Проблемы юридического статуса работодателя – физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области на 1 января 2017 г. по области было зарегистрировано 17 215 индивидуальных предпринимателей[12].

Для органов по рассмотрению трудовых споров как индивидуальных, так и коллективного характера, в том числе и для судов, весьма важным является определение юридического статуса работодателя – физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем и имеющего дополнительные «рычаги воздействия» на работника. Так, согласно ст. 307 Трудового кодекса Российской Федерации[13] трудовой договор, помимо оснований, предусмотренных ТК РФ, может быть прекращен по основаниям, предусмотренным трудовым договором.

Такого рода возможность, предоставляемая законодателем работодателю – индивидуальному предпринимателю, сопровождается его обязанностью в установленном порядке вести трудовые книжки на каждого работника (ст. 309 ТК РФ). А от правильности оформления надлежащим образом записей в трудовых книжках работников зависит соблюдение их социально-трудовых прав, нарушение которых может привести в органы по рассмотрению индивидуальных или коллективных трудовых споров.

Согласно ст. 23 ГК РФ, индивидуальным предпринимателем является физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированное в установленном законом порядке. К индивидуальным предпринимателям относятся также главы крестьянских (фермерских) хозяйств, права и обязанности которых определены в специальном законе.

Следует отметить, что зачастую индивидуальными предпринимателями именуют также и иных лиц: частных нотариусов, частных охранников, частных детективов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой.

В качестве правовой основы для такого рода утверждений дается ссылка на абз. 4 п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации[14]. В нем говорится, что для целей НК РФ под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

Вместе с тем, указанный в НК РФ юридический статус некоторых из таких граждан вызывает на этот счет определенные сомнения.

Так, Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что правовой статус частных нотариусов не отождествляется с правовым статусом индивидуальных предпринимателей как физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Отнесение абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ частных нотариусов к индивидуальным предпринимателям, имея условное значение для налогового законодательства, само по себе не создает неопределенность относительно субъектов налогообложения. Понятие же «индивидуальные предприниматели», будучи межотраслевым понятием, употребляется в специальном значении исключительно для целей НК РФ[15].

Такое утверждение Конституционного Суда РФ имело место и в ранее вынесенных им решениях, затрагивавших особенности юридического статуса частных нотариусов и частных адвокатов как субъектов налоговых обязательств.

Определение индивидуальных предпринимателей, данное в НК РФ, имеет специально-терминологическое значение, содержащиеся же в нем в п. 2 ст. 11 нормы-дефиниции предназначены для применения исключительно в целях налогообложения. То есть речь идет о самозанятых гражданах, включаемых также в группу субъектов налоговых отношений, объединенных родовым понятием «индивидуальные предприниматели». Самостоятельного же регулятивного значения – как норма прямого действия – абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ не имеет.

Высказанное Конституционным Судом РФ мнение согласуется и с основными нормативными правовыми актами, определяющими юридический статус частных нотариусов и частных адвокатов.

Как сказано в п. 2 ст. 1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»[16], адвокатская деятельность не является предпринимательской.

Более того, действующим российским законодательством не предусмотрена возможность адвоката заниматься одновременно адвокатской деятельностью и предпринимательством. Согласно п. 3 ст. 9 Кодекса профессиональной этики адвоката адвокат не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью в форме непосредственного (личного) участия в процессе реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг, а также оказывать услуги юридического характера вне адвокатской деятельности или же оказывать данные услуги в организациях, занимающихся оказанием данных услуг[17].

В то же время нельзя не обратить внимание на ст. 21 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», согласно которой адвокат, решивший осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, может учредить адвокатский кабинет, не являющийся юридическим лицом. Но такой адвокат имеет право открывать счета в банках, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета, содержащим указание на субъект РФ, на территории которого учрежден адвокатский кабинет.

Юридический статус такого адвоката напоминает статус индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, который имеет право иметь печать, штамп, открывать расчетный и иные счета в банках. В ст. 4 ранее действовавшего Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» было прямо сказано о том, что адвокаты, которые осуществляют адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, приравниваются в отношении порядка ведения учета хозяйственных операций к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Однако с 1 января 2013 г. данный документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»[18], в п. 1 ч. 2 ст. 6 которого сказано, что бухгалтерский учет, в соответствии с настоящим Федеральным законом, может не вести, в частности, индивидуальный предприниматель, а также лицо, занимающееся частной практикой.

Такое право указанным лицам предоставлено в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.

Следовательно, возможность ведения бухгалтерского учета «в облегченном варианте» индивидуальным предпринимателем, а также лицом, занимающимся частной практикой (независимо от вида деятельности), поставлена в зависимость от налогового законодательства РФ.

Далее рассмотрим особенности юридического статуса частных охранников и частных детективов, установленного Законом РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»[19].

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 1.1 данного Закона, частный детектив – гражданин РФ, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получивший в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности и оказывающий услуги, предусмотренные ч. 2 ст. 3 настоящего Закона.

Частный охранник, как гласит п. 2 ч. 1 ст. 1.1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», – гражданин РФ, достигший 18 лет, прошедший профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника, сдавший квалификационный экзамен, получивший в установленном настоящим Законом порядке удостоверение частного охранника и работающий по трудовому договору с охранной организацией. Если деятельность частного детектива на основе лицензии рассматривается именно как индивидуальная трудовая деятельность с получением прибыли, то деятельность частного охранника не является предпринимательской, поскольку таковой считается деятельность самой охранной организации, в которой он работает по трудовому договору.

Для признания деятельности предпринимательской необходимо наличие ее признаков, указанных в ст. 2 ГК РФ: «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

В качестве индивидуальной трудовой деятельности может рассматриваться деятельность самых различных категорий самозанятых граждан. Поэтому, например, деятельность частнопрактикующего врача, имеющего право на осуществление медицинской деятельности в РФ и получающего прибыль от такой деятельности, зарегистрированной в установленном порядке, будет являться предпринимательской[20].

Таких примеров можно привести немало: физическое лицо с получением прибыли в результате осуществления зарегистрированной в установленном порядке деятельности может приобрести статус индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ).

В заключение отметим, что физические лица, чья профессиональная деятельность, в соответствии с федеральными законами, подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности, именуются в ТК РФ как «работодатели – индивидуальные предприниматели». В связи с этим очень важно правильно определить их юридический статус, обусловливающий специфику работодательской правосубъектности в трудовых отношениях с работниками, не позволяя нарушать социально-трудовые права последних.

Наши рекомендации