сбором пр