Тема 8. Виды и характеристика корпоративных и деловых стратегий организации
Задания для самостоятельной работы
СИТУАЦИОННОЕ ЗАДАНИЕ 1.
Фирмы, которые осуществляют свою деятельность в стабильных или медленно растущих секторах экономики, располагают малыми возможностями по применению сложившейся структуры разделения рынка. В то же время фирмы, которые функционируют в динамично развивающихся секторах экономики, могут добиваться увеличения доли своего участия на рынке без уменьшения долевого участия конкурентов. На таких предприятиях затраты могут уменьшаться, а сами они имеют возможность сравнительно быстро улучшать свое положение на рынке прежде, чем ситуация в этом секторе экономики стабилизируется.
Какие конкретные действия могут предпринимать слабые в финансовом отношении фирмы, натолкнувшись на рыночную конкуренцию? Какому риску подвергают себя указанные фирмы, предпринимая попытки привлечь банковский капитал или пригласить в качестве компаньонов других пайщиков либо учредителей?
СИТУАЦИОННОЕ ЗАДАНИЕ 2.
Множество слияний и горизонтальных объединений совершаются с целью достижения доминирующего положения на рынке благодаря ограничению конкуренции или усилению позиции при проведении различных переговоров (на предмет снижения цен, сокращения сроков поставок, улучшения качества поставляемых материалов) с поставщиками или потребителями, а также с банками, правительственными и общественными учреждениями и организациями. Какие еще выгоды и преимущества могут быть достигнуты предприятиями благодаря слияниям и приобретению других фирм?
СИТУАЦИОННОЕ ЗАДАНИЕ 3.
Допуская, что график прибыли для продукта А выглядит так, как показано на рис. 2, проанализируйте, какие финансовые последствия будет иметь для фирмы начало работ над новыми продуктами В и С во время следующих стадий:
· введения на рынок продукта А,
· роста,
· насыщения,
· падения.
Стадии жизненного цикла
1. Исследо- 2. Введение 3. Рост 4. Насыщение 5. Падение
вания на рынок
Рис. 2. График прибыли продукта на разных стадиях жизненного цикла
1. Как опираясь на жизненный цикл продукта, можно запланировать портфель производства в фирме, в частности:
· потенциальный объем продаж,
· затраты для всех стадий,
· оборот,
· прибыль?
СИТУАЦИОННОЕ ЗАДАНИЕ 4.
Металлургический комбинат, освоивший производство металлизованных окатышей, принял стратегическое решение о значительном увеличении их производства с целью расширения внешних рынков сбыта. Были разработаны и начали реализовываться планы по увеличению выпуска этого вида продукции, заключены договоры на поставку необходимого сырья, а самое главное — контракты на длительную поставку металлизованных окатышей зарубежным предприятиям.
Примерно в это же время руководству комбината поступило предложение со стороны предпринимателей одной из восточных стран о продаже им ноу-хау производства металлизованных окатышей за 3 млн долл.
Руководство комбината, испытывавшее временные финансовые трудности, приняло предложение и заключило контракт на продажу ноу-хау.
Оцените действия руководства металлургического комбината с точки зрения стратегического управления.
СИТУАЦИОННОЕ ЗАДАНИЕ 5.
Предложите стратегию, наиболее предпочтительную для организации при следующих условиях ведения бизнеса.
№ | Характеристика ситуации |
Возможности существующей системы сбыта ограничены в смысле создания для организации стратегических преимуществ в конкурентной борьбе. Организация конкурирует в быстрорастущей отрасли и ожидается продолжение расширения рынков сбыта. | |
Поставщики организации дороги, несговорчивы или слабы. Организация конкурирует в быстрорастущей отрасли и ожидается продолжение расширения рынков сбыта. Организация нуждается в быстрых поставках сырья и материалов. | |
Организация может стать монополистом в определенном регионе. Увеличение масштабов производства обеспечивает основные стратегические преимущества. Конкуренты допускают ошибки из-за недостатка опыта управления или отсутствия особых ресурсов, которыми располагает организация. | |
Существующие рынки не насыщены продуктом организации. Норма потребления продукта организации у традиционных потребителей может существенно возрасти. Увеличение масштабов производства обеспечивает основные стратегические преимущества. | |
Появляются новые недорогие надежные каналы сбыта. Организация очень преуспевает в своем бизнесе. Существуют новые непроработанные или ненасыщенные сегменты рынка. | |
Организация конкурирует в отрасли, характеризующейся быстрыми технологическими изменениями. Основные конкуренты предлагают продукты лучшего качества по сравнимой цене. Организация отличается своими исследовательскими и проектными возможностями. | |
Новые профильные продукты могут предлагаться на рынке по достаточно высоким конкурентным ценам. Традиционные продукты находятся в стадии умирания по их жизненному циклу. Организация располагает сильной управленческой командой. | |
В базовой отрасли происходит ежегодное снижение объемов реализации. Существующие рынки для продукта организации уже сильно насыщены. |