Характеристика деятельности практиканта и роль ИФНС России в рамках государственной регистрации индивидуального предпринимателя
Преддипломная практика была пройдена в отделе по работе с индивидуальными предпринимателями Межрайонная ИФНС России №5 по Мурманской области.
Отметим, что первоначально я была ознакомлена с необходимой документацией, своей должностной инструкцией, правовой основой деятельности налоговой инспекции.
Так же мной был подписан договор о не разглашении налоговой тайны, т.к. в соответствии со «Статьей 102. Налоговая тайна», налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
- разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
- об идентификационном номере налогоплательщика;
- о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
- предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).
В рамках практики в мои непосредственные обязанности входило консультирование будущих индивидуальных предпринимателей по вопросам регистрации данного статуса, прием документов, их проверка и выдача.
Отметим, что право на занятие предпринимательской деятельностью является одним из основных прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ ч. 1 ст. 34 предоставляет каждому гражданину право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
В России правовой статус индивидуальных предпринимателей определяется в соответствии с нормами ст. 23 ГК РФ, а также другими законами. В частности, порядок государственной регистрации индивидуального предпринимателя в Российской Федерации прописан в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[7] (далее – Закон о государственной регистрации).
В Российской Федерации учет граждан-коммерсантов осуществляется налоговыми органами для целей налогообложения[8].
Следует отметить, что в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП) – факт государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, факт прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также фиксируется изменение сведений об индивидуальном предпринимателе, содержащихся в ЕГРИП.
Согласно официальным данным ФНС России, по состоянию на 1 апреля 2017 г. общее количество записей о регистрации индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, составляет 67 689 053[9].
Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя является первоначальным этапом организации бизнеса физического лица.
Согласно инструкции отметим, что процедура регистрации индивидуальных предпринимателей объединяет:
1) государственную регистрацию предпринимателей;
2) постановку их на учет в налоговых инспекциях в качестве налогоплательщиков;
3) присвоение кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
4) регистрацию во внебюджетных фондах в качестве страхователя[10].
Важным моментом при приеме заявления является тот факт, что в соответствии с п. 3 ст. 8 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Все сведения о предпринимателях заносятся в ЕГРИП, причем этот реестр отделен от реестра юридических лиц.
В случае перемены предпринимателем места жительства регистрирующий орган вносит в ЕГРИП соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.
В налоговый орган представляется пакет документов, предусмотренный соответствующими положениями Закона о государственной регистрации.
Пакет документов может быть передан в налоговый орган соответствующим лицом лично (от имени юридического лица – учредителем юридического лица, руководителем исполнительного органа юридического лица, руководителем ликвидационной комиссии (ликвидатором), конкурсным управляющим; от имени индивидуального предпринимателя – индивидуальным предпринимателем) или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности, а также по почте или с помощью интернет-сервиса «Подача электронных документов на государственную регистрацию»[11].
Заявление о государственной регистрации представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной ФНС России, и удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Свидетельствование подписи физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, на заявлении в нотариальном порядке не требуется в случае, если указанное физическое лицо представляет документы непосредственно в регистрирующий орган и представляет одновременно документ, удостоверяющий личность.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. При этом датой представления документов считается день их получения регистрирующим органом.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
По итогу проверки документов выдается Свидетельство - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях.
Также в рамках практики в представленном отделе я принимала участие в подготовке ответов на письменные запросы по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учета налогоплательщиков.
И осуществляла работу с информацией об открытии (закрытии) банковских счетов налогоплательщиков, поступающей из банков и от налогоплательщиков ИП.
Глава II. Правовые проблемы индивидуальной предпринимательской деятельности (на примере Мурманской области) и пути их решения