Пути максимизации прибыли предприятия

Основными факторами роста прибыли являются увеличение выручки от реализации и снижение себестоимости продукции, реализуемой в соответствии с условиями договоров поставки. На выручку, в свою очередь, влияют объем реализованной продукции и цены. Если первый фактор зависит от предприятия, то второй фактор в условиях рыночной экономики находится под воздействием многих обстоятельств.

Из всех факторов, воздействующих на прибыль, главными являются: объем производства и реализации продукции, цены на готовую продукцию, себестоимость реализованной продукции, которые находятся в определенной функциональной зависимости друг от друга. Поэтому получение максимальной прибыли возможно при определенных сочетаниях между этими величинами.

На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли, которые и являются основными направлениями максимизации прибыли (рисунок 6).

Пути максимизации прибыли предприятия - student2.ru

Рисунок 6 – Направления максимизации прибыли на предприятии

Одним из инструментов управления и влияния на балансовую прибыль предприятия является операционный леверидж – потенциальная возможность влиять на балансовую прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции (постоянные и переменные расходы, оптимизация).

Соотношение постоянных и переменных операционных затрат предприятия, позволяющее «включать» механизм операционного левериджа с различной интенсивностью воздействия на операционную прибыль предприятия, характеризуется «коэффициентом операционного левериджа», который рассчитывается по следующей формуле[23]:

Пути максимизации прибыли предприятия - student2.ru , (1)

где Кол – коэффициент операционного левериджа;

Ипост – сумма постоянных операционных издержек;

Ио – общая сумма операционных издержек.

Чем выше значение коэффициента операционного левериджа на предприятии, тем в большей степени оно способно ускорять темпы прироста операционной прибыли по отношению к темпам прироста объема реализации продукции.

Конкретное соотношение прироста суммы операционной прибыли и суммы объема реализации, достигаемое при определенном коэффициенте операционного левериджа, характеризуется показателем «эффект операционного левериджа».

Задавая тот или иной темп прироста объема реализации продукции, мы всегда можем, используя указанную формулу, определить, в каких размерах возрастет сумма операционной прибыли при сложившемся на предприятии коэффициенте операционного левериджа. Различия в достигаемом эффекте на разных предприятиях будут определяться при этом различиями в соотношении их постоянных и переменных операционных затрат, отражаемыми коэффициентом операционного левериджа.

В конкретных ситуациях операционной деятельности предприятия проявление механизма операционного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования для управления прибылью. Основные из этих особенностей перечислены ниже:

- положительное воздействие операционного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточности своей операционной деятельности. Для того, чтобы положительный эффект операционного левериджа начал проявляться, предприятие вначале должно получить достаточный размер маржинальной прибыли, чтобы покрыть свои постоянные операционные расходы;

- после преодоления точки безубыточности, чем выше коэффициент операционного левериджа, тем большей силой воздействия на прирост прибыли будет обладать предприятие, наращивая объем реализации продукции;

- наибольшее положительное воздействие операционного левериджа достигается в поле, максимально приближенном к точке безубыточности. По мере дальнейшего наращения объема реализации продукции и удаления от точки безубыточности эффект операционного левериджа начинает снижаться.

Управление операционным левериджем может осуществляться путем воздействия, как на постоянные, так и на переменные операционные затраты. Целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволяют увеличить потенциал формирования операционной прибыли предприятия.

Механизм применения операционного левериджа зависит от того, какие факторы воздействуют на изменение выручки от продаж в плановом периоде по сравнению с базисным: динамика цен, либо динамика натурального объема продаж либо оба фактора вместе. Как правило, на практике выручка растет или снижается под влиянием одновременного действия обоих факторов. Таким образом, операционный леверидж выражается не одним, а, как минимум двумя показателями, которые рассчитываются при изменении плановой выручки от продаж за счет обоих факторов. М.Н.Крейнина называет условно один из указанных видов ценовым операционным левереджем, а другой – натуральным. Формализация расчета каждого вида базируется на методе прямого счета прироста выручки от продаж и прибыли (или их снижения) в плановом периоде.

Темп изменения прибыли можно определить на основе формулы[24]:

ТрП = [Лц х Нц х (1+Ин)+Лн х Ин] х 100, (2)

где ТрП – темп изменения прибыли;

Лц – ценовой операционный леверидж;

Нц – изменение цен на реализуемую продукцию в плановом периоде по сравнению с базисным;

Ин – изменение натурального объема продаж;

Лн – натуральный операционный леверидж.

Применение операционного левериджа для управления формированием прибыли позволяет предприятию не только определить изменение прибыли в плановом периоде по сравнению с её величиной в базисном периоде, но и оценить факторы, влияющие на это изменение. Определенное сочетание динамики цен и натурального объема продаж обеспечивает размер прибыли от продаж, необходимый предприятию. Зная это сочетание, предприятие в пределах имеющихся возможностей способно маневрировать индексами цен и натурального объема продаж, приближая условия спроса на продукцию к желаемым.

В целом же, операционный леверидж – инструмент, позволяющий оперативно реагировать на динамику спроса и принимать решения, связанные с изменениями финансового результата от продаж.

По итогам первой главы можно сделать следующие выводы:

1. Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, который представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

2. Политика управления формированием прибыли представляет собой часть общей политики управления формированием собственных финансовых ресурсов на предприятии, которая заключается в обеспечении формирования достаточного размера прибыли.

3. Основными направлениями максимизации прибыли предприятия являются снижение затрат на производство и реализации продукции (как постоянных, так и переменных); увеличение суммы выручки за счет увеличения натурального объема продаж и изменения ценовой политики, причем основным инструментом достижения максимизации прибыли выступает операционный леверидж.

Исследовав теоретические аспекты политики управления формированием прибыли, рассмотрим ее на примере торгового предприятия ООО «СтройДом».


Наши рекомендации