Глава 2. экономическая деятельность иностранцев в тюмени
История предпринимательства в Тюмени, берет своё начало с XVI века. В основном это были местные жители Тюмени, накопившие свой капитал для производства и продажи продукции на местном рынке. Прибывшие из других регионов России предприниматели брали планку чуть выше, чем местные жители, открывая фабрики и заводы. Например, Игнатов Иван Иванович основавший один из первых судостроительных заводов на Мысу (г. Тюмень). Он же был в числе инициаторов первого в Сибири общественного элеватора и первого в Тюмени водопровода, и в 1890-1893 гг. запустил электростанцию на судостроительном заводе.
Деятельность братьев Ятесов
Первое упоминание в Екатеринбурге о Ятесах (Yates) относится к концу 1860-х или началу 70-х годов XIX века. Четверо молодых англичан — три брата и племянник: Томас, Джон, Альберт и Вильям, наслышанные о богатствах Урала, приехали в его столицу с наивным намерением организовать с английским размахом выгодную добычу золота в окрестностях города. Неприятное чувство разочарования чужестранцам пришлось пережить сразу же, поскольку богатые месторождения золота давно прибрали к рукам русские предприниматели. Альберт вернулся на родину, а старший брат Томас (на русский лад его чаще всего называли Фомой Егоровичем, реже — Иваном Егоровичем), воспользовавшись отъездом своего родственника Г.И. Гуллета в Тюмень, приобрел у него в Екатеринбурге машиностроительный завод. После долгих дет в Екатеринбурге он заключил сделку с И.И. Игнатовым и получил от него судостроительный завод в Тюмени.
После тщательного изучения уральского рынка Фома Ятес строит бумажную фабрику на реке Пышме в окрестностях известного курорта Курьи близ Сухого Лога совместно с Джоном (Джеком). К этому же времени относится женитьба Ф.Е. Ятеса на Маргарите Вардроппер из Тюмени — дочери инженера-судостроителя Я.Р. Вардроппера и его супруги Агнесы Вильгельмовны. Екатеринбургские родственные и промышленные связи Ятесов Фома Егорович распространил, как видим, и на Тюмень. Они ему пригодились в дальнейшем. Джон (Джек), в свою очередь, породнился с тюменской семьей Памфиловых, женившись на одной из дочерей — Елене.
Первые годы XX столетия для Фомы Ятеса отметились выгодной сделкой с тюменским купцом первой гильдии И.И. Игнатовым, владельцем судостроительного Жабинского механического завода на Мысу. Игнатов, будучи в преклонном возрасте, решил сосредоточить свои усилия на руководстве организованного им объединения пароходовладельцев Обь-Иртышского бассейна «Товарищество Западно-Сибирского пароходства». В 1905 году он сдал в аренду свой завод Ф.Е. Ятесу, и к нему перешло реальное владение судоверфью. Ее управляющим стал В. Стивене, а помощником - А. Вардроппер. Как и в Заводоуспенке, социальное положение рабочих ухудшилось. В 1905 - 1907 годах на предприятии произошли забастовки. Требования рабочих сводились к вежливому обращению с ними, к прекращению незаконного увольнения их товарищей, к отмене штрафов. Строительство речных судов, несмотря на это, продолжалось с большей интенсивностью. К началу второго десятилетия минувшего века появились суда с двигателем внутреннего сгорания — теплоходы. Обвальный спад производства произошёл в годы Первой мировой войны. Накануне революции 1917 года завод продали с молотка, а в первые годы советской власти его национализировали.
«В Тюменском областном архиве хранятся интересные документы, относящиеся к 1892—1896 годам. «Судя по их содержанию, еще один из екатеринбургских Ятесов по имени Василий (Фридрих) Егорович еще в 1892 году, на десятилетие раньше своих братьев, пробился на хлебный тюменский рынок»[25]. Он арендовал у крестьян деревни Парфеново возле Московского тракта недалеко от полотна железной дороги участок земли. На нем он соорудил сначала ветряную мукомольную мельницу, а затем в 1897 году добился разрешения у тобольского губернского механика П.С. Голышева на сооружение паровой машины с котловым хозяйством. Удивляет демократичность принятия решения. Голышев отказался от какого-либо ответа заявителю, пока не получит согласия схода мужского населения деревни. Мужики в составе 41 человека собрались, составили протокол за подписью сельского старосты и дали согласие на аренду земли сроком на тридцать лет. Главное условие, поставленное ими, состояло в том, чтобы помол зерна для жителей деревни выполнялся в первую очередь. В.Е. Ятес, о котором мне почти ничего неизвестно, построил целый городок. В его состав входили контора, жилой дом владельца мельницы, паровая и ветряная мельницы, котельная, навесы и сараи для зерна, мучной амбар, конюшни, коровник и птичник. Производственную площадку щедро озеленили.»[26]
Вольтер Иванович Ятес владел фабрикой в Заводоуспенке до января 1918 года. Совет народного хозяйства Тюменского уезда не только национализировал фабрику, но и конфисковал все личное хозяйство и утварь управляющего. Официальное обращение В.И. Ятеса с просьбой оставить за ним личных лошадей, коров и дорожную повозку осталось проигнорированным. Пользуясь гражданской неприкосновенностью как подданные другого государства, вся семья Ятесов возвратились на родину в Англию. Джон Ятес, один из основателей писчебумажной фабрики в Курьях, поселился в предместье Лондона, где начал дело с нуля. Он открыл небольшой ресторан, а когда встал на ноги, то приобрел свой дом. В годы Второй мировой войны младший сын Д. Ятеса, тоже Джон, был летчиком королевского военно-воздушного флота и погиб в бою в июне 1941 года.