V. структуры управления коммерческой

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ

СЛУЖБЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Коммерческая деятельность на промышленных предприятиях подразделяется на: 1) закупочную (материально-техническое обеспечение) и 2) сбытовую.

Коммерческая служба предприятия, как правило, включает следующие отделы: маркетинга, сбыта, закупок (материально-технического обеспечения), внешнеэкономической деятельности.

Содержание функций, выполняемых коммерческой службой предпри­ятия, представлено на рис. 3.1.

V. структуры управления коммерческой - student2.ru

Отдел маркетинга Отдел сбыта Отдел закупок (материально-технического обеспечения) Отдел внешнеэкономической деятельности
· Исследование и прогнозирование товарного рынка · Продвижение товаров на рынок и реклама · Стимулирование сбыта · Проведение ценовой и товарной политики · Разработка плана маркетинга · Организация сервисного обслуживания покупателей · Установление коммерческих взаимоотношений с покупателями · Формирование портфеля заказов · Планирование сбыта · Составление графиков отгрузки продукции покупателям · Исследование рынка сырья и материалов · Установление коммерческих взаимоотношений с поставщиками · Составление плана закупок материальных ресурсов · Организация закупок сырья и материалов · Стоимостной анализ заготовительной сферы · Заключение экспортных и импортных сделок · Таможенные функции

Рис. 3.1- Основные функции коммерческой службы предприятия

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА КОММЕРЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Формирование организационной структуры отделов, входящих в коммерческую службу предприятия, должно включать два аспекта: определение места подразделения в структуре управления предприятием - установление соподчиненности и функций; распределение функций между отдельными подразделениями и сотрудниками.

На построение организационной структуры оказывает влияние ряд факторов, которые группируются по следующим направлениям:

1) технические;

2) экономические;

Организации производства.

Технические факторы определяют влияние техники, технологии и отраслевой структуры, назначение и количество выпускаемой продукции и потребляемых материально-технических ресурсов. Как известно, расширение номенклатуры выпускаемой продукции происходит под воздействием научно-технического прогресса и состояния рыночной конъюнктуры. Увеличение номенклатуры выпускаемой продукции приводит к росту числа потребителей. Техническими факторами также являются: назначение и сложность изготовляемой продукции, оснащенность транспортно-складского хозяйства.

К экономическим факторам, оказывающим влияние на организационную структуру отделов, входящих в коммерческую службу, относятся: уровень спроса на выпускаемую продукцию, объем производимой продукции, формы расчетов за поставляемую (продаваемую) продукцию и закупаемые материально-технические ресурсы, доля мелких отправок и не транзитных партий отгрузки, доля поставок на экспорт.

Факторы организации производства включают тип производства (индивидуальное, мелкосерийное, серийное, крупносерийное, массовое), уровень специализации, территориальное размещение производства и складов.

Многообразие факторов, воздействующих на структурное построение коммерческой службы, приводит к весьма значительному количеству различных разновидностей схем организационных структур отделов маркетинга, сбыта, закупок (материально-технического обеспечения).

Стихийное развитие рыночных отношений в России привело к смешению старых структур отделов сбыта, а также ОМТО с новыми схемами организационного построения этих отделов.

На многих промышленных предприятиях (особенно машиностроительных) существует разделение сбытовых функций между различными отделами. В частности, такая сбытовая функция как формирование портфеля заказов, на этих предприятиях выполняется в производственных отделах, отделы сбыта выполняют оперативно-сбытовые функции по отгрузке готовой продукции. Для рыночных условий подобные ОСУ непригодны, поскольку могут быть причиной производства продукции, не находящей сбыта. Более прогрессивной является структура, при которой все сбытовые функции сконцентрированы в отделе сбыта, т.к. при этом создается больше условий ориентации сбыта на потребителя.

На предприятиях России с мелкосерийным типом производства часто встречаются финансово-сбытовые отделы, которые выполняют и финансовые и сбытовые функции, учитывая тесную взаимосвязь финансовой и сбытовой деятельности.

Наши рекомендации